«…КАК БЫЛО НАМ СТРАШНО, ДЕВЧОНКАМ ВЧЕРАШНИМ…»


Под рубрикой «За жизнь! За Победу!» в каждом номере нашей газеты перед читателями предстают магаданцы - участники Великой Отечественной войны, которые рассказывают о себе, былых сражениях и дают своеобразный наказ грядущим поколениям.

Наша сегодняшняя героиня - 86-летняя Вера БОТЯКОВА. Вера Николаевна награждена орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями Жукова
«За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.». В юном возрасте Вера попала в пекло Великой Отечественной войны, покалечена ею, но в то же время закалена той суровой жизненной школой, рано повзрослела, научилась быть ответственной не только за себя, но и за других людей.

ПРО ВОЙНУ

- Я родилась и жила в Астрахани, из четырех детей в семье была самой старшей: когда началась война, мне было 18 лет, я только что отметила свой день рождения. Помню, как 22 июня мама прибежала с работы, обняла нас и сказала: «По радио объявили - война». Я сразу вскочила: «Иду на фронт!». Обивала пороги военкоматов, но меня не брали. Стоило им взглянуть на меня (рост 154 см, наивные карие глаза, темно-каштановые короткие волосы), как слышалось в ответ: «Идите стихи пишите, девушка!». И все-таки в январе 1942 г. меня отправили в отдельный батальон связи за Волгу. Определили в роту спецтехсвязи для работы на «Бодо» (аппарат «Бодо» - телеграфный буквопечатающий аппарат, на котором работали телеграфистки. - Прим. авт.).

Способности и усидчивость позволили мне быстро освоить радиосредства. Но в этот момент начальнику штаба срочно потребовалась машинистка, и он за-
брал меня к себе. Владеть печатной машинкой меня еще до войны научила мама. Я выполняла не только механические функции: печатание, канцелярские работы, оформление и хранение документов, но и составляла и отправляла сводки, по которым наши били немцев. После этого меня отправили в запасной полк под Москву, я заведовала лабазом (амбар для склада запасов. - Прим. авт.), отправляла на фронт поезда с продовольствием. И каждый день ходила в военкомат, просилась на фронт. Наконец в конце 1943 г. меня отправили на 2-й Белорусский фронт, в составе которого я год воевала. Победу встречала в звании старшего сержанта под Кенигсбергом уже на 3-м Белорусском фронте. Но моя личная победа - это сын Геночка, который появился на свет 6 августа 1945 года. Так в 22 года я стала мамой.

ПОСЛЕ ПОБЕДЫ

- После войны вернулась домой в Астрахань, возвратился целым и невредимым с фронта и брат Николай. Семья была большая, нужно было работать. 13 июля 1953 г. вместе с 7-летним сынишкой я приплыла на Колыму в распоряжение отдела кадров КГБ. Работала машинисткой, после - в паспортном столе Среднеканского райотдела, а потом - в финансово-плановом отделе областного УВД, откуда и ушла на пенсию в апреле 1990 г. как вольнонаемная в должности инспектора паспортного стола.

Сегодня моя самая страшная проблема - одиночество. Я все время плачу, потому что совершенно одна. Из-за болезни позвоночника уже шесть лет не выхожу из дому, передвигаюсь по квартире с тросточкой. Целыми днями лежу, смотрю телевизор. Недавно вновь начала сама себе с горем пополам готовить, до этого соседка Нина Руденко приносила еду. Никто ко мне не приходит, не звонит, никому я не нужна. От этого очень горько, ведь я люблю людей, остро жажду общения, а вокруг пустота… Сын вместе со второй женой Любой уехал из Магадана еще в 80-х. Когда он болел, я все деньги отправляла ему, помогала и внукам, поровну делила свою пенсию и слала каждому. Одно время у меня даже жил старший сын моей второй невестки (от ее первого брака) со своей семьей. А потом все разом обо мне забыли…

Внуки Лариса и Дмитрий живут в Украине, в Херсонской области. Лариса подарила мне двоих правнуков: Настя учится в школе, а Юра в прошлом году поступил в Киевский технический госуниверситет по специальности «Энергетика». Внучка Лариса два года назад приезжала ко мне в гости, я переписала на нее свою квартиру. Где сейчас моя вторая невестка, не знаю. Во втором браке сын подарил мне внука Илью. В 2000 г., после смерти сына, я пыталась через адресное бюро отыскать невестку и внука, которые живут в Воронежской области, но бесполезно…

ПРО САМУЮ БОЛЬШУЮ ЛЮБОВЬ

- Всю жизнь я люблю одного-единственного мужчину. Впервые мы увидели друг друга на войне в 1942 г., мне было 19, ему - 24. Михаил был начальником штаба. И эту фронтовую любовь я пронесла через все годы… А он всю жизнь называл меня своей женой. Что помешало нам быть вместе? Тогда, в 1942 г., узнав о наших чувствах, нас разлучил командир батальона, который сам был в меня влюблен и безуспешно добивался моей взаимности. Меня отправили под Москву, я писала Мише письма, а командир все их перехватывал. Как я узнала много лет спустя, Михаил не получил ни одного моего письма… Последний раз я видела его в 1959 г. в Ростове. Миша служил в Северо-Кавказском военном округе, был уже подполковником, женился, но любить продолжал меня... Из Магадана я ездила к нему, мы встречались урывками, развестись с женой и оставить семью я ему не позволила. Потом просто прилетала, чтобы посмотреть на него издалека… Он - моя первая и единственная любовь. Замуж я не вышла. Я любила Мишу. И, видимо, такая была моя судьба.

Дарья ГАВРИЛОВА.
"Магаданская правда"








Колымские колонки