Восточно-эвенская (Нагаевская) культурная база (1929)



В начальный период культурного строительства на Севере (1926—1935 гг.) Советское правительство, учитывая особые бытовые условия народов Севера, а также их большую территориальную разбросанность, приступило к создании комплексных социально- культурных учреждений - культурных баз (культбаз).

Они должны были обслуживать и кочевое и оседлое население. Инициатива создания культбаз на Севере принадлежала Комитету Севера при Президиуме ВЦИК.

В 1925 году расширенный пленум Комитета Севера, рассматривая вопрос о строительстве культбаз, признал «устройство культурных баз вполне целесообразным и наиболее рациональным методом работы для культурного подъема, развития самодеятельности, выработки основ национальной самоопределения и вовлечения туземных племен в советское строительство, а также для оказания немедленной экономической и культурной помощи туземцам. Основным признаком культбаз признать намеченное в них Комитетом соединение кооперативной, хозяйственной, просветительной, врачебной ветеринарной и научно-исследовательской работ».

В дальнейшем культбазы превратились в административные и культурные центры северных народностей.

В 1929 году приступили к созданию Восточно-Эвенской (Нагаевской) культурной базы. Эта база должна была обслуживать кочевое и оседлое местное население Охотского побережья. База должна была содействовать культурно-хозяйственному развитию тунгусов и орочей, а также углублению краеведческого изучения района. Культбаза организовывалась в составе следующих учреждений: «общей части, больницы на 15 коек, школы с интернатом на 40 человек, ветеринарного врачебного пункта и бактериологической лаборатории». Кроме того, перед культбазой ставился вопрос о создании хотя бы небольшой опытной фермы молочного рогатого скота, так как условия для развития скотоводства на Охотском побережье, и в частности в Ольском районе, были благоприятными.

Местом расположения Восточно-Эвенской культбазы была избрана бухта Нагаева. В.А.Цареградский так рассказывает в своих воспоминаниях о выборе места расположения культбазы: «Осенью 1929 года я после одного из длительных путешествий по краю прибыл в Олу. Здесь меня встретили представители Комитета Севера, объезжавшие побережье в поисках подходящих мест, где бы можно было построить культбазу для местного населения. Они просили указать бухту, на берегу которой удобнее воздвигнуть культбазу для орочей. Поразмыслив, я назвал бухту Нагаева. По моим наблюдениям, она обладала рядом ценных преимуществ. Хорошо закрытая, глубокая бухта, лучшая по лоциям Охотского побережья, она давала возможность принимать и быстро разгружать пароходы. Спокойная гладь, близость свежей воды, живописная местность, удобное место для поселка, все это отличало Нагаево. Однако главное, что меня побудило усиленно рекомендовать это место Комитету Севера, - это уже сложившаяся к тому времени твердая уверенность в богатствах края. Бухта Нагаева казалась мне именно тем местом, откуда в глубь края пойдет на сотни километров конная дорога. Представители Комитета Севера приняли предложение об избрании бухты Нагаева для строительства здесь культбазы. Вскоре в бухте были построены школа, интернат и другие культурные учреждения для орочей».

Подготовка к строительству помещений культбазы началась еще в Хабаровске, в феврале 1929 года, а в апреле 1929 года во Владивостоке были срублены и разобраны для отправки на пароходе в бухту Нагаева 3 жилых дома, школа, ветеринарный пункт, больница и половина здания интерната.

8 июня 1929 года они были погружены на пароход «Генри Ривиер» и 22 июня прибыли в бухту Нагаева. С этим пароходом прибыли заведующий культбазой Яхонтов и сезонные строительные рабочие. 23—25 июня начался сбор помещений культбазы. Строительный период продолжался до 23 октября 1929 года. К этому времени было собрано 3 жилых помещения, здание больницы, ветеринарный лазарет, школа и временный склад. Персонал базы прибыл в бухту Нагаева 15 сентября 1929 года с последним пароходом из Владивостока и немедленно приступил к работе. В течение 1929— 1930 годов (зимнего и весеннего периодов) был произведен еще ряд строительных работ: вновь выстроено здание бани городского типа, выстроен полутораэтажный склад с помещением для магазина, проведена подготовка постройки здания интерната и бактериологической лаборатории, которые были построены к октябрю 1930 года.

Открытие базы состоялось 7 ноября 1930 года. Сотрудниками базы был предпринят целый ряд выездов в район, где были обследованы участки от Тауйска до Гаданджи вдоль района и до верховья рек Армань и Лайковой в глубь материка. Во время поездок работники базы широко информировали о целях и задачах культбазы и собирали экономический и этнографический материалы. В течение зимы 1929—1930 годов базу посетило значительное количество как местного, так и русского населения района. С 15 января 1930 года зарегистрировано 731 посещение якутов, камчадалов и русских. Приезжали тунгусы и из отдаленных районов - Сеймчана и Таскана. Ветврачом и зоотехником было впервые осмотрено большое количество оленьих стад. С ноября 1929 года по май 1930 года в больнице прошло 62 стационарных больных. В школе училось 14 детей местного населения".

В первых числах июля 1930 года в Нагаево прибыла партия Союззолото, которая образовала Колымское главное приисковое управление. Это управление стало также располагаться в Нагаево. Управлением была сделана заявка на «всю долину Магадан, что в двух километрах от бухты Нагаева на восток, под застройку подсобных предприятий, конных и скотных дворов, пастбище и покосы».

К постройке базы Управления приступили 5 июля 1930 года.
Предупреждая недоразумения, Ольский туземный райисполком протоколом № 41 от 19 июля 1930 года утвердил следующее распределение земельных участков в бухте Нагаева:

1. ДОБРОЛЕТ. Отвести участок в 350 метрах от северного края террасы бухты шириной 1 000 метров и в глубь от берега моря на 500 метров.

2. КУЛЬТБАЗА. 400 метров по берегу бухты от южной границы участка Добролета и вглубь на с.-восток.

Примечание. Причем в этом участке отводится место для АКО по берегу 50 метров, считая от южной границы участка на север, и рядом с ним для КП ГПУ.

3. СОВТОРГФЛОТ. По берегу 60 метров от южной границы участка культбазы.

4. ОЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ. По берегу моря 60 метров от южной границы участка Совторгфлота и 500 метров вглубь на с.-восток.

5. СОЮЗЗОЛОТО. От южной границы участка коопа по берегу моря на юг 500 метров и на с.-восток 1 000 метров.

6. К. Г. Р. Э. Отводится ключ Марчекан в 250 метров шириной (выход к морю) и вверх по ключу.

7. Постройки производить, отступив 20 метров от берега бухты, так как эта полоса отводится для улицы.

8. Воспретить порубку леса на вышеотведенных участках всем организациям и частным лицам, за коими не закреплены эти участки».

В ноябре 1931 года постановлениями ЦК ВКП(б) и СТО для разработки колымских ископаемых был образован Государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы — «Дальстрой», который в дальнейшем поглотил деятельность Восточно-Эвенской (Нагаевской) культбазы.

Е.Чуксина.
"Краеведческие записки"


 





Наш край



 
^ Наверх