Сохранившиеся документальные материалы, воспоминания очевидцев, старожилов Магадана свидетельствуют о том, что вторая половина 1950 гг. характеризовалась дальнейшим, непрекращающимся строительством и благоустройством областного центра, которое шло все более нарастающими темпами и несомненно являлось довольно характерной, знаменательной приметой уже наступившего неотвратимого послесталинского времени.
С позиций сегодняшнего дня это совершенно наглядно и очевидно, хотя новое и тогда давалось не сразу.
В помещенной 13 марта 1956 г. информации газета «Магаданская правда» сообщала: «12-я сессия Магаданского городского Совета депутатов трудящихся обсудила итоги выполнения плана благоустройства города за 1955 год и мероприятия на 1956 год.
С докладом по этому вопросу выступил заместитель председателя горисполкома тов. Малков. В докладе и прениях отмечалось, что городской отдел коммунального хозяйства и многие промышленные предприятия, учреждения и организации несколько улучшили работу по благоустройству города и поселков. В 1955 году уложено свыше 5 тысяч квадратных метров тротуаров и железобетонных плит.
Осуществлено строительство ливневой канализации по проспекту имени Ленина и улице Горького. Установлены металлические стахетные (так в тексте - А.К.) изгороди. Проведены другие работы общей стоимостью в 1942 тыс. рублей. Вместе с тем на сессии отмечалось, что ряд предприятий, учреждений и организаций города плохо занимался работами по благоустройству и не выполнил утвержденный для них объем заданий на 1955 год.
Особенно неудовлетворительно участвовали в благоустройстве автобаза Колымснаба (начальник тов. Байко), ВНИИ (директор тов. Шило), промкомбинат (директор тов. Чупеев), контора продовольственного снабжения (начальник тов. Авдонин), главное Управление Дальстроя и другие. Управление Нагаевского морского порта (начальник тов. Ларин) безответственно относится к благоустройству поселка Каменный Карьер, вследствие чего жители поселка - работники порта не обеспечены водой.
Контора благоустройства города (начальник тов. Михайлов) в 1955 году своевременно не подготовилась к проведению намеченных работ, приступила к ним неорганизованно, в ходе их выполнения допускала переделки и непроизводительные затраты. В результате сроки окончания работ по ряду объектов были сорваны... Органы милиции, горсанэпидемстанции плохо следят за санитарным состоянием города и не принимают необходимых мер к своевременной очистке дворов, улиц и тротуаров.
Крайне неудовлетворительно поставлена в городе охрана зеленых насаждений и цветников. Значительное количество высаженных деревьев и кустарников уничтожается и погибает. В прениях по докладу выступили тов. Михайлов, Хвостанцев, Горазеев, Красина, Бабушкина, Симов, Чистяков, Пашков, Афанасьев и другие. Сессия утвердила план благоустройства города на 1956 год. Исходя из решений XX съезда, определена большая программа культурно-бытового и жилищного строительства. На эти цели ассигнуется около 53 миллионов рублей.
Строители должны сдать в эксплуатацию 13 тысяч квадратных метров жилой площади, 5 детских учреждений на 450 мест, клуб и другие объекты. На благоустройство города ассигновано 4 миллиона рублей - в три раза больше, чем в прошлом году. Эти средства будут использованы на реконструкцию автодорог, устройство тротуаров, озеленение. Намечается посадить 56 тысяч кустарников, разбить газоны, цветники".
Подобные незаретушированные, неприглаженные информации становились нормой для "Магаданской правды", как и все вокруг, охваченное волной неудержимой "хрущевской оттепели". С одной стороны, это констатировало истинное положение дел, довольно открыто и по возможности подробно говорило о сложившейся ситуации, позволяло критически подойти к ее оценке; с другой стороны - давало возможность найти более конструктивное, необходимое в данной ситуации решение (во всяком случае, уже в силу реальных возможностей), более успешно осуществить его на практике.
Конечно (как всегда было раньше или позднее), это очень часто не удавалось и ввод в строй целого ряда городских объектов, не говоря уже о благоустройстве близлежащей территории, затягивался, но все-таки никогда не превращался в долгострой, и сдаваемые приемным комиссиям здания, по словам начальника Магаданской конторы жилищного строительства М.П. Фокас, получали "оценку не ниже "хорошо".
Такая оценка являлась результатом упорного труда, профессионального подхода к делу. Не всем это было дано, поэтому, на мой взгляд, до сих пор представляет значительный интерес рассказ одного из бригадиров магаданских маляров - Марии Фег, записанный "по горячим следам", в феврале 1956 года. "Работаю я на стройках города уже более пяти лет, - рассказывала она.
- Сначала была рядовым маляром, затем звеньевой и, наконец, бригадиром. На протяжении этих лет мне постоянно приходилось сталкиваться с одной и той же трудностью - красить недостаточно просохшие оштукатуренные стены и потолки.
Эта трудность встречалась на всех объектах - на строительстве административного корпуса главка, 58-квартирного дома, здания облисполкома, восьмиквартирных стандартных домов и многих других зданий. Мы всегда просушивали сырые поверхности печами-времянками, коксовыми или электрическими печами.
Но это стоило очень дорого, требовало дополнительных рабочих и, главное, удлиняло время работ. Я поставила перед собой задачу - найти состав шпаклевки, которая позволила бы готовить к окраске и непросохшие поверхности... Все свободное время уделяла я подбору такого состава, проводила многочисленные опыты, но все они заканчивались неудачно. Наконец, после долгих исканий, был найден нужный состав шпаклевки.
Вот он: на 20 литров воды нужно 800 граммов олифы, 300 - столярного клея, 150 - хозяйственного мыла, 8-9 кг негашеной извести и 500-600 граммов цемента. Вместе со старшим прорабом Андреем Яковлевичем Гюнбером мы решили впервые применить этот состав на строительстве стандартных домов. В доме №9 на Больничной улице (ныне улица Гагарина, где до сих пор стоят эти дома -А.К.) панель лестничной клетки мы подготовили к окраске с помощью новой шпаклевки. Дом был принят с оценкой "хорошо"...
В течение трех месяцев после сдачи дома мы постоянно следили за состоянием этой панели. Убедившись в положительных качествах новой шпаклевки, мы стали широко применять ее на всех следующих объектах. Этим способом были подготовлены оштукатуренные поверхности под обычную масляную окраску в восьмиквартирном доме строительно-монтажного управления и в здании научно-исследовательского института и под высококачественную масляную и клеевую окраску - в новом здании горногео-логического техникума. И везде новый вид шпаклевки очень хорошо себя зарекомендовал. Он сокращает трудовые затраты, позволяет подготовить поверхности для масляной и клеевой окраски при отсутствии мела и резко снижает расход такого дефицитного материала, как олифа.
На отделке восьмиквартирного дома строительно-монтажного управления, применяя новую шпаклевку, мы сэкономили 102 кг олифы, на отделке здания научно-исследовательского института - 308 и нового здания техникума - 501 килограмм. Большую работу мы провели по внедрению высококачественного эмульсионного разбавителя масляных красок... Не сразу нам удалось получить эту эмульсию, хотя рецепт ее был совершенно ясен.
Трудность в приготовлении эмульсии оказалась в самом применении ее. Здесь на помощь пришел наш рационализатор кузнец Иван Андреевич Чиков. Он сконструировал простой смеситель, который приводился в действие обыкновенной электрической дрелью... Большую роль в ускорении малярных работ сыграл ряд новшеств, внедренных в производство нашими рационализаторами. Рационализатор И.А. Чиков сконструировал металлическую площадку для маляров вместо обычно используемых козел. Эта площадка имеет специальные приспособления, позволяющие менять ее высоту в зависимости от высоты помещения, в котором производятся работы.
Она снабжена шарикоподшипниками, которые дают возможность маляру, не сходя с площадки, передвигаться на новое место и тем самым экономить время, необходимое для перестановки подмостей. И.А. Чиков сконструировал также приспособление для использования мозаично-
шлифовальной машины на одной из самых трудоемких операций при окраске полов - на шлифовке первой и второй шпаклевок".
