Болдырев Анатолий Капитонович



Родился 15 октября 1883 года в городе Грайвороне. В 1901 году окончил Харьковское реальное училище, поступил в Петербургский горный институт, где стал учеником выдающегося ученого, создателя современной кристаллографии - Евграфа Степановича Федорова. Еще будучи студентом, Анатолий Капитонович ведет научную работу, участвуя в геологических исследованиях, проводимых Е. С. Федоровым. Он создает оригинальный научный труд «Основы геометрического учения о симметрии», который был удостоен премии Совета горного института. Принимает участие в студенческом движении, за что царское правительство сажает его в тюрьму, исключает из числа студентов горного института и ссылает сначала в Чердынский край, а затем - в Нижний Тагил.

"Родился в г. Грайвороне Курской губернии в 1883 г., - писал А. К. Болдырев в одной из автобиографий, датированной 3 ноября 1943 г., - итого мне сейчас 60 лет. Отец и мать оба были крепостными крестьянами вплоть до манифеста об освобождении. Позже отец был купцом 2-й гильдии. После вступления в самостоятельную жизнь я по сословию был мещанином. Общее образование получил в Харьковском реальном училище (окончил в 1901 г. первым учеником).

В том же году поступил в Петербургский горный институт. Дошел до 3-го курса быстро и беспрепятственно. С 1904 по 1910 г. вследствие студенческих волнений наступил перерыв в учебе. В конце 1910 г. за участие в студенческом движении был арестован и административно сослан на три года в Пермскую губернию, сначала в Чердынский край, а потом (вскоре) переведен в Нижний Тагил, где служил всю ссылку геологом Нижнетагильского округа.

По манифесту 300-летия Дома Романовых срок ссылки был немного сокращен. Весной 1914 г. уехал в Петербург и поступил гидрогеологом в отдел земельных улучшений; лето работал от этого учреждения в Средней Азии в бассейне реки Чу. По возвращении в Петроград (переименован в 1914 г. - А. К.) был мобилизован как исключенный из горного института студент в ратники ополчения 1-го разряда. После недолгого обучения и работы санитаром попал как нестроевой в химическую лабораторию дымовых завес близ Колпино в качестве химика-лаборанта, пробыл там до демобилизации Советской властью (так в тексте. - А. К.).

В 1917 году, будучи рядовым 3-го железнодорожного батальона, был выбран в Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Там вступил в марте 1917 г. в партию эсеров, из которой вышел сразу после Октябрьской революции (в начале ноября старого стиля). При советской власти арестовывался два раза: в 1921 и 1933 гг. Оба раза после двухмесячного следствия выпускался на свободу без всяких ограничений. Специализироваться начал уже в 1903 г. по кристаллографии, минералогии, родственным наукам. Научный стаж - 40 лет, педагогический -с 1918 по 1938 г. -20 лет, профессорский -с 1919г. -19 лет. Имею свыше 80 печатных работ, из них 6 книг (курсы кристаллографии, минералогии и сводные работы)".

Данная автобиография сохранилась в личном деле А. К. Болдырева. К ней примыкает "Анкетный лист", заполненный Анатолием Капитоновичем также 3 ноября 1943 г.

Он дополняет автобиографию ученого, детализирует ее отдельные моменты. Так, Анатолий Капитонович уточняет, что он вышел из партии эсеров только тогда, "когда эсеры пошли против Советской власти", а Петроградский горный институт, ставший затем основным местом его разносторонней деятельности, окончил в 1919 г. На наш взгляд, это очень важные уточнения, сделанные рукой самого ученого. Однако самое главное, что дает нам знакомство с "Анкетным листом", заполненным А. К. Болдыревым, это то, что он довольно кратко и четко, всего лишь в нескольких строчках, сообщает о наиболее трагическом периоде своей жизни.

Таким образом, мы узнаем, что Анатолий Капитонович был "арестован в Ленинграде 7 (8) октября 1938 г.", затем "осужден Особым Совещанием по статье АСО 26 июля 1939 г. на 5 лет без поражения прав", "прибыл на Колыму 5 ноября 1939 г." и "освобожден 26 октября 1943 г.".

Причинами для ареста и осуждения А. К. Болдырева явилось то, что ретивыми следователями было поставлено ему в вину, а в "Анкетном листе" опять же занимает несколько строчек: "В 1926 году, летом, был командирован на три месяца в Испанию, на Международный геологический конгресс в Германию для работы в рентгенолаборатории".

В этих зарубежных научных контактах "компетентные органы" увидели истоки той "антисоветской деятельности" и "участия в АСО" - в антисоветской организации, которую они и приписали А. К. Болдыреву осенью 1938 г. На самом деле все данные обвинения были просто сфабрикованы, а в основе их лежал обыкновенный донос коллег Анатолия Константиновича, завидовавших славе выдающегося ученого. Для них 1938 год явился прекрасным поводом для того, чтобы убрать со своего пути А. К. Болдырева, который, по их мнению, уж очень высоко вознесся.

Действительно, если говорить о том, что осталось за страницами личного дела Анатолия Капитоновича (а знать это нам необходимо), то нельзя не вспомнить то, что уже приводилось в путеводителе-справочнике "Магадан", изданном в 1988 г. к 50-летию областного центра. "20 - 30-е годы, - говорится в нем, - были наиболее плодотворными для его разносторонней деятельности.

Именно в этот период имя Болдырева как крупнейшего кристаллографа страны стало широко известно за границей. Его статьи печатались в иностранных научных журналах, он участвовал в международных геологических конгрессах, посетил Испанию, Германию, где завоевал мировое признание в области кристаллографии, а французские ученые избрали его иностранным членом французского минералогического общества.

По учебникам профессора Болдырева училось не одно поколение советских геологов. Им написаны три тома "Курса описательной минералогии", представляющих собой систематическое описание всех известных в то время минералов, а "Кристаллография" выдержала три издания и переведена на испанский язык. Вместе со своими помощниками он осуществил гигантский труд - "Определитель кристаллов", на составление которого ушло целое десятилетие. В Ленинградском горном институте Болдырев создал одну из первых в СССР рентгенометрическую лабораторию.

Он основал Федоровский институт кристаллографии, минералогии и петрографии, который стал научным центром, объединившим всех кристаллографов Советского Союза. Около двадцати лет своей жизни А. К. Болдырев посвятил педагогической деятельности. Среди его студентов - первооткрыватели богатств нашего края: Ю. А. Билибин, В. А. Цареградский, Д. В. Вознесенский, Г. А. Кечек, Б. Н. Владимиров, Л. А. Снятков, И. Е. Драбкин, Б. Н. Ерофеев, В. Т. Матвиенко, М. И.Рохлин, В. А. Титов, Е. Т. Шаталов, В. Ф. Алявдин и многие другие. В 1934 году Высшая аттестационная комиссия утвердила одним из первых Анатолия Капитоновича Болдырева в ученой степени доктора геологических наук без защиты диссертации".

Оказавшийся через пять лет после этого на Колыме, А. К. Болдырев в числе самого разношерстного контингента заключенных был первоначально направлен на строительство Усть-Тасканской электростанции. Здесь его определили на рытье котлована. Стоял ноябрь 1939 г., было уже довольно холодно, лежал снег, но, впервые соприкоснувшийся с суровой колымской природой, 56-летний ученый уже приступил к написанию самой настоящей научной работы.

По его мнению, она была крайне необходима, во многом облегчала труд людей и удивительно, что ранее об этом никто не задумывался. Первая колымская научная работа А. К. Болдырева сохранилась, но как она была далека от всей его предыдущей тематики! Да, эта работа Анатолия Капитоновича называлась... "О рациональных методах ручной снегоочистки" и давала значительную экономию рабочего времени.

"На строительстве Усть-Таскан наша бригада с первых же дней работы, - писал ученый, - затратила на ручную снегоочистку примерно 50 человеко-дней. Не будет преувеличением сказать, что на этом строительстве за год на такую работу будет издержано до 500 человеко-дней. По колымскому краю можем считать от 5 тысяч до 10 тысяч, по ДВК (Дальневосточный край. - А. К.) - до нескольких десятков тысяч, а по Союзу - несколько сот тысяч. Если соблюдение указанных здесь правил сэкономит хотя бы 20 процентов человеко-дней из этого количества, то и это составит не одну сотню тысяч человеко-дней экономии".

Данную работу А. К. Болдырев написал за 6 дней. Она действительно очень сильно рационализировала труд заключенных, но широкого применения не нашла. В то же время о нахождении А. К. Болдырева в заключении на Колыме узнали его ученики, в том числе начальник Геологоразведочного управления Дальстроя В. А. Цареградский, а затем и высшее руководство Дальстроя во главе с комиссаром государственной безопасности 3-го ранга И. Ф. Никишо-вым. В их силах было и стало возможным перевести А. К. Болдырева в Магадан.

Произошло это спустя уже год после его пребывания в заключении. И Анатолий Капитонович с головой ушел теперь уже в настоящую научную работу и сделал для Дальстроя то, что тогда называлось помощью оборонной промышленности страны и во время Великой Отечественной войны имело труднопереоценимое значение. 26 октября 1943 г., как мы уже знаем, окончился срок его заключения.

В сохранившейся последующей характеристике на А. К. Болдырева, составленной В. А. Цареградским и начальником научно-исследовательского отдела Геологоразведочного управления Дальстроя А. П. Васьковским на предмет снятия с ученого судимости, указывается: "А. К. Болдырев работал в Геологоразведочном управлении Дальстроя с 18 ноября 1940 года, будучи заключенным, в должности инженера-геолога и по освобождении из лагеря (в октябре 1943 г.) - в качестве старшего геолога и консультанта научно-исследовательского отдела, где он работает и поныне.

Исключительные знания А. К. Болдырева, его огромный исследовательский и педагогический опыт были в течение этого времени всецело направлены на разрешение важных проблем минералогии и геологии Колымы и консультативную помощь молодым специалистам. Будучи одним из крупнейших специалистов Союза в области минералогии и геохимии, обладал высокой трудоспособностью и необычайно добросовестным и глубоким проникновением в сущность выполняемой им работы. А. К. Болдырев оказал большие услуги делу изучения геологии и полезных ископаемых Северо-Востока СССР, внеся в него веяния ясной, строгой и требовательной научной мысли. За эти годы им выполнено большое число работ, важнейшими из которых являются:

1) руководство составлением каталогов горных пород и минералов Северо-Востока СССР;
2) помощь в освоении и пуске в ход новой импортной лабораторной аппаратуры;
3) минералогическое и геохимическое изучение сложности оловорудных месторождений им. Лазо и Хета;
4) работы по теоретическому обоснованию методики подсчета запасов полезных ископаемых в россыпях;
5) редактирование и рецензирование ряда специальных работ геологов Дальстроя;
6) определение редких и промышленно интересных минералов в месторождениях Дальстроя. Все эти работы отличаются высоким качеством, и результаты многих из них (в частности, работа по теории подсчета запасов) внедрены в практику геологоразведочных работ Дальстроя, значительно облегчая труд разведчиков...".

Приказом В. А. Цареградского от 5 ноября 1944 г. А. К. Болдыреву была объявлена благодарность и выдана денежная премия в сумме 2 тысяч рублей "как способствовавшему открытию и разведке месторождений полезных ископаемых и направлению геолого-поисковых работ на открытие новых месторождений". Прошло немногим более месяца, и Анатолий Капитонович принял участие во Второй конференции геологов Дальстроя. Она проходила с 9 по 14 декабря, и А. К. Болдырев выступил с докладом "Мировые месторождения золота". Здесь он поставил вопрос о необходимости широкого применения дорожного способа эксплуатации при разработке бедных и уже частично отработанных россыпей, что позднее подтвердилось практикой золотодобычи.

Кроме этого, А. К. Болдырев доказал, что у него и золотые руки. Именно во время Великой Отечественной войны он рассчитал и сконструировал минералогический электромагнит, крайне необходимый для обработки шлихов. В характеристике, составленной на А. К. Болдырева руководством партийной и профсоюзной организаций Геологоразведочного управления Дальстроя от 6 сентября 1945 г., отмечается: "Значительное внимание уделяет работе с кадрами дальстроевских геологов, проводя лекции на курсах повышения квалификации...

При этом исключительные педагогические способности А. К. Болдырева тесно сочетаются с добросовестной передачей своего опыта и знаний молодым специалистам. Кроме этого, А. К. Болдырев участвует в работе лекторского бюро г. Магадана, подготавливая ряд докладов и лекций. В общественных мероприятиях (заем, денежно-вещевая лотерея, денежная помощь фронту) активно участвует... На работе А. К. Болдырев всегда дисциплинирован, строг и требователен к себе и подчиненным, также безупречен и в быту.

Безупречная производственная работа А. К. Болдырева высоко оценена Советским правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1945 г. он награжден орденом "Знак Почета". Конечно, у А. К. Болдырева как выдающегося ученого был еще целый ряд задумок и проектов. Он начал работать над курсом "Высшая минералогия", но в результате несчастного случая погиб 25 марта 1946 г. На его могиле, находящейся на старом магаданском кладбище, установлен памятник -надгробие с выбитыми словами: "Профессор Анатолий Капитонович Болдырев, 1883 -1946. Основные труды: Учение о симметрии, Определитель кристаллов, Общая минералогия, Подсчет запасов рудных месторождений".

По словам близких ему людей, он не жалел в то время сил (а геологу шел уже седьмой десяток), чтобы ускорить свое подлинное освобождение, этим и объясняется его активная лекторская деятельность

25 марта 1946 года А.К.Болдырев погиб при трагических обстоятельствах в автомобильной катастрофе по дороге в поселок Ола. Похоронен в Магадане на стром кладбище.

В Магадане есть улица и сквер имени А. К. Болдырева. Северяне хранят благодарную память о выдающемся ученом.

Александр Козлов,
старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИДВО РАН


 





Наш край



 
^ Наверх