Экономика Магаданской области. Общие сведения


Основу производственной сферы области составляют горнодобывающая (60 % от общего объема производства), энергетика (до 20 %) и пищевая отрасли. Развиты транспорт и связь, добыча и переработка рыбы.

В структуре промышленного производства доминирующее место занимает золотодобывающая отрасль. Добыча и производство драгоценных металлов является определяющей при формировании консолидированного бюджета территории. Отрасль является градообразующей и обеспечивает большую часть населения Центральной Колымы работой и доходом.

Добыча золота в области в период 1996 -2003 г.г. в результате ввода в эксплуатацию новых рудных объектов "Кубака", "Школьное", "Джульетта" стабилизировалась на уровне 30 тонн, однако, начиная с 2004 года, в связи с истощением минерально-сырьевой базы, ростом издержек производства из-за повышения цен на топливо и энергоносители, несовершенством нормативной базы в сфере недропользования, добыча золота начала падать. За 2006 год добыто 18,5 тонн золота и 664,5 тонны серебра.

Созданная в области схема авансового финансирования золотопромышленников, позволяет своевременно и качественно подготовиться к промсезону.
Колымский аффинажный завод построен в 1998 году, его производительность 40-50 тонн аффинированного золота "9999" в слитках и 360 тонн серебра "9995". Слитки отвечают высоким мировым и российским стандартам, эта продукция приобретается коммерческими банками, пополняет золотой запас Банка России и Гохран России.

2004 году завод получил в Лондонской ассоциации золотых слитков мировой знак качества Good Delivery и открыл вторую линию по переработке серебра. На заводе работает линия по изготовлению мерных слитков и ведутся работы по налаживанию производства сусального золота.

С 01 сентября 2006 года по решению LBMA ОАО "Колымский аффинажный завод" присоединен к Списку "Гуд Деливери" по серебру. Несмотря на значительное ужесточение требований к претендентам на статус "Гуд Деливери" в "Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов", завод смог выполнить все требования, которые предъявляются к лучшим в мире производителям драгоценных металлов, и обеспечил самую высокую ликвидность слиткам драгоценных металлов на международном рынке.

Сегодня КАЗ приглашает к сотрудничеству заинтересованные предприятия и готов принять и переработать золото и серебро из других регионов.

На территории Магаданской области и республики Саха (Якутия) выполнены поисково-разведочные работы и проведена переоценка одной из крупнейших в мире Яно-Колымской золоторудной провинции, сходной по многим параметрам с действующим сегодня золоторудным регионом в штате Невада (США), в котором ежегодная добыча составляет 200 т, запасы - 2 500 т и ресурсы - порядка 5 000 т золота.

Прогнозные ресурсы золота в Яно-Колымской провинции с учетом ее западной части, находящейся в республике Якутия, позволят, начиная с 2017 г. выйти на стабильную долговременную (до 2040г.) добычу коренного золота в объеме 120-125 тонн в год и позволят обеспечить комплексное освоение недр Магаданской области и Республики Саха (Якутия), включая добычу железо - и оловорудных объектов и угля.

В 2006 году на Наталкинском месторождении (ОАО "Рудник им. Матросова") закончена доразведка запасов драгметалла. В декабре 2006 года запасы утверждены в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Федеральном агентстве по недропользованию в количестве 1836 т золота.
Теперь это месторождение рудного золота считается самым крупным в России и третьим в мире.

По расчетам с 2012 года здесь будет добываться порядка 40-50 тонн золота в год. Это коренным образом повлияет на экономику области.

Готовятся к освоению золотосеребряное месторождение "Сопка Кварцевая" (ООО "Рудник Кварцевый), золоторудные месторождения "Павлик" (ООО "ЗРК Павлик") и "Игуменовское" (ООО "Геоцентр").

Перспективы территории связаны с выявлением новых коренных месторождений золота и серебра, оценкой техногенных месторождений россыпного золота, выявлением промышленных месторождений меди, молибдена, олова и вольфрама, разведкой и освоением примагаданского нефтегазоносного шельфа.

По оценкам специалистов суммарные извлекаемые запасы Северо-Охотского шельфа непосредственно примыкающего к берегам Магаданской области составляют 1,4-2,5 млрд. тонн нефти, 2,7-4,5 трл. кубометров газоконденсата. В настоящее время ведется подготовка к проведению открытого международного конкурса на право поисков, разведки и добычи нефти на шельфе. Большие перспективы связаны с разработкой медно-молибденового рудопроявления "Лора". Прогнозные ресурсы здесь составляют 850 млн. тонн руды, 4 млн. тонн меди, 200 тыс. тонн молибдена,1,8 тыс.тонн серебра.
Наиболее перспективными на территории области месторождениями медно-порфирового типа, содержащие кроме золота и серебра цветные металлы (медь и молибден), являются Эвенкинский рудный район (рудопроявление Перекатный), Широкинская (рудопроявление Пиритовое) и Южно-Омолонская (месторождение Вечернее) металлогенические зоны.

Рыбная отрасль по значимости и объемам производства занимает второе место в экономике области. В Магаданской области рыбная отрасль до недавнего времени являлась единственной продовольственной отраслью, продукция которой поставляется на экспорт.

Основу потенциальных водных биоресурсов в зонах возможного промысла и наибольший удельный вес в уловах предприятий области занимает минтай, сельдь, треска, палтус, навага, камбала, лососевые. Из нерыбных объектами промысла являются крабы, креветки, трубач.
Устойчивая работа энергосистемы имеет важнейшее значение для функционирования всех отраслей промышленности и жизнеобеспечения населения.

Территория Магаданской области в энергетическом плане практически на 100% обслуживается центральным энергоузлом АО "Магаданэнерго". Генерирующие мощности ЦЭУ "Магаданэнерго" представлены двумя тепловыми электростанциями (Магаданской ТЭЦ и Аркагалинской ГРЭС) и Колымской гидроэлектростанцией.

Немалый интерес для энергетики представляет собой река Колыма. Потенциальные энергоресурсы р.Колымы составляют около 40 млрд. кВт.ч., из которых 26 млрд. кВТ.ч. сосредоточены на 945 километровом участке с перепадом 443 м. Начало освоения ресурсов р.Колымы положено Колымской ГЭС, плановая энергоотдача которой 3,3 млрд. кВт.ч. Следующей по очередности строительства на р.Колыме гидроэлектростанцией является Усть-Среднеканская ГЭС. Пуск первой ее очереди планируется в 2010 году. На полную мощность она заработает в 2012 году. Относительно дешевая электроэнергия позволит снизить издержки производства в промышленности, развивать производство.

Пищевая промышленность представлена целым рядом предприятий: городской молочный завод, хлебозавод "Магаданский", ООО "Магаданские колбасы", концерн "Арбат". Предприятия, специализирующиеся на выпуске рыбной продукции: ООО "Тихрыбком", ОАО "Усть-Магаданский рыбзавод", ООО "Макси- Интернешнл", ЗАО "Дальрыбфлот", ООО "Магаданрыба" и др. Продукция этих предприятий известна не только в Магадане. Она неизменно отмечается дипломами и призами при участии этих предприятий в выставках и конкурсах.

Транспортная инфраструктура, связь.

Магадан обязан своим рождением морю. В далекие тридцатые годы дорога сюда была только морем. Моряки разведали бухту, которую сначала назвали Волок, а позже - Нагаева. Достоинства этой уникальной бухты неоднократно отмечали мореплаватели и исследователи: она обширная, удобно расположена, глубокая и имеет ровное дно, что позволяет судам близко подходить к берегу.

Когда началось промышленное освоение богатств Колымы, Магадану была уготована судьба опорного пункта. Сюда, в бухту Нагаева, пробился в феврале 1932 года пароход "Сахалин", доставивший руководство недавно образованного треста "Дальстрой". В течение ряда десятилетий он был единственным звеном, связывающим Крайний Северо-Восток с "материком". В наши дни Магаданский морской торговый порт - главные транспортные ворота области, через который поступает основной поток грузов.

На территории области отсутствует железнодорожное сообщение. Решается вопрос о строительстве железнодорожной линии Якутск - Магадан-Анадырь, который рассматривается как продолжение железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск, строительство которой ведется ускоренными темпами.

Строительство железной дороги необходимо в целях вовлечения в хозяйственный оборот минерально-сырьевой базы регионов и обеспечения круглогодичных транспортных связей на Северо-Востоке страны с выходом Якутии к Магаданскому морскому порту на Охотском море и выходом Магаданской области и Чукотки через Якутию в общероссийскую сеть железных дорог.

Наличие железнодорожной линии позволит более эффективно осваивать природные ресурсы Магаданской области, Якутии, а в последующем и Чукотки. В первую очередь это касается освоения месторождений рудного золота центральной Колымы.

Для Магаданской области - региона особых географических и климатических условий, единственно возможной для перевозок пассажиров в центральные районы страны, а в труднодоступные населенные пункты и грузов, является авиация. В городе Магадане находится международный аэропорт, через который осуществляется авиационное пассажирское и грузовое сообщение с другими регионами Российской Федерации, странами СНГ и Дальнего Зарубежья. Воздушным транспортом в область завозятся в основном скоропортящиеся грузы. Аэропорт принимает все типы пассажирских авиалайнеров и тяжелые транспортные самолеты.

С 1998 года ведутся работы по реконструкции аэропорта "Магадан". Проведение реконструкции взлетно-посадочной полосы позволит принимать самолеты типа ИЛ-96 и БОИНГ-747, сохранить класс аэродрома, а также подтвердить пригодность аэродрома Магадан для международных полетов.
В 2000 году введен в эксплуатацию новый центр управления полетами с современным оборудованием, позволяющим улучшить объем аэронавигационного обслуживания.

Огромные расстояния Магаданской области, разбросанность горняцких поселков и национальных сел при отсутствии железных дорог определили главенствующую роль Колымской трассы, выстроенной благодаря самоотверженному труду людей, проложившей ее в условиях вечной мерзлоты, через непроходимую тайгу и болотные топи. Это символ Колымы. Ее называют душой Магадана, золотым кольцом Колымы.

Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 2568 километр.

Речные порты на территории области отсутствуют.

Для области, значительно удаленной от центра, имеющей огромную по площади территорию и небольшую численность населения развитие отрасли "связь" имеет первостепенное значение.

Телеграфно - телефонную связь на территории области осуществляют несколько компаний. Крупнейшая из них - открытое акционерное общество "Дальневосточная компания электросвязи".

Находясь за тысячи километров от Москвы, магаданцы не чувствуют себя оторванными от центра, потому что имеют возможность пользоваться новейшими достижениями в области связи. "Дальсвязь" является крупнейшим провайдером сети Интернет, оператором пейджинговой связи, зона уверенного приема охватывает Сусуманский, Ягоднинский районы и поселки Ола, Сокол, Палатка.

С целью улучшения качества предоставления услуг, основными направлениями компании является модернизация городской телефонной сети, замена декадно-шагового оборудования телефонных станций на цифровое с программным управлением. Расширение и ввод в строй новых цифровых АТС. Развитие сети Интернет и передачи данных. Подключение к сети Интернет всех общеобразовательных школ области. Развитие сотовой и пейджинговой связи. Модернизация таксофонной сети области. Внедрение новых технологий.

Для более полного удовлетворения спроса на услуги местной телефонной связью, проведена реконструкция распределительной и магистральной сети с переводом ее на цифровую обработку сигналов.

В городе работают 4 профессиональных телекомпании, 9 телевизионных каналов вещания, издается несколько газет и журналов. В связи с намерением федерального центра обеспечить комплексное и ускоренное развитие территорий Дальнего Востока, появляется возможность по реализации дорогостоящих проектов по строительству дорог, линий электропередач, крупных предприятий, реконструкции объектов инфраструктуры, строительству жилья и социальных объектов.

Их реализация обеспечит развитие базовых отраслей производства, осуществление масштабной диверсификации экономики, развитие существующих и создание новых направлений в минерально-сырьевом комплексе, развитие строительной отрасли для обеспечения реализации крупных инвестиционных проектов и ускорение жилищного строительства.


 





Наш край



 
^ Наверх