Изданного рассказа видно, что и во второй половине 1950-х гг. профессиональное мастерство, зрелость и опыт приобретались магаданскими строителями в результате творческих поисков, многотрудной работы совместно с самыми смелыми или, наоборот, сложными задумками рационализаторов и изобретателей.
"Среди строителей города, - отмечала газета "Магаданская правда", - хорошо известно имя новатора производства - старшего механика конторы промышленного строительства Гоголева. Он предложил применять электроподогрев мерзлых грунтов и механический грохот для просеивания песка. Осуществление предложения в 4 раза повысило производительность труда и сберегла государству около 30 тысяч рублей.
По-новому - тройками и пятерками - ведет кладку стен каменщикИльязов... Замечательно трудится маляр Иван Петрович Хахалев. Отлично владея своей профессией, он хорошо изучил и штукатурное дело. Рядом смежных профессий владеет и слесарь ПетрАнасьевич Панков... Высоких показателей добивается штукатур Кикоть. Он применяет расчлененный метод штукатурки. В строительных организациях города насчитывается 55 новаторов-рационализаторов и изобретателей, двигающих вперед строительство".
Данная публикация относится к лету 1956 г. К этому времени в числе наиболее крупных строек Магадана были сооружение зданий гостиницы на углу проспекта Ленина и улицы Пролетарской (ныне - пр. Ленина, 3), Управления гидрометеослужбы (ныне -ул. Парковая, 7/13), средней школы на 400 мест по улице Портовой, а также первенца строительной индустрии области - завода железобетонных конструкций (позже - завод железобетонных изделий - ЖБИ, ул. Южная, 12), который возводили комсомольцы и молодежь, прибывшие почти из всех ее районов. Вскоре к ним на помощь приехали строители с "материка", как, впрочем, и на многие другие предприятия Магадана.
Дело в том, что еще в начале 1956 г. ЦК ВЛКСМ обратился с призывом к комсомольцам и молодежи индустриальных центров страны поехать на стройки Крайнего Северо-Востока. На этот призыв откликнулись тысячи желающих. Уже 12 июля 1956 г. в бухту Нагаева пришел пароход "Иван Кулибин", на борту которого находилось 850 посланцев московской комсомолии. В этот день "Магаданская правда" вышла с первой статьей, написанной первым секретарем обкома комсомола Н.Я. Новокрещеновым.
Статья называлась "Добро пожаловать в нашу комсомольскую семью". Среди встречавших москвичей были их старые знакомые, еще раньше приехавшие и работавшие на Колыме. В частности, Василий Николаевич Шумков, тогда трудившийся бульдозеристом (ему шел 23-й год) на прииске "Бурхала", а затем ставший известным фотокорреспондентом, фотохудожником, инициатором создания и художественным руководителем фотостудии "Магадан", участник региональных, всесоюзных и международных выставок, где его произведения занимали призовые места. 13 июля 1956 г. "Магаданская правда" опубликовала стихотворение В.Н. Шумкова "Товарищу с Пресни":
"Я так и не выберу
пышного слова:
Мешают, в сердца
врываясь, песни.
Друзья! Я сегодня
встречаю Смирнова -
Товарища с Красной
Пресни!
И с крепким пожатьем, без лишних слов,
Слух не терзая гостя,
При встрече скажу я:
- Спасибо, Смирнов!
Спасибо за помощь, Костя!"
Всего в течение 1956 г. (последний, 13-й эшелон посланцев московской комсомолии прибыл в бухту Нагаева на пароходе "Балхаш" 10 декабря) в Магаданскую область приехало семь с половиной тысяч молодежи. Все они влились в производственные коллективы, создали свои первые бригады. Многие из них 12 августа 1956 года приняли участие во впервые состоявшемся праздновании Дня строителя, который был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1955 г. как ежегодный праздник.
В честь этого праздника Министерство городского и сельского строительства РСФСР наградило значком "Отличник социалистического соревнования" группу работников треста "Магаданстрой": бригадира плотников В.А. Распашно-ва, слесаря И.Д. Сабуцкого, столяра М.А. Шуляк, а Министерство цветной металