«Ключевая задача, которую мы обязаны решить, – это обеспечение ветеранов жильем».
Президент РФ Д. МЕДВЕДЕВ.
В преддверии юбилея Победы редакция газеты «Вечерний Магадан» и депутаты Магаданской городской Думы запланировали посещения участников Великой Отечественной войны на дому с целью выявить бытовые, квартирные нужды ветеранов, зафиксировать просьбы и предложения, чтобы выполнить их в оперативном порядке с помощью мэрии Магадана и городской Думы.
Первый выход корреспондент «ВМ» и депутат Андрей Федорович Самсон сделали на дом фронтовиков В.Ф. Авраменко и Л.П. Демшиной. Виталию Федоровичу 86 лет. Вместе с женой Валентиной Ивановной (она ветеран тыла, награждена медалями «За победу над Германией», «Ветеран труда» и «За доблестный труд») он проживает в доме № 50 по улице Карла Маркса с 1961 года. Квартира на первом этаже и очень холодная, поскольку ее пол, практически, без всякой теплоизоляции, лежит на земле.
– Вы сами ощущаете холод в комнате, – говорит Валентина Ивановна, обращаясь к депутату. – Во вторую комнату мы вообще не заходим, так как там настоящий морозильник. Нам приходится кутаться во все теплое. Не знаем, как тут дальше жить. До перестройки нас обещали переселить, а затем все заглохло.
Она показывает Андрею Федоровичу многочисленные «узкие места» своего неуютного жилища.
– Вот посмотрите, в ванной от «старости» обвалилась раковина, – показывает хозяйка на место, где крепилось раньше сантехническое устройство. Все трубы проржавели.
Затем осмотр туалета. Там ситуация тоже совсем неприглядная. Опасно и заходить. Но и это еще не все. Валентина Ивановна демонстрирует подоконники и рамы. Они прогнили, и от сырости дерево просто рассыпается от малейшего к нему прикосновения. Одним словом, впечатление от визита и у депутата, и у журналиста осталось удручающее. Андрей Федорович все увиденное записал.
Кстати, о жилищных неудобствах бывшего пулеметчика Авраменко городская и областная пресса пишет регулярно на протяжении последних лет. Вот что писал «Вечерний Магадан» накануне шестидесятой годовщина окончания войны:
«… Два месяца батареи были холодные, так как на втором этаже лопнули трубы. Оттуда лилась горячая вода. Работники РЭУ-1 все успокаивали: «Потерпите!» Но проходили недели и даже месяцы, ремонт никак не заканчивался. В 2003 году «шабашники» орудовали всю зиму, разобрали в квартире пол, чтобы трубы заменить. Затем в помещении углового магазина тоже лопнули трубы, и снова Авраменко долго смотрели на свой разобранный пол. И совсем не удивительно, что на стенах, потолках «заколдованной» квартиры разрастаются грибковые наросты».
Между тем, надо подчеркнуть: в течение ряда лет супруги Авраменко посылали письма в адрес больших чиновников с просьбами помочь им в благоустройстве квартиры. И получали только отписки.
12 ноября 2009 года Президент России Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию сказал:
«Ключевая задача, которую мы обязаны решить, – это обеспечение ветеранов жильем… Мною дано дополнительное поручение – предусмотреть средства на обеспечение квартирами всех ветеранов…»
В данном случае речь не ведется о новой квартире для ветерана Авраменко. Просто имеющееся жилье требуется привести в порядок. Уже сидя в машине, мы обсудили с Андреем Федоровичем проблему. А она такая. Дом теперь обслуживается ТСЖ, а у него нет средств на квартирный ремонт. Можно, правда, взять какие-то деньги из средств, выделенных на общий ремонт здания. Но сделать это, разумеется, непросто. Другой вариант – искать спонсоров. Одним словом, теперь депутату Самсону есть над чем поработать, чтобы оказать помощь семье ветерана, который был несколько раз ранен, награжден двумя орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За победу над Германией» и «Медалью Жукова». Он служил пулеметчиком, а затем и командиром отделения станкового пулемета.
***
Любовь Петровна Демшина имеет звание ефрейтора, воевала в составе зенитной батареи, была разведчиком. Награждена медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией». Родилась она в 1921 году в Туркменистане.
В 1939 году Люба закончила школу и поступила в Алма-Атинский горнометаллургический институт. Известие о начале Великой Отечественной войны застало ее на производственной практике. Вернувшись в Алма-Ату, она вместе с подругами пришла в военкомат с просьбой об отправке на фронт.
Любе вежливо, но категорически отказали, предупредили:
– Поскольку вы окончили второй курс, то получите институтский диплом уже через полтора года при ускоренном режиме учебы.
Стране тогда требовалось очень много квалифицированных специалистов, их по возможности старались беречь. В 1942 году напряжение на всех фронтах достигло наивысшего накала. Совет обороны объявил о призыве добровольцев, чтобы как-то восполнить потери бойцов и противостоять вражескому напору. Все институтские ребята – металлурги, геологи, горняки ушли в армию добровольцами и вскоре погибли. Все!
… Пришел и Любин черед. Она получила повестку явиться на сборный пункт с котелком, ложкой, полотенцем… Вместе с нею оказалась и профессорская дочка Нина Григорьева. Никакие уговоры родителей остаться на нее не подействовали.
Для первоначального воинского обучения девчат чуть ли не со всей Средней Азии на полтора месяца доставили в Красноводск. Они учились стрелять, осваивать азы профессии связиста и радиста. Затем переброска в Баку, принятие присяги и назначение в восьмую батарею 249 отдельного зенитного дивизиона, в разведку. В обязанности Любы входило прослушивание неба, обнаружение немецких самолетов всех типов по звуку моторов и силуэтам. На посту она следила за воздухом.
Боевое крещение недавняя студентка получила тоже в Баку. Однажды в два часа ночи она услышала самолетный гул. Определила: это не советский «МиГ», а скорее всего, «Юнкерс» или «Хейнкель». Засекла высоту и сектор полета фашистского разведчика, по «цепочке» передала данные в штаб. А там не поверили, потребовали их подтверждения. Действительно далековато от фронтовой линии залетел немец.
Был дан приказ включить прожекторы, поднять с аэродромов истребители. Непрошенный гость попался в сеть прожекторных лучей и был сбит над морем. Нельзя было допустить, чтобы он упал на город, на нефтяные вышки, что вызвало бы большие пожары.
Военная обстановка потребовала в 1943 году перевода зенитного подразделения в район Минеральных Вод, где хозяйничали захватчики. В их руках оказались Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки…
В ноябре 1943 года зенитная батарея снова передвинулась в сторону Баку, в поселок Логбатан – Волчье логово. Ведь над каспийскими нефтяными промыслами немецкие самолеты летали вплоть до Победы. И Люба продолжала чутко слушать тревожное кавказское небо. Именно о таких вот славных советских девчатах-зенитчицах рассказывает прекрасный фильм «А зори здесь тихие».
Живет сейчас Любовь Петровна вместе с младшим сыном в двухкомнатной квартире.
– Какие у вас будут просьбы ко мне – депутату городской Думы? – спрашивает Андрей Федорович.
– Никаких, – последовал ответ.
У Любови Петровны все хорошо, пенсией она довольна. Ее навещают бывшие коллеги по работе, представители Совета ветеранов, друзья. У нее уже есть два правнука.
Депутат был удивлен тем, что не получил никаких наказов от своей избирательницы. Прощаясь, оставил ей номер своего телефона, просил в случае надобности позвонить ему.
Материал подготовил
Петр ЛИВАНОВ.