История первых промышленных предприятий Магадана - это история его старейших заводов • авторемонтного (АРЕМЗ или АРЗ) и судоремонтного (Ns 2 или Марчеканского). 1937 год явился для них своеобразной точкой отсчета Практически 65 лет назад первый стал самостоятельным предприятием, а второй сложился как предприятие данного профиля.
Однако начинать отсчет необходимо все-таки с лета 1932 г. Тогда на берегу речки Магаданки стали сооружаться мастерские, предназначенные для ремонта автомобилей и тракторов недавно организованного Дальстроя. Вскоре в их составе появились механический литейный, кузнечный кузовной и другие цеха Они возводились силами заключенных, и в каждом затем работало много осужденных специалистов
В 1935 г на базе мастерских был организован АРЕМЗ - авторемонтный завод. В фондах государственного архива Магаданской области сохранился его первый отчет. В нем говорится «АРЕМЗ выделен в самостоятельный баланс с 1 июля 1935 года». Еще один архивный документ также отмечает, что в Магадане тогда уже функционировал авторемонтный завод с числом работающих до 1 тысячи
Первым управляющим АРЕМЗа был заключенный Н.П.Обухов. Правда, он возглавлял его всего лишь в июле - августе 1935 г, но до этого с декабря 1934 г руководил авторемонтными мастерскими. Судьба его затем сложилась трагически как впрочем, и следующего управляющего АРЕМЗа - Б.Б.Гомберга. Первый был расстрелян в 1938 г по постановлению тройки УНКВД по Дальстрою, второй после осуждения по сфабрикованным данным умер в стационаре лагерного отделения прииска имени Чкалова в декабре 1941 г
АРЕМЗ входил в систему УААТДС - Управления автоавиатранспорта Дальстроя затем был переведен в УАТ ДС - управление автотранспорта Дальстроя. В связи с этим завод стал именоваться АРЗ. 15 июня 1937 г АРЗ был выделен в самостоятельное управление с непосредственным подчинением дирекции Дальстроя.
Согласно тут же утвержденному положению на него возлагалось производство а)капитального и восстановительного ремонта автомашин отечественных марок, б) автотранспортных запасных частей в соответствии с существующими стандартами и техническими условиями, в) новых механизмов, агрегатов, узлов и деталей как для нужд своего завода, так и для других предприятий, г) металлообрабатывающего и мерительного инструмента, штампов, приспособлений и прочего.
Вместе с тем в то время когда еще существовали автомеханические мастерские, 8 сентября 1934 г было организовано управление строительства завода № 2, которое возглавил Н И Мовсесян (Мовсесов). Новое предприятие строящееся в районе Марчекана должно было ремонтировать суда Дальстроя и выпускать плавучие средства собственного производства. Само же строительство ввиду того что под возведение цехов не было готовой площадки и ее приходилось вырубать в прибрежных скалах, засыпая береговую полосу бухты добываемой в них породой, растянулось на несколько лет.
Поэтому в материалах Государственного архива Магаданской области также отмечается, что в состав управления морского транспорта Даль-строя (УМТ ДС) входит «завод № 2, осуществлявший в 1937 году строительство самого же завода и одновременно выполняющий работы эксплуатационного характера». К числу последних относилось строительство и сборка новых барж и буксирного парохода «Марчекан». Непосредственное отношение к этому имел инженер В В Куковеров одновременно являвшийся главным механиком УМТ ДС.
В конце мая 1937 г сборка парохода была закончена В бухте Нагаева провели его двухчасовое испытание а затем «Марчекан» вышел в свой первый рейс. 19 июля 1937 г он вернулся из Армани и доставил плот из 600 бревен для строительства порта. Однако в данный период В.В.Куковеров уже был не только инженером строящегося завода № 2 и главным механиком УМТ ДС. На это указывает недавно обнаруженный мной архивный документ. В нем, в частности говорится «Назначить с 27 марта 1937 года главного механика УМТ инженера Куковерова начальником завода № 2 по совместительству»
По существу В В Куковеров стал первым руководителем практически уже построенного завода № 2 позднее получившего наименование «Марчекан-ский» С 1 января 1970 г вместе с Магаданским механическим заводом (бывшим АРЗом) и заводом топливной аппаратуры он вошел в состав нового предприятия - Магаданского ремонтно-механического завода (МРМЗ)
С 1 января 1987 г МРМЗ был вновь реорганизован в Магаданский механический завод (ММЗ) 1 ноября 1992 г он стал дочерним акционерным предприятием объединения «Северовостокзолото» а в настоящее время существует как ОАО «Магаданский механический завод»
Александр Козлов
старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН