МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Почему дети совершают преступления? В каких условиях они проживают? Что толкает подростков на кражи, угоны, драки со сверстниками… В причинах «детской» преступности пытались разобраться полицейские и социальные педагоги области на семинаре в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Магаданской области. Об этом сообщили РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" в пресс-службе УМВД России по Магаданской области.
А началось все с небольшой экскурсии по Центру, гостей провели в уютную по-домашнему обставленную столовую, в игровую, где представлена обширная библиотека, тренажерный зал, медицинский кабинет, палаты для сна и личного времени… В общем, угнетающего впечатления Центр совсем не создает.
- Мероприятие такого уровня для социальных педагогов мы проводим впервые, - рассказывает начальник Центра Светлана Шамильевна Пьянкова, - ведь многие считают, что у нас здесь тюрьма, а это не так. Мы хотим рассказать о нашем подразделении, о проводимой работе. Ведь порой так важно вовремя среагировать на тот или иной неправомерный поступок подростка, чтобы он не почувствовал полной безнаказанности за свои действия. А бывает и так, что мы по сути дела спасаем детей от собственных родителей. Наши специалисты начинают выяснять, что побудило, к примеру, мальчишку пойти на кражу и получается, что причиной стало элементарное отсутствие еды в доме. Разбираемся во всех случаях очень тщательно, выходим с предложениями о лишении нерадивых пап и мам родительских прав, помещаем детей в реабилитационный центр.
По сложившейся практике в Центр помещаются подростки, совершившие общественно опасное деяние и не достигшие возраста, с которого наступает уголовная или административная ответственность. Сроки содержания варьируются от 3-5 суток, до 30.
За это время с подростками занимаются воспитатели, психолог, учителя, специалисты Магаданской областной детско-юношеской библиотеки, Центра СПИД, наркологического диспансера, Русской православной церкви.
Для повышения эффективности профилактической, психологической и воспитательной работы необходимо установить контакт с несовершеннолетним, наладить доверительные отношения. А это возможно только после адаптации подростка к условиям содержания. В некоторых случаях для этого надо от трех до пяти суток.
Затем можно проводить всестороннюю и достоверную психодиагностику особенностей личности несовершеннолетнего, составить характеристику и выработать рекомендации заинтересованным ведомствам и учреждениям по дальнейшей работе с ним и его семьей. В это же время психологом проводятся индивидуальные психологические консультации с родителями подростка с целью выяснения внутрисемейной обстановки.
Параллельно с работой психолога с первого дня содержания с несовершеннолетними ведется индивидуальная профилактическая работа воспитателями Центра. Разработана специальная десятидневная программа, согласно которой подростки получают элементарные навыки бытовой ориентированности, дисциплинированности. С ними проводятся беседы на правовые темы, затрагиваются проблемы наркотической и алкогольной зависимости, ВИЧ – инфекции. Последовательно и поэтапно, у подростков формируются представления об уголовной и административной ответственности, прививаются навыки ответственного поведения. Именно в Центре ребята порой впервые узнают о главных событиях из истории нашей страны, о людях, ее прославившую. К примеру, некоторые из них с удивлением узнают, что первым человеком, полетевшим в космос, был наш Юрий Гагарин. Именно здесь несовершеннолетние имеют возможность в спокойной обстановке, вдали от своих, в основном асоциальных, компаний проанализировать поступки, подумать о поведении и будущем.
За время содержания с подростками проводятся занятия по основным предметам школьной программы. Учителя, в индивидуальном порядке, восстанавливают пробелы, полученные за время обучения в учебных заведениях.
В оживленном разговоре социальные педагоги и полицейские сошлись во мнении, что главные причины подростковой преступности кроются, прежде всего, в семье.
Завершая мероприятие, участники разговора пришли к выводу, что общими усилиями всех заинтересованных структур удастся повлиять на то, чтобы наши дети как можно меньше совершали правонарушений и в то же время, возможно, стоит чаще использовать помещение подростков в Центр временного содержания, как профилактическую меру.