У истоков промкомбината



Зарождение местной промышленности Колымы относится к началу 30-х гг. прошлого века. Тогда в строящихся поселках Магадан и Нагаево появились первые кустарные предприятия - небольшие мастерские, старавшиеся обслужить прибывающее сюда разношерстное население. Первоначально они подчинялись отделу местных предприятий в системе Охотско-Эвенского национального округа, затем перешли в ведение Дальстроя, который их также очень быстро переподчинил. В приказе по тресту от 8 марта 1932 г. указывалось: "Отдел местных предприятий считать с 1 марта с. г. реформированным. УИТЛу (Управление исправительно-трудовых лагерей. - А. К.) принять со всем имуществом и наличным составом мастерские: столярную, жестяно-слесарную, пошивочную и сапожную. Приемку мастерских закончить к 15 марта с. г.".

После этого они в подавляющем большинстве стали обслуживать нужды заключенных, которые являлись основной рабочей силой предприятий и учреждений Дальстроя. Так продолжалось в течение нескольких лет.

В 1934 г. все существовавшие на то время мастерские были объединены в контору вспомогательных предприятий Управления снабжения (УСНаб) Дальстроя. Однако с таким названием она просуществовала не очень долго. С 1 января 1935 г. Контора местных предприятий была включена в состав только что организованного Торгпищепрома УСНаба Дальстроя. Спустя пять месяцев согласно документам Государственного архива Магаданской области Торг-пищепром передали на баланс Управления комендатуры Магаданского района и реорганизовали "в Производственный комбинат, путем присоединения к производственным точкам новых объектов - лесозавода, кирпичного завода, типографии и часовой мастерской". Теперь в его составе, кроме этих объектов, находились также столярная, деревообделочная, кузнечная, жестяная, пошивочная, шорно-сапожная мастерские, пивзавод, кожзавод, фотография, утильный склад и даже свино-откормный пункт (т. н. "свинбаза").

Интересно, что в оперативном отчете Управления комендатуры Магаданского района за 1935 год указывалось: "Производственная деятельность свинбазы в основном сводилась к откорму свинопоголовья, поступающего из Тауйского сельхозком-бината и Дукчинского совхоза (а часть привозили с "материка"), которое было на откорме до предельного возраста (10 месяцев) и подлежало забою, причем не исключена была возможность забоя свиней, не достигших возраста, но имевших стандартный вес 110 кг".

В январе 1936 г. директором еще совсем молодого Промкомбината был назначен Марк Борисович Гельман. Он показал себя деятельным руководителем. "В системе Управления комендатуры, - отмечал его начальник С. С. Белов в докладной записке на имя начальника Управления Севвостлага И. Г. Филиппова, - в качестве директора производственного комбината и начальника подлагпункта этого же комбината работает Гельман М. Б., старый вышерянец. За время своего пребывания в Магадане тов. Гельман добросовестной работой, глубоким знанием дела и умелой организацией вокруг себя подчиненных, заслужил уважение почти всех руководителей, соприкасающихся с производственным комбинатом Дальстроя, достиг прекрасных результатов как в организации производства, так и в качественных показателях выполнения планов всех подчиненных ему предприятий. Являясь крупным специалистом разнородных профессий (так в тексте. -А. К.), тов. Гельман организовал и добился хорошего качества пива, кожевенного завода, кузнечного и других цехов (так в тексте. - А. К.). Кроме этого, наблюдает за техническим проектированием будущей крупной кондитерской фабрики.

Тов. Гельман за сравнительно небольшое пребывание на Колыме уже дважды премировался за хорошие показатели в работе. Несмотря на большую загрузку тов. Гельмана производственной работой, он и в качестве начальника подлагпункта уделяет очень много внимания делу улучшения бытового и культурного положения лагерников, находящихся в его подчинении. Учитывая все это, руководствуясь приказом наркома № 170, прошу Вас поддержать мое ходатайство перед директором треста о снятии с тов. Гельмана М. Б. судимости с полным восстановлением его в правах".

Данное ходатайство было обусловлено предыдущими страницами биографии "старого вышерянца" М. Б. Гельмана. Дело в том что, окончив экстерном Виленскую гимназию, он еще до Октябрьской революции стал служить в торгово-промышленных учреждениях на периферии, а в советское время уже занимал должности коммерческого директора и директора ряда предприятий в системе Московского промышленного союза пищевой промышленности. В 1929 -1931 гг. он - заведующий производством шелково-набивной фабрики "Новости набивки" в г. Щелково. После этого его арестовали "за нарушение валютных операций" и осудили на 3 года лагерей.

Свое заключение Гельман отбывал в Управлении Вишлага, которое вело строительство Вишерского целлюлозно-бумажного комбината на Урале (им тогда руководил Э. П. Берзин), заведовал швейным производством. За хорошую, добросовестную работу его 10 февраля 1933 г. досрочно освободили. На следующий день М. Б. Гельмана оформили по вольному найму. Теперь он уже стал заведовать планово-экономической и снабженческой частями в том же Управлении Вишлага, после чего и получил свое прозвище "старый вышерянец". Шел ему тогда 51-й год.

По вольному найму в Управлении Вишлага М. Б. Гельман проработал не очень долго, всего около семи месяцев. Осенью 1933 г. он вернулся в г. Щелково на шелково-набивную фабрику "Новости набивки". Здесь М. Б. Гельману поручили заведовать снабжением и сбытом на знакомом ему предприятии. Согласно полученной затем справке всю возложенную на него работу в течение 11 месяцев "выполнял блестяще и уволился по личному желанию". 14 декабря 1934 г. на пароходе "Север" М. Б. Гельман приехал в бухту Нагаева.

Незадолго до этого сюда же был этапирован осужденный "за злоупотребление властью" на 6 лет лагерей 37-летний Яков Иванович Тюлин. В 1914 - 1918 гг. он - слесарь Сормовского завода, в 1918 - 1922 гг. - в Красной Армии, в 1923 - 1932 гг. - работник Тамбовского губсовнархоза, в 1932 -1933 гг. - начальник сектора снабжения Управления строительства 2-й объединенной школы пилотов Главного управления гражданского воздушного флота. После прибытия Я. И. Тюлина в бухту Нагаева руководство Севвостлага стало использовать его в системе УСНаба Дальстроя. Когда 10 мая 1936 г. М. Б. Гельман был командирован в Москву "для участия в проектировании кондитерской фабрики, закупки оборудования для нее и вербовки специалистов кондитерского производства" (он вернулся назад спустя семь месяцев и стал заместителем начальника Управления комендатуры Магаданского района), то на все это время и немного позднее и. о. директора Промкомбината назначили Якова Ивановича. Вышестоящее начальство нисколько "не смущал" факт его нахождения в "статусе" заключенного. Тогда на Колыме отсутствовали необходимые специалисты, преобладало "лагерное население", и это было в порядке вещей.

Вместе с тем к концу 1936 г. Производственный комбинат в Магадане подвергли очередной реорганизации. Теперь он стал называться КПиКП -Конторой производственных и коммунальных предприятий Управления Магаданской комендатуры. Вместо директора его стал возглавлять управляющий. 16 января 1937 г. Э. П. Берзин подписал приказ, в котором говорилось: "§ 1. Для усиления аппарата Управления автотранспорта направить в распоряжение начальника УАТа Тюлина Якова Ивановича, освободив от должности управляющего Конторой производственных и коммунальных предприятий комендатуры. § 2. Вильвовского Григория Соломоновича направить в распоряжение Управления комендатуры для назначения на должность управляющего Конторой производственных и коммунальных предприятий".

Интересно, что Г. С. Вильвовский имел биографию, ряд моментов которой был весьма схож с биографиями М. Б. Гельмана и Я. И. Тюлина. Родившись в г. Полтаве в 1893 г., он там же в 19 лет окончил коммерческое училище, а затем и 4 курса юридического факультета Петроградского психоневрологического института. В 1920 - 1930 гг. Г. С. Вильвовский - железнодорожный агент Петроградской коммуны, уполномоченный по снабжению кооператива Путиловского завода, уполномоченный по реализации Ленинградского и Московского отделений "Крымтабактреста", артели "Трудовой химик", заведующий оргбюро отдела реализации завода "Большевик". После этого он был арестован и 18 февраля 1931 г. осужден "за нарушение валютных операций" на срок 3 года лагерей.

Этапированный как заключенный в Вишлаг, Г. С. Вильвовский уже с июня этого же года был назначен экономистом-плановиком планово-финансового сектора Вишерского целлюлозно-бумажного комбината. Находясь в этой должности, он зарекомендовал себя деловым, дисциплинированным работником. Был членом бюро инженерно-технических работников, секции изобретателей и рационализаторов, секретарем комиссии по составлению перспективного плана развития Вишерского района, неоднократно премировался. Постановлением коллегии ОГПУ СССР от 16 октября 1933 г. его досрочно освободили, а постановлением ЦИК СССР от 27 ноября 1935 г. с него (как это было возможно по законодательству того времени) сняли и судимость.

После освобождения из Вишлага Г. С. Вильвовский несколько лет работал на "материке". Осенью 1935 г. он завербовался в Дальстрой. Управляющим Конторой производственных и коммунальных предприятий Г. С. Вильвовский был почти до конца января 1938 г., а спустя несколько месяцев уже стал проходить по т. н. "делу" о "вскрытой на Колыме антисоветской, шпионской, террористическо-повстанческой, вредительской организации", якобы возглавляемой Э. П. Берзиным. Сфабрикованное органами НКВД, оно подвело под расстрел несколько тысяч дальстроевцев, и лишь сотни из них вышли из тюрем, испытав перед этим многомесячные моральные и физические пытки.

Вспоминая об этом, Вильвовский писал заместителю начальника Дальстроя комбригу А. А. Ходыреву 19 января 1939 г.: "В конце января 1938 года при моэм а уходе с работы... мне было предложено... перейти на работу... в УРО (учетно-распределительный отдел. - А. К.) на должность начальника карпунктов (карантинный пункт Управления лагерей. - А. К.) №№ 1 и 2... На этих условиях я 26 или 27 января 1938 г. и принял карпункты, а... 14-го апреля был арестован. В настоящее время, будучи полностью реабилитированным... прошу Вас изменить приказ о моей зарплате... а также предоставить мне возможность выезда на "материк", куда я по состоянию своего здоровья направляюсь по ВТЭКУ".

В должности управляющего КПиКП после Г. С. Вильвовского работал его заместитель Яков Николаевич Ясногородский. Совсем недавно в статье "Партийное взыскание "за инициативу поисков а нефти на Колыме" (ом. "Колымский тракт" от 28 января 2004г.) биографии этого человека, никогда не являвшегося заключенным, коснулся Ю. Ф. Нехорошков. Ссылаясь на документы ведомственного архива "Северовосток-золото", он пишет, что Я. Н. Ясногородский "7 декабря 1937 г. назначен начальником управления Промкомбината. Следовательно, эту дату следует считать днем рождения Промкомбината, а не 1938 год, как указано в публикациях С. Ходаковского, посвященных Магаданскому ДОКу".

С таким мнением трудно согласиться. При знакомстве с личным делом Я. Н. Ясногородского из ведомственного архива "Северовостокзолото" видно, что данные о том, что он с 7 декабря 1937 г. по 11 июня 1942 г. "являлся начальником промкомбината ДС" (Дальстрой. - А. К.) взяты из хранящегося там личного листка по учету кадров. Он был заполнен только 5 июня 1951 г. Между тем приведенные выше документы из Государственного архива Магаданской области и из личного дела Г. С. Вильвовского, хранящегося в том же ведомственном архиве "Се-веровостокзолото", опровергают зафиксированное в личном листке по учету кадров Я. Н. Ясногородского. Когда-то, на наш взгляд, он был гораздо правдивее и скромнее.

Так, в заявлении, написанном им 10 января 1939 г. в политотдел Дальстроя, говорится: "1-го декабря 1937 года, с приездом с "материка" с отпуска, 7.12.1937 г. (так в документе. - А. К. ) я был назначен помощником управляющего конторой КПКП (так в документе. -А. К.) Управления комендатурой. 25.01.38 года я был назначен и вступил в обязанность управляющего Конторой производственных и коммунальных предприятий. По моей инициативе 13 марта 1938 г. я контору разделил на 2 конторы, т. е. на КМПП (Контора местных производственных предприятий. -А. К.) и КЖКХ (Контора жилищно-коммунального хозяйства. - А. К.)".

Данный документ хранится в Центре хранения современной документации Магаданской области (в бывшем партархиве), практически подтверждается другими архивными материалами и публикациями в магаданской прессе конца 1930-х гг. В частности, газета "Советская Колыма" от 10 февраля 1939 г. писала: "С 1938 года контора выделилась в самостоятельную единицу и получила название Конторы местных производственных предприятий. В состав ее вошли: пошивочный, сапожный, деревообделочный, жестяно-кузнечный и кожевенный цехи, часовая мастерская, механическая и весоремонтная мастерская, фотография... В течение одного года контора сделала большой скачок в своем росте... В 1938 г. было выпущено продукции на 15700 тыс. рублей, изготовленной преимущественно из утиля. Из маленькой конторы предприятие превратилось в Производственный комбинат".

А. С. Клокова в статье "Тематический обзор фондов Государственного архива Магаданской области" ("История и культура народов Севера Дальнего Востока". - Труды СВКНИИ. Вып. 17. Изд-во "Наука". Магадан, 1967 г. с. 211) сообщила, что это произошло "с 1 января 1939 г.", то есть фактически к концу 1938 г. Вновь организованный Производственный комбинат подчинялся Управлению Севвостлага.. Однако затем вышел из его состава. "На базе его предприятий, - указывает А. С. Клокова, - в июле 1939 г. было образовано Управление местной промышленности. С 1941 г. существует промкомбинат Главного Управления строительства Дальнего Севера - ГУСДС, ныне Магаданский промкомбинат".

Позднее на его базе был организован Магаданский деревообрабатывающий комбинат - ДОК. Основное производство ДОКа состояло из мебельного, сапоговаляльного, сувенирного, прибороремонтного цехов, а также цеха, выпускающего ширпотреб. Таким образом, он являлся многоотраслевым и очень значимым предприятием местной промышленности, берущим свое начало от производственного комбината, образованного в Магадане 65 лет назад.

Александр КОЗЛОВ
старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН


 





Наш край



 
^ Наверх