Вице-премьер рассказала об импортозамещении продуктов, поддержке отечественных аграриев и производстве асептической упаковки
Заместитель председателя Правительства РФ по вопросам сельского хозяйства, экологии и оборота недвижимости Виктория Абрамченко рассказала в интервью холдингу РБК о путях замещения в сфере продовольствия. По мнению вице-премьера, российские аграрии готовы полностью отказаться от поставок из-за рубежа.
«У нас нет проблем на рынке продовольствия внутри страны из-за санкций. Рынок продовольствия с 2014-го научился жить под санкциями. Мы еще тогда ввели ответное решение в отношении недружественных стран по поставкам продуктов. И сегодня это фактически те же самые страны», – заявила Виктория Абрамченко.
Как рассказала зампред Правительства, по семенам зерновых культур, пшеницы Россия достигла пороговых значений доктрины продбезопасности – сегодня на 100% используют отечественные семена. В рамках федеральной программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы идет работа по другим культурам – семенам картофеля, свеклы, кукурузы.
«Важный фактор – поверить, что свои семена не хуже импортных. Почему аграрии делали выбор в пользу иностранных семян? Там решения пакетные: семена, агротехнологии, средства защиты растений. Ты не думаешь о рисках, у тебя нет никакой серой зоны, ты защищен, и урожайность гарантирована. Мы пока не научились делать пакетные решения. Но в этом году Правительство такую задачу ведомствам поставило», – пояснила вице-премьер.
Отвечая на вопрос, обсуждаются ли в Правительстве РФ дополнительные варианты регулирования цен, Виктория Абрамченко рассказала, что сейчас решают вопрос с сезонным скачкообразным ростом стоимости овощей – когда отечественное закончилось, а импортное стало дорогим. Помимо того, что аграрии увеличивают количество посевных, в Правительстве готовят адресные меры поддержки по развитию картофелеводства и овощеводства. Правила предоставления субсидий по этому проекту уже утвердил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.
Новые экономические условия не могли не коснуться экономики Магаданской области, отметил губернатор Сергей Носов в интервью РБК в рамках ПМЭФ-2022. Но регион справляется, в том числе, благодаря своему территориальному расположению.
«Механизм реагирования на удорожание, например, строительных материалов, был выработан еще в пандемию. Что касается цен на потребительские товары, был организован мониторинг, для того, чтобы не было спекуляций. И это дало определенный эффект. Положительную роль сыграло и то, что был сформирован запас продовольствия. Мы северная территория, вынуждены создавать запасы продуктов, медикаментов. Запас, созданный по старым ценам, позволил не иметь таких резких скачков – мы продержались лучше, чем другие, во всяком случае, чем центральные регионы. Но рост цен – есть рост цен, это объективно», – отметил Сергей Носов.
Председатель Общественной палаты Магаданской области Яков Радченко ранее отмечал, что заместить иностранные компании, ушедшие с российского рынка, несложно. В сферах питания, пищевой, легкой промышленности, торговли есть и сырье, и персонал.
«Я помню, было время, когда практически вся еда в магазинах была импортной, а теперь это трудно себе представить, потому что практически вся еда отечественная. Также должно стать и с промышленными товарами и продукцией», – поделился мнением Яков Радченко.
Виктория Абрамченко уверена, что во внутреннем производстве продуктов нерешаемых проблем нет. Существует насущный вопрос производства асептической упаковки. Российские производители уже начали эксперимент по созданию «отечественного TetraPak» – PurePak.
«Может быть, не будет той красивой белой упаковки, привычной глазу, – она будет серой, как мы ее называем, «экологичной», но она будет наша, отечественная. Важно, что на качестве и безопасности того, что расфасовано в эту упаковку, такая замена никак не отразится. И в бидоны алюминиевые мы не вернемся», – подчеркнула вице-премьер.
Проект из эксперимента перейдет в серийное производство уже в этом году. Первые партии отечественного картона для PurePak уже закупили для молочной отрасли.
Коммерческий директор КФХ «Комарова» Анастасия Сергеева рассказала, что главная сложность, с которой столкнулся иркутский завод-изготовитель пленки для упаковки молока, с которым сотрудничает хозяйство, – отсутствие отечественных аналогов краски для маркировки. Поэтому еще в начале действия санкций в «Комарова» приобрели запас упаковочного материала, которого должно хватить до конца года.
«Что касается упаковочных стаканчиков, их стоимость увеличилась приблизительно на 8%. Но на «Комарова» это не сказалось, поскольку мы приобретаем упаковку в больших объемах. Так, недавно мы получили два с половиной 20-тонных контейнера стаканчиков – их хватит до конца октября», – пояснила Анастасия Сергеева.
Наращивание отечественного производства упаковочного материала происходит параллельно с тестированием российских красок на предмет применения на импортной технологии. Кроме того, идут поиски альтернативных поставщиков краски из дружественных стран – для этого разработаны механизмы параллельного импорта.