СОВРЕМЕННОЕ село Ямск ведет свое происхождение от знаменитого Ямского острога, который находился в устье одноименной реки и был основан в 1739 г. майором Якутского полка Василием Мерлиным. В середине XVIII в. Ямской острог, или, как его тогда называли, "крепостца", был перенесен вверх по реке на 4 км. Селение являлось опорным пунктом государственной власти на Охотском побережье.
Крепость окружал частокол, внутри которого помещались 25 деревянных домов, здание канцелярии и православная часовня, построенная в 1775 г. на средства местного населения.
В начале XIX в. Ямске насчитывалось 112 жителей, а уже в 1850-х гг. их численность возросла до 198 человек. Согласно источникам тех лет, "Ямская крепостца" была населена "станичными казаками да коряками". И ямцы, и жители близлежащих селений, и кочующие в окрестностях эвены-оленеводы относились к приходу Тауйской Покровской церкви. Архивные документы свидетельствуют, что они "усердно желают иметь в крепостце церковь" и готовы были построить ее за собственный счет. И хотя епархиальное церковное начальство сочувственно относилось к желанию ямских жителей иметь церковь "особо" от тауйцев, открытие прихода затягивалось из-за финансовых и транспортных трудностей в снабжении будущей церкви продовольствием и утварью.
К началу 1840-х гг. ямская часовня сильно обветшала, ценного имущества в ней не было. Учитывая значительные тяготы, которые преодолевали ямцы, добираясь до отдаленной приходской церкви, Правительствующий Синод 5 апреля 1844 г. издал Указ № 2664 о строительстве церкви в Ямске и переводе туда причта Малкинской больницы из Камчатки. Приход вновь учреждаемой Ямской Благовещенской церкви был образован из жителей Ямска, Тахтоямска и Туманов, а также кочевых эвенов двух Долганских и одного Уяганского родов - всего свыше 1000 человек.
Православный храм в Ямске начали строить в 1845 г. силами самих ямских жителей, обрусевших коряков, среди которых имелось много умелых плотников, в совершенстве освоивших традиции русского срубного домостроительства. Их имена донесли до нас архивы Ямской церкви: Кирик Зиновьев, Федор Беляев, Яков Кочуров, Симеон Беляев, Платон Скорняков, Иннокентий Решетников, Савва Киприянов и др.
Строительство велось быстро, и в феврале 1847 г. храм уже был освящен епископом Камчатским, Курильским и Алеутским Иннокентием Вениаминовым, который впоследствии стал митрополитом Московским и был причислен к лику святых. Согласно указу Новоархангельского духовного правления от 3 ноября 1844 г., первым ямским священником стал Игнатий Правоверов, дьячком - Николай Логинов. Согласно церковным документам, И. Правоверов отличался сварливым, неуживчивым характером. Поэтому вскоре его сменил священник Михаил Тимофеевич Масюков, а Николая Логинова - дьячок Иринарх Верещагин. Ямские священники отличались активной и успешной деятельностью на ниве православия, заботой о пастве. Так, Михаил Масюков просил Благочинного Охотских церквей перевести в его приход эвенский род, кочевавший по рр. Шкиперово и Средней, неподалеку от Ямска, поскольку им было гораздо удобнее посещать Ямскую, а не Тауйскую церковь, к которой они были приписаны.
В 1840-70-х гг. при Ямской церкви действовало церковное училище. Обучением детей занимались священники М. Масюков, М. Замякин, дьячки И. Верещагин, Н. Никифоров. Обучались в основном мальчики из числа станичных казаков и обрусевших коряков: Иван Данилов, Николай Кабаков, Михаил Беляев, Гаврила Беляев, Петр Кабаков, Александр Данилов и Николай Банкин. В январе 1853 г. ученики прошли успешные испытания в присутствии охотского земского исправника И. Голенищева-Кутузова, старшин от корякского и казачьего общества и гижигинского купца Прокопия Брагина. Священник М. Т. Масюков за обучение детей ямских прихожан в 1852 г. был удостоен архипастырской признательности Иннокентия Вениаминова, ставшего к тому времени архиепископом.
В конце 1860-х гг. Ямское училище посещали до 50 детей разного возраста. Приходской священник М. Замякин в своем рапорте в епархию писал о тяге местных жителей (тунгусов и коряков) к христианству, об их желании иметь у себя иконы и обучать детей.
В 1860-70-х гг. в Ямске работали священники Александр Осипов, Михаил Замякин. К этому времени церковь стала тесной для все возраставшего населения, здание ее сильно обветшало. Поэтому строительство нового храма было насущной необходимостью. Он был построен в течение двух лет и открылся в 1884 г. Новое здание Благовещенской церкви, воздвигнутое рядом со старым, было срублено из лиственничных бревен на деревянном фундаменте. Крышу покрывал лиственничный тес, над ней возвышались три купола. На колокольне имелось пять колоколов различной величины.
В иконостасе церкви насчитывалось 58 икон на досках и полотне, которые изображали Николая Чудотворца, Божию Матерь, Христа Спасителя, святого Иннокентия и других святых. Среди церковной утвари имелись пять Евангелий, напрестольные кресты, различные сосуды из серебра и меди, церковные книги.
В 80-х гг. XIX в. ямским священником служил Петр Алексеевич Черных, впоследствии переехавший в Гижигу, с 1893 по 1911 гг. - Петр Ксенофонтович Михайлов. В середине 1910-х гг. ямской приход принял потомственный священник Серапион Иннокентьевич Мамин. Он был одним из последних священнослужителей Охотского края, которые продолжали нести свою службу и при Советской власти.
С установлением и упрочением Советской власти на местах все церковное имущество переходило в руки ее исполнительных органов. Согласно декрету об отделении церкви от государства, традиционные церковные обряды отныне стали прерогативой государственных органов. Сотрудники сельских и районных исполнительных комитетов следовали инструкции Камчатского Губревкома от 5 апреля 1924 г. № 1589 о том, что все записи актов гражданского состояния должны производить только государственные органы, а церковная регистрация браков, рождений и смертей утратила свою юридическую силу.
Однако советские работники признавали, что "туземно-кочевое население" является "слишком религиозным", и первое время лояльно относились к его духовным запросам. После предварительной регистрации в органах загс разрешалось совершать церковные обряды крещения, венчания и отпевания. В 1920-х гг. жителям охотских селений было разрешено создавать религиозные объединения и на основе договоров с органами советской власти брать в пользование здания церквей и часовен, приглашать священников и проводить православные богослужения.
В 1925 г. было создано и зарегистрировано объединение православных верующих в Ямске. В церковный совет объединения вошли коренные жители Ямска, обрусевшие коряки Иванов Константин Васильевич, Данилов Николай Георгиевич, Данилов Иннокентий Никифорович, Данилов Иван Иванович и Беляев Иван Иннокентьевич. Верующие обратились в сельский совет с просьбой предоставить им в пользование оба здания Благовещенской церкви (старое и новое) и находящиеся в них предметы религиозного культа, а также здание новой часовни в местечке Брохово.
Согласно заключенному договору, они брали на себя обязательство беречь переданное народное достояние и пользоваться им исключительно по назначению. Прихожане должны были на свой счет содержать и ремонтировать церкви, страховать их от пожара, благоустраивать близлежащую территорию. Особо оговаривалось условие не использовать церковное имущество для каких-либо иных целей, особенно для пропаганды против Советской власти. Один из пунктов договора предусматривал свободное вступление в объединение новых членов и свободный выход из него по желанию. Кроме церквей, в пользование верующим был передан дом, где продолжал проживать приходской священник.
В отличие от дореволюционного времени, Серапион Иннокентьевич Мамин не получал жалования, и жил только на пожертвования прихожан. На его иждивении находилась жена Елена Федоровна. Они оба были лишены избирательных прав, как живущие на нетрудовые доходы. До последних дней жизни
С. И. Мамин проводил богослужения и в своей приходской церкви, и в арманской часовне, которую посещал несколько раз в год. Ему помогал псаломщик, обрусевший коряк Кочеров Нестор Данилович. Скончался Серапион Мамин 3 июля 1928 г. После его смерти церковь осталась без священника. Весной 1929 г. житель Ямска Петр Черных специально ездил в Гижигу, чтобы пригласить тамошнего священника Н. Сновидова приехать в Ямск и провести христианские обряды и богослужения. Однако Н. Сновидов от поездки отказался, опасаясь притеснений со стороны советских органов.
Старым зданием Ямской церкви местные жители пользовались недолго. В 1926 г. по распоряжению Ольского РИКа оно было разобрано на дрова для школы. Вместе с ним сожгли и часть деревянной утвари. В начале 1928 г. "ямская религиозная группа верующих" была перезарегистрирована и заключила повторный договор с органами власти. Однако судьба Благовещенской церкви уже была предрешена. В 1931 г. было приспособлено под нужды села и ее новое здание. В Государственном архиве Магаданской области сохранилась выписка из протокола № 16 от 27 марта 1931 г. общего собрания граждан села Ямск, где сказано: "Ввиду того, что церковь нам не нужна, содержать и ремонтировать ее не в состоянии, а в Ямске нужны помещения, ходатайствовать перед Ольским РИК`ом о передаче здания церкви под избу-читальню или под школу". Конечно, такое "единодушное" решение было достигнуто под нажимом властных органов.
И все же Ямская Благовещенская церковь выполнила свою историческую миссию, которая заключалась в религиозно-нравственном просвещении и воспитании прихожан, духовном и культурном сближении русского и аборигенного населения края, "насаждении ростков грамотности" среди местных жителей.
Людмила ХАХОВСКАЯ
старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН