Все имеет свою историю. Рано или поздно наступает момент, когда становится ясно, что ев уже не может вместить память одного поколения.
Так и Ольская средняя школа, скоро ей 90 лет - почти век. Ольчане обучались в ней и отправляли туда своих детей. И так из года в год. Многие вернулись в ее стены учителями.
Первого маленького деревянного домика, служившего школой в начале века, давно нет Нет и деревянного здания, где в свое время располагались школа, затем детский дом, коррекционная школа-интернат На этом месте сейчас разбит парк Победы. Учились школьники и в другом здании, теперь закрытом: до 1990 года в течение 25 лет там была восьмилетняя школа для детей Олы, Заречного, Нюкли. Последнему трехэтажному зданию уже почти сорок лет.
Его строили к юбилею (50-летию школы) в 1963 году. Это стало настоящим праздником в поселке.
Уже четвертый год в школе действует кружок историческою краеведения. Зачинателями были ученики старших классов, эстафету подхватили пятиклассники. Объединяет их учитель истории Татьяна Афанасьевна Мисюра, выпускница, кстати, этой же школы. Однажды она задалась целью сохранить память об учителях, которые уезжают, выходят на пенсию, и об учениках. Кружковцы занимаются в библиотеке, посещают музей, редакцию окружной газеты «Рассвет Севера», центр дополнительного образования.
Для выпускников они разработали анкету с вопросами: в каком году окончили школу, какое получили образование, кого из учителей помните, как сложилась после школы жизнь одноклассников? Кроме того, в анкете предлагается вспомнить самые яркие эпизоды школьного времени. Особенно активно анкетирование ребята проводят перед вечерами встречи выпускников -их в поселке не так уж много - по нескольку от каждого класса. Только классов было уже немало. Материалы об учителях подбираются тоже благодаря личным встречам и с помощью анкет.
Стенды с фотографиями и краткой информацией представляют в лицах историю школы: «Они были первыми», «Ветераны школы - ее история», «Учителя школы - ее судьба», «Гордость школы» - ученики, которые проявили себя с лучшей стороны, призеры олимпиад, медалисты, те, кто отличился в военно-спортивной игре «Территория». Но это - последние пока страницы школьной летописи.
А вот начало. Каждому ольчанину знакомо имя Игнатия Афанасьевича Варрена - в честь него названа окружная библиотека. Он стал первым учителем ольского туземного одноклассного приходского училища, открытого в 1913 году, редактором газеты «Ольская жизнь», работал над составлением словаря эвенского языка, добился организации интерната для детей местных жителей. С именем И.А.Варрена связано открытие четырех школ в районе и на Чукотке.
В 1936-м он получил звание народного учителя, а через два года был репрессирован и трагически погиб в 1947 году. Реабилитирован посмертно в 1965 году.
Начальной школе хватало одного учителя, но учеников становилось больше, и они желали учиться дальше. Школа стала семилетней. В конце тридцатых по комсомольской путевке на пароходе «Джурма» на Колыму приехал Сергей Семенович Трубченко. Он работал завучем, директором, а перед войной стал старшим инспектором Колымского отдела народного образования.
В годы Великой Отечественной командовал ротой связистов во второй отдельной стрелковой бригаде, сформированной из выпускников первой Магаданской, Ольской, Тауйской, Арманской школ. В подчинении у С.С.Трубченко были и его бывшие ученики. После победы над Японией Сергей Семенович вернулся на Колыму и продолжал работать учителем. Награжден орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Японией», ему присвоены звания «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель школы РСФСР».
В 1939 году по договору с Дальстроем приехал работать на Север Михаил Григорьевич Авдонин, выпускник Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. В Ольской школе он преподавал математику Был завучем, директором. Награжден орденом «Знак почета», медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», удостоен звания «Отличник народного просвещения».
Учителей, которые преподавали и воспитывали ольчан десятки лет, в Ольской школе много. Некоторые принимают под крыло уже третье поколение. Среди педагогов-ветеранов жители поселка обязательно назовут Марию Никаноровну Липп, которая окончила в 1951 году педучилище в Салехарде, училась в Ленинградском государственном университете, в педагогическом институте им.Герцена. В Магаданскую область она приехала по распределению, работу начала в Тауйске учителем русского языка и литературы. С 1951 по 1981 год Мария Никаноровна преподавала в Ольской школе. Валентина Андреевна Го-дяева - тоже известный педагог.
После окончания педагогического училища в 1941 году в Кадникове работала в детском доме, детской колонии, а в 1948-м решила ехать на Север. Попала в Тауйск, оттуда с мужем - в Олу. Преподавала в школе-интернате, во вспомогательной школе. На пенсию вышла в 1988 году. Римма Кузьминична Блинова (прекрасный учитель младших классов, работавшая на Колыме в 1998 году) уехала на «материк». Педагогический путь ее начался в Ямске. Окончила Р. К. Блинова наш Магаданский пединститут. Заведовала школьным отделом Ольского райкома комсомола, попросилась в школу и посвятила себя этому делу
Уехала из поселка и библиотекарь средней школы Анастасия Аксеновна Мыльникова, которую никто из учеников никогда не видел в плохом настроении. Работала она в Армани, Гадле, а с 1961 года - в Оле. С 1965 года связана с Ольской школой Антонина Федоровна Сазонова, учитель русского языка и литературы с пятидесятилетним стажем, работала и заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Она приехала на Север после окончания учительского института в Дмитровограде и пединститута в Южно-Сахалинске.
После окончания Смоленского пединститута по распределению приехала в Олу Надежда Петровна Капустина. Работала учителем и воспитателем в школе-интернате, а с 1990 года - преподавателем в средней школе. Бессменный Ефим Александрович Ужевко влился в школьную жизнь средней школы в 1975 году. Его знают как историка, директора, заведующего по воспитательной работе. Из восьмилетней в среднюю после объединения школ пришли В.А.Кендюк, учитель русского языка и литературы, математики Н. Ф. Нефедова, В.Н.Клименчева, учитель иностранного языка Л. А. Малеванная. О каждом учителе есть что рассказать. Главное, о них помнят ученики.
Если почитать анкеты выпускников, можно встретить много знакомых имен и познакомиться с историями, которые, конечно, происходят со многими во всех школах и запоминаются. Н.И.Путилова отмечает «дружный класс, где учились дети из рабочих семей, все конфликты решались мирным путем, а заносчивых ставили на место», П.В.Золоторев - занятия в краеведческом музее, О.С.Годяева описывает предметные вечера: «Учитель был большим оригиналом.
После вечера была дискотека, но по билетам, которые включали задачи по химии, а кто не решал, не попадал туда». Педагоги умеют поразить чем-то неожиданным. «В первых числах сентября наш учитель истории был в отпуске. Прозвенел звонок, какой-то мужчина стоит в дверях, а мы продолжаем веселье, не обращая на него внимания. И вдруг услышали стихи «Покатилась голова» из поэмы Е. Евтушенко «Братская ГЭС». Вот так вошел в нашу жизнь учитель истории Ефим Александрович Ужевко - великая любовь 10 «Б» класса 1976 года выпуска», - рассказала И. А. Майфатова. Л. И. Козаковой запомнился поход на Чистое озеро, коща одноклассники 20 дней жили в палатках. По радио они услышали, что в космос полетел второй космонавт Герман Титов.
Вспоминаются поездки на теплоходе в Находку, переход в новую школу, посадка деревьев, которые уже выросли, уроки растениеводства и животноводства, машиноведение, занятия в хоре, кружках, спортивные соревнования, осенняя уборка картофеля. Выпускница 1973 года Г.В.Тищенко рассказала, что зимой на занятиях отсутствовало более половины класса: почти все занимались спортом - лыжами, коньками, баскетболом, участвовали в соревнованиях. В классе учились чемпионы области и Дальнего Востока, призеры. Во время Олимпийских игр в Саппоро смотрели прямые трансляции и не являлись на занятия всем классом, не сговариваясь.
Д. И. Татаренко вспоминает военно-полевые сборы в конце 10-го класса, кроссы с полной выкладкой, как впервые стояли дневальными в наряде.
Ни один класс не обходится без хулиганских проделок. Бузят и коллективно, и поодиночке. Вместе веселее. Е.В.Табачук припомнила, как однажды весь класс решил наказать учительницу за то, что она поставила товарищу несправедливую оценку из-за его скрипучих ботинок. Все встали и принялись мычать. Учительница сидела и слушала. Простояв 45 минут, одноклассники устали и решили больше так не делать. В.Путинцева описала дежурства по столовой: «Если на пирожных не оставалось крема, это значило, что дежурные уже позавтракали». П. Е. Козаков запомнил случай: в школе была учительница с прозвищем Куколка. Однажды выключили свет, он перепутал учительницу с одноклассницей и поддал ей сзади коленкой. Свет включили.
Из этой же серии - рассказы о кнопках на стуле, спичках в замочной скважине, выдуманных болезнях, разбитых стеклах. В одном классе (после того как были нарисованы новогодние плакаты) редколлегия устроила спиритический сеанс. Обливали друг друга водой, рисовали карикатуры, рвали тетради, а обиды забывали на следующий же день. Главное, что в середине лета ждали сентября, чтобы пойти в школу - увидеть друзей, учителей, родные стены. На встречи выпускников приходят не все, кто хотел бы • не всегда приедешь из другого поселка или из города, но эти встречи объединяют независимо от года прощания со школой. Во всех выпускниках, наверное, есть что-то общее. А в своей школе любой чувствует себя снова учеником и испытывает невольное желание зайти побыстрее в класс, когда звенит звонок.