Труд шахтеров Колымы на алтаре Победы



КОЛЫМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙКА

Эльгенский угольный район обеспечивал топливные потребности Среднеканского и Ягоднинского районов, Тасканской и Эльгенской электростанций. В целях улучшения доставки угля на Тасканскую электростанцию в короткий период была проложена узкоколейная железная дорога протяженностью 69 км, что исключило перебои в поставках угля на электростанцию. В сложных горно-геологических и гидрогеологических условиях залегания угольных пластов их отработка мелкими шахтами оказалась наиболее целесообразной. Таким способом было отработано 20 участков, что позволило в 4 раза увеличить годовую добычу угля на месторождении. Здесь же в 1943 году открытым способом было добыто около 30 тыс. тонн угля.

В 1943 году ввели Первомайское месторождение угля, основными потребителями которого были близлежащие поселки Атка, Черное озеро, обогатительная фабрика и другие. Главным достоинством разработки данного месторождения при низком качестве угля и высокой себестоимости была близость потребителей, что значительно сокращало транспортные расходы и повышало гарантии своевременной поставки угля потребителям.

Омсукчанский район, расположенный в юго-восточной части Магаданской области, в первой половине 30-х годов ХХ столетия был «ущемлен» вниманием геологов как малоперспективный на золото, прежде всего россыпное. Территория района приурочена к южной части Охотско-Чукотского вулканогенного пояса, труднодоступна для освоения. Интерес к решительному увеличению объемов геолого-поисковых и разведочных работ на территории возрос в 1937 году в связи с установлением оловоносности в междуречье верховьев Балыгычана и Сугоя. В это же время геолог Г. Г. Колтовский и другие установили угленосность на ряде участков поисковых работ.

ПЛАСТЫ АНТРАЦИТА

К началу 1941 года в районе было открыто около десятка крупных коренных месторождений олова, строились рудники, поселки, аэропорты, был основан Омсукчанский горнорудный комбинат, в составе которого 5 октября 1941 года был образован рудник «Галимый». Уже при проходке подземных выработок забои пересекали отдельные участки с угольными пластами антрацита, в горных выработках скапливался метан. (Рудник «Галимый» был отнесен ко II категории по опасности взрыва метана.) Из породных отвалов уголь отбирался и использовался для печного отопления. В этот же период в обнажениях правого берега ручья Галимый была заложена разведочная выработка - шахта № 1 - по пласту угля, однако в связи с высокой нарушенностью пород и высокой степенью термометаморфизма угля работы были прекращены. Летом 1942 года в 300 метрах от шахты № 1 ниже по течению ручья при проходке разведшурфов один из них вскрыл выход мощного пласта антрацитов с высокой теплотворной способностью и низкой золой. Выход пласта был вскрыт разрезной траншеей длиной около 400 метров для открытой разработки, и первые сотни тонн антрацита поступили потребителям. Разведочно-эксплуатационный уклон № 2 вскрыл пласт кондиционного угля мощностью до 8 метров с запасами около одного миллиона тонн антрацита и тем самым снял топливную проблему для Омсукчанского района на ближайшие 10 лет и определил источник топливоснабжения для проектирования и строительства тепловой электростанции - Омсукчанской РЭС.

Разработка угля велась в толще многолетнемерзлых пород, что позволяло использовать повышенную устойчивость мерзлых пород при производстве горных работ с минимальными затратами крепежных материалов для поддержания выработок в рабочем состоянии. В летний период для предотвращения оттайки боковых пород в качестве теплоизоляционных материалов широко использовались торфяник, мох и глина.

Промышленные здания поверхностного комплекса мелких шахт были деревянными. Добыча угля велась круглосуточно и непрерывно в любых погодных условиях. Отгрузка угля потребителям была строго лимитирована.

ПЕЧЬ КИРПИЧНОЙ КЛАДКИ

На Аркагале и Хасыне были построены небольшие кирпичные заводы, что позволило заменить буржуйки печами кирпичной кладки в бытовых помещениях и жилых домах.

На базе открытого геологами месторождения огнеупорных глин на Кедровском участке в 1943 году был построен завод огнеупоров по выпуску остродефицитного для района шамотного кирпича. Созданные в Эльгене, Аркагале и Хасыне углехимические лаборатории позволяли оперативно решать многие проблемы. Так, работы М. А. Захарова и О. Б. Максимова доказали возможность производства полукокса, на этой основе была построена станция полукоксования. Кокс использовался в малых вагранках и частично удовлетворял потребности.

В условиях недостатка механизмов, запчастей, бурового оборудования и т. п. вся тяжесть обеспечения изготовления инструментов, ремонта и восстановления механизмов ложилась на работников механической службы шахт - слесарей, токарей и особенно кузнецов. Эти кудесники по металлу изготовляли все - от буровых инструментов до многих деталей механизмов, машин - круглосуточно, не допуская остановки горных работ. Необходимо отметить, что механизация труда на всех угледобывающих предприятиях была крайне примитивной, основой был ручной труд. Отбойка угля осуществлялась вручную кайлами и обушками. Для взрывной отбойки угля шпуры бурили вручную из-за недостатка электросверл. Для ручного бурения шпуров применялись коловороты, изготовленные из стали. Вместо рельс использовались буровые штанги или изделия из деревянных брусьев, обитых железом, а на откатке - вагонетки местного производства с деревянными кузовами. Погрузка угля и породы, откатка до «плитовых» пунк-тов концевых подъемов по наклонным выработкам на поверхность производились вручную. Техника безопасности была архаичной. На взрывных работах применялись огневое взрывание и непредохранительные взрывчатые вещества. Остатки взрывчатых веществ прятались в «заначках» подземных выработок, «где кому понравится». Освещение подземных выработок бензиновыми лампами Вольфа применялось только в местах постоянных операций, в остальных выработках оно отсутствовало. В качестве индивидуального освещения применялись самодельные светильники-коптилки с открытым горением фитиля.

ВСПЫШКИ МЕТАНА И УГОЛЬНОЙ ПЫЛИ

В зимнее время для обогрева плитовых рабочих на свежей струе воздуха в качестве грелки допускалось применение костров на металлических листах и т. п. Это объясняет высокий уровень производственного травматизма, вспышек метана и угольной пыли, травматизма от обрушения угля и породы, неквалифицированного обращения со взрывчатыми веществами, отравления угарным газом и др. Особенно высокий травматизм был среди рабочих из числа заключенных в силу низкой квалификации и других причин. Абсолютное большинство мелких шахт закладывалось по планам-схемам, весьма далеким от фактического ведения горных работ, за исключением шахт 2-бис, № 9 на «Знатном» и некоторых других, но решали - и решили - главную топливную проблему на всей территории деятельности Дальстроя в военный период 1941 - 1945 годов.

АГРОНОМ-САМОУЧКА

Зима 1941 - 1942 годов для тружеников Колымы была и холодной, и голодной, особенно голодной. Но уже летом 1942 года на всех предприятиях, во всех коллективах организовывались подсобные хозяйства по выращиванию сельхозпродукции в теплицах, парниках, открытом грунте, развитию птицеводства и животноводства, заготовке морепродуктов, сбору ягод, грибов и орехов. Энтузиастов было очень много. Расширялись посевные площади, увеличивалось поголовье крупного рогатого скота, расширялось товарное производство свинины и оленины в специализированных хозяйствах области. Эти и другие меры позволили улучшить потребительский стол населения. В решении этой задачи были свои энтузиасты. В этот период в Аркагале начал свою созидательную деятельность легендарный агроном-самоучка Николай Григорьевич Гутидзе, кудесник тепличного, парникового и в открытом грунте выращивания овощей, цветов, винограда, зелени наперекор суровой колымской природе.

Цифры свидетельствуют о трудовом вкладе сотен и тысяч людей в выполнение требований своего времени. В 1944 году шахтеры Колымы добыли угля: в Аркагале - 193,8 тыс. тонн; в Эльгене - 135 тыс. тонн; в Хасыне - 45,6 тыс. тонн; в Омсукчане - 22,2 тыс. тонн; в Первомайском - 12,3 тыс. тонн; в Мелководненском - 41,1 тыс. тонн, всего 450 тыс. тонн, что в 3,5 раза больше добычи за 1940 год. Свой долг перед родиной шахтеры выполнили!

ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!

С неподдельной радостью и надеждой на светлое будущее многострадальные труженики колымских шахт встретили весть о Победе 9 мая 1945 года, которую они ждали долгих 1418 дней и ночей. В достижение Победы тружениками тыла под лозунгом: «Все для фронта, все для Победы!» - были вложены и трудовой порыв, переходивший в норму, и нелицемерный патриотизм, и надежда на временный характер свалившихся бед, после которого обязательно будут мир и победа, а значит, жизнь в достатке.

Безусловно, в успешном решении задачи прироста разведанных запасов на выходах пластов для быстрого и эффективного увеличения угледобычи с минимальнейшими затратами капитальных вложений в военный период ведущую роль сыграли геологи Б. Л. Алексеев, В. И. Барянцев, Г. В. Буряк, И. И. Беседин, И. Н. Васильев, Б. И. Вронский, И. И. Голубев-Мышкин, Т. П. Вронко, А. Г. Гущин, Г. Ф. Гурин, Л. А. Глазунов, К. И. Ней, А. Я. Дубрович, С. В. Домохотов, О. Б. Максимов, С. В. Махмутов, И. К. Мухомор, И. Н. Муляревич, М. А. Михельсон, В. Е. Некипелов, Г. Г. Попов, А. В. Павленко, П. С. Петров, Г. П. Зыбалова, К. Т. Злобин, Д. Г. Казанли, Н. Ф. Карпов, В. П. Киреев, Г. Г. Колтовский, Б. С. Одинцов, А. И. Семейкин, П. Г. Сурков, Н. П. Резник, Е. Н. Третьяков, П. Г. Туганов, И. И. Турский, П. М. Филимонов, В. А. Фрейдович, Д. Ф. Шимянский, И. И. Шкред, Я. Н. Янишевская и другие.
Активную позицию в освещении насущных вопросов добычи и использования местных углей занимала редакция журнала «Колыма». На его страницах были опубликованы статьи Ю. И. Качуро по вопросам систем разработки в зоне многолетней мерзлоты, отработки мощных угольных пластов, порядка отработки шахтных полей, опыта управления кровлей в зоне вечной мерзлоты, качества каменных углей Аркагалинского района и другие; С. Б. Суворова - об использовании торфа па Колыме; С. В. Гриднева и Н. П. Андреева - по вопросам сжигания хасынского угля, М. А. Захарова - о полукоксовании угля и др.
Организационное и инженерное руководство осуществляли высококвалифицированные специалисты - созидатели угольной отрасли Колымы своего времени: М. В. Груша, В. М. Архипов, Н. П. Андреев, С. Е. Баклаков, В. П. Березин, К. М. Васюта, И. М. Жиленко, Г. Н. Краснопольский, В. Ф. Никонов, С. В. Гриднев, Р. М. Гурвич, И. Я. Голубев, А. Т. Емелин, И. Ф. Кривошеев, Ю. Н. Качуро, Н. Я. Лободенко, Ф. Ф. Лыков, М. А. Захаров, И. М. Мацуца, А. К. Леонов, Е. Н. Хлебников и другие. Их интеллектуальный потенциал и инженерные знания были в полной мере вложены в оперативное решение прикладных задач развертывания и наращивания угледобычи с минимальными объемами подготовительных работ, материальных и финансовых ресурсов.

Архивы сохранили многие имена лучших руководителей шахтерских бригад, проходчиков, навалоотбойщиков, взрывников, крепильщиков, откатчиков, бурильщиков, электрослесарей, доставщиков-такелажников и других профессий, среди которых лучшие бригадиры горняцких бригад И. И. Брижаха, М. Адербеков, Н. Я. Щукин, горнорабочий П. Г. Курсон, взрывник Д. Ауэзов, электрослесарь Н . К. Алтеев, забойщики И. С. Зубков, С. П. Данилов, бурильщики А. Ф. Тимошенко, М. Бик-Мухамедов, крепильщик П. Т. Васенышев, слесарь С. М. Антипов и многие-многие другие.

В 1945 году численность трудящихся на добыче угля составляла 1913 рабочих и 443 административно-технических работника. В этот состав входили и 696 заключенных, из них 14 - на административно-технической работе. Это они наперекор всем лишениям и невзгодам обеспечили теплом и светом всю дальстроевскую Колыму. В течение военного периода по результатам перевыполнения плановых показателей и заданий лучшие из лучших были отмечены высокими государственными наградами и другими знаками и званиями трудового отличия. Высшей государственной награды СССР - ордена Ленина - были удостоены горный мастер Сергей Ефимович Бакланов и начальник управления «Дальстройуголь» Михаил Васильевич Груша. К слову, Михаил Васильевич является единственным из всех первых руководителей управления «Дальстройуголь», треста и объединения «Северовостокуголь» за период 1939 - 1996 гг. кавалером ордена Ленина.

Более 300 шахтеров наравне с добытчиками золота и олова были награждены именно медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», что подтверждает и особенную значимость трудового вклада угольщиков Колымы на алтарь весомости общего вклада тружеников Северо-Востока России в общую копилку Победы.

Не вычеркнуть из истории и лагерную основу Дальстроя.

Промышленное освоение Северо-Востока России в предвоенные и военные годы - неотрывная составная глубины трагедии и величия подвига народов Советского Союза «в немилосердной той войне», как сказал поэт и гражданин.

Виктор АНДРИЕНКО,
ветеран труда, почетный работник угольной промышленности, член-корреспондент МАНЭБ (Санкт-Петербург).


 





Наш край



 
^ Наверх