Имя Владимира Германовича Богораза - известного этно-графа северных народов (в основном чукчей и эскимосов) - давно известно краеведам и литераторам Северо-Востока России. Его литературному и научному творчеству посвящено большое количество исследований.
Его путешествия по Северо-Востоку описаны в книге Б. И. Карташева "По стране оленных людей", выпущенной в центральном издательстве; в Магадане был издан библиографический указатель с его автобиографией и биографией, написанной магаданским историком Д. Райзманом. Но во всех этих трудах участие Богораза в Джезаповской экспедиции 1900 - 1901 гг. на Северо-Востоке Азии обозначено лишь пунктирно. В связи со столетним юбилеем этой экспедиции есть все основания более подробно рассмотреть участие в ней Богораза.
Экспедиция была организована и финансировалась Американским музеем естественной истории. Охотско-чукотским отделом экспедиции руководил В. Иохельсон, а Богораз возглавлял ее чукотский отряд. Рекомендуя Богораза для участия в экспедиции, Иохельсон писал, что он "...на данный момент является лучшей кандидатурой для исследования чукотских племен".
Первоначально отряд Богораза состоял из двух человек - его самого и его жены, Софьи Константиновны. Перед отбытием на Чукотку они встретились во Владивостоке, куда Богораз прибыл из Европы (через Америку и Японию), а его супруга - по железной дороге из Санкт-Петербурга. Своей базой на Чукотке они выбрали для начала Ново-Мариин-ский пост (впоследствии - г. Анадырь) в устье р. Анадырь - наиболее отдаленный поселок России в Северо-Восточной Азии в то время. Они покинули Владивосток 14 июня 1900 г. на пароходе "Байкал", единственном регулярно ходившем туда раз в год государственном русском почтовом пароходе. Вопреки желанию Богораза, экспедиции не удалось зафрахтовать судно для того, чтобы отправиться как можно ближе к Берингову проливу. В пути они пробыли пять недель, останавливаясь ненадолго в Петропавловске-Камчатском и заливе Барона Корфа.
Ново-Мариинск располагался на косе и состоял из бараков, построенных из дерева и полностью покрытых землей, в которых жили служившие здесь казаки, а также небольшого стойбища коренных жителей - самого южного поселения приморских чукчей. Н. П. Соколянский, бывший тогда начальником Анадырской округи, выделил для экспедиции рубленую избу, определил в помощь Богоразу переводчиков, проводников и рабочих. Проявляя заинтересованность в положительном результате экспедиции, он передал для Американского музея большое количество образцов чукотской одежды, украшений и других предметов.
Из-за эпидемии кори, распространившейся по чукотским поселкам, Богораз не смог нанять байдару с командой для того, чтобы отправиться, как он планировал, на север. Поэтому первые четыре месяца полевой работы в устье Анадыря (июль - октябрь) он провел, посещая лагеря оленных чукчей, разбросанные летом по морскому побережью. Он собрал этнографическую коллекцию, сделал серию фотографий и антропометрических измерений. Одновременно он изучал язык племени Айван, бывшего основной группой азиатских эскимосов. С этой целью он помог двум айванским семьям, которые жили с чукчами в Мариинске. Условия лета были очень неблагоприятными. Эпидемия кори, принесенная русскими торговцами из Владивостока на Камчатку в предыдущие годы, прошла по побережью Охотского и Берингова морей, унеся сотни жертв. В некоторых местах умерло до трети всего населения. Летом 1900 г. эпидемия достигла чукотского полуострова, где и без того немногочисленное население Чукотки понесло значительные потери. Из-за нее летняя ярмарка, которая проходила обычно в Ново-Мариинске в начале августа каждого года, не собралась в 1900 г., так как никто не приехал, кроме нескольких племен с севера Чукотки и эскимосских поселений. Тем не менее, путешествуя по селениям, Богораз получил в обмен на мануфактуру, чай и табак обширную коллекцию предметов из резной кости, наконечников, предметов быта, охотничьего вооружения и ритуальных предметов.
В конце октября, когда замерзла р. Анадырь, Богораз покинул Ново-Мариинск и с казаками отправился в Марково в среднем течении Анадыря и оттуда в село Каменское на Охот-ском побережье. Жена его осталась на Анадыре до следующего лета, путешествуя между Мариинском и Марково, и собрала, по признанию Богораза, большую часть коллекции для музея, тогда как он сам занимался главным образом научным описанием коллекции. Ей помогал А. Аксельрод, географ экспедиции, присланный В. Иохельсоном в Ново-Мариинск в декабре 1900 г. из Каменского.
Путешествовал Богораз по Чукотке почти исключительно на собаках, полученных от аборигенов. Из этих собак он сформировал три упряжки, которые позволяли отряду передвигаться достаточно быстро, когда погода и состояние снега были благоприятными. Экспедиция не могла брать большой груз и должна была оставить все, кроме научных инструментов и предметов обмена. Это заставляло их рассчитывать почти полностью на запасы пищи в поселках, и в течение всего времени они жили на сухой рыбе, оленине и мясе морзверя. Труднее всего было найти еду для собак, особенно весной, когда пищи недостаточно в приморских поселках. Таким образом, о корме для собак приходилось заботиться, а это уменьшало размеры багажа для других целей. В путешествиях Богораза часто сопровождали казаки и местные проводники. Каждый в поездке управлял своей собственной упряжкой из 12 собак.
Зима 1900 - 1901 годов была в Анадыре суровой. Она началась с сильных снегопадов, за которыми последовали оттепели. Мох покрылся коркой льда, и из-за этого оленьи стада наполовину вымерли от бескормицы, так как животные не могли разбить ледяную корку копытами. "На пути в Анадырь, - писал Богораз в своем отчете, - повсюду валялись трупы оленей, а вчера я видел чукотского мальчика, умершего от голода". По этой причине зимние ярмарки мало посещались, а люди, рассеянные по всему краю, были не в состоянии предпринять какую-нибудь тяжелую поездку. Часто бушевали пурги и заметали путь до такой степени, что собаки с трудом сами пробивались через глубокий снег. Большую часть похода в Марково группа шла на лыжах, помогая упряжкам тащить сани.
Богораз прибыл в Каменское 20 ноября 1900 г., через месяц после путешествия по Чукотке, и застал там Иохельсона с женой. По его прибытии Иохельсон отправил Аксельрода в Анадырь присматривать за базой Богораза, где он и остался до окончания экспедиции, занимаясь описанием флоры и фауны Чукотского полуострова.
В конце декабря после четырехнедельной остановки Богораз совершил путешествие через плато Парапольский Дол к первым селениям камчатских коряков и оттуда в поселения камчадалов на западном берегу полуострова Камчатка. Там в 8 поселениях он выяснил, что на камчадальском языке все еще говорят, хотя быстро переходят на русский.
В конце февраля 1901 г. Богораз покинул Каменское и отправился обратно на Анадырь вдоль побережья Берингова моря через территорию, прежде совершенно не известную и не исследованную. Он спешил достигнуть Мариинска 25 марта, поскольку имел договоренность с анадырской частью экспедиции подготовить все к этому времени для поездки на север. В пути он простудился в одном из поселков Камчатки и временно потерял голос, так что мог общаться с местными жителями только при помощи жестов в течение более двух недель. В одно время его болезнь стала столь опасной, что казак, который его сопровождал, спросил у него инструкции, как бы он хотел, чтобы позаботились о его теле и о его официальных бумагах на случай, если он умрет в пути. Богораз распорядился упаковать все документы в кожаную сумку и доставить это аккуратно на Анадырь остальным участникам экспедиции.
По пути отряд Богораза пересек границу между коряками и чукчами-оленеводами, которые в прежние времена вовлекались в продолжительные войны друг с другом, затем продвигался по линии керекских поселков. Последние были ответвлением приморских коряков, которые жили в наиболее удаленных частях территории, бедной природными ресурсами. В прежнее время они жили охотой на моржей, но в течение последних нескольких десятилетий, то есть с появлением американских китобоев, которые отогнали моржей дальше на север, они быстро вымирали от частых голодовок.
Между керекскими поселками и первыми стойбищами анадырских оленных чукчей лежала незаселенная горная страна. Она была неизвестна керекам, которые не смогли обеспечить Богораза проводниками, и отряд пересекал это место, ориентируясь исключительно по замерзшим горным рекам, поднимающимся на перевал, а затем ведущим вниз, к притокам Анадыря. "Значительная часть моего пути, - писал Богораз, - до сих пор не была пройдена ни одним цивилизованным человеком". Это путешествие сильно истощило силы собак и ездоков.
26 марта отряд вернулся в Ново-Мариинск, где в течение двух недель Богораз готовил коллекции, собранные им в экспедиции, к отправке во Владивосток. В середине мая 1901 г. отряд Богораза продолжил исследования, отправившись на север с группой местных (коренных) торговцев, которые вернулись из своей ежегодной поездки с анадырскими казаками по Чукотке. Богораза сопровождал Аксельрод и 4 обрусевших аборигена с дополнительными упряжками собак, везшими провизию и товары для обмена. В пути Аксельрод проводил изучение окрестностей. За четыре недели, преодолев залив Креста по льду, отряд достиг мыса Чаплина (тогда м. Индиан), где они провели месяц, в течение которого Богораз съездил на байдаре на о. Св. Лаврентия. Объектом исследования были приморские чукчи и азиатские эскимосы. Здесь он собрал большую коллекцию предметов быта эскимосов и записал тексты эскимосского фольклора. Эти материалы были опубликованы им в 1913 г. в монографии "Эскимосы Сибири" на английском языке. На русском языке эта книга так и не была издана, что не может не вызывать сожаления.
Некоторое время Богораз ожидал на мысе Чаплина русский почтовый пароход "Вега" для возвращения в Ново-Мариинск. Однако тот задержался в районе Берингова пролива, оказывая помощь потерпевшему крушение китобойному судну, и прибыть к нужному времени на мыс Чаплина не смог. Поэтому этнографические коллекции оттуда были отправлены Богоразом на шедшем в Америку американском китобойном судне "Вильям Беллис", капитан которого взялся доставить груз в Нью-Йорк.
В конце июня, когда стало ясно, что ждать парохода на мысе Чаплина не имеет смысла, поскольку так можно было опоздать на последний уходящий из Ново-Мариинска во Владивосток пароход, отряд отправился в обратный путь к устью Анадыря самостоятельно на байдаре. Для этого путешествия Богораз приобрел каркас байдары и при помощи местных жителей покрыл его шкурой моржа. Из-за недостатка места в байдаре им пришлось оставить часть снаряжения и дешево распродать собак. У Богораза была возможность выехать с Чукотки прямо в США на китобойном судне, но он предпочел не оставлять коллекции, хранившиеся в Ново-Мариинске без присмотра, да и требовалось возвратить обратно помощников, отправившихся с ним из Анадыря.
Путешествие по морю на этой лодке продолжалось 32 дня, и они прибыли в Мариинск 28 июля 1901 г. (за 10 дней до прибытия ежегодного почтового парохода, который забрал Чукотский отряд обратно во Владивосток).
Оттуда Богораз отправил морем коллекции, упакованные в более чем сто больших ящиков, в Нью-Йорк, а сам с женой отправился по Сибир-ской железной дороге в Санкт-Петербург. По приезде он простудился и был не в состоянии отправиться в Нью-Йорк до 17 апреля 1902 г.
В результате работ Чукотского отряда были изучены этнография и антропология чукчей, азиатских эскимосов, частично камчадалов и камчатских коряков. Собрана коллекция, состоящая из 5000 этнографических предметов, 33 гипсовых копий лиц, 75 черепов и археологических материалов из покинутых поселений и могильников. Было записано 300 сказок и традиций, 150 текстов на чукотском, корякском, камчадальском и эскимосском языках, сделаны описания и грамматические наброски этих языков, 95 фонографических записей чукотского языка, 860 антропометрических измерений, собрана небольшая зоологическая коллекция, велся метеорологический журнал в течение всей экспедиции. Им также было сделано около тысячи фотографий, отражающих различные аспекты жизни аборигенов Чукотки и хода экспедиции.
Эти материалы стали основой большого научного труда В. Г. Богораза "Чукчи", изданного сначала в 1904 - 1910 годы на английском языке, а затем, частями, в 1930-е и в 1990-е годы в России.
Результаты экспедиции получили признание во всем мире. Основываясь на многочисленных данных, полученных В. И. Иохельсоном, В. Г. Богоразом и другими участниками Дзезаповской экспедиции, научный организатор экспедиции Ф. Боас, сравнивая типы языков и культуры, сделал вывод, что народы Северо-Востока Сибири являются значительно более близко родственными коренным американцам, нежели другим азиатским народам.
С. Б. Слободин, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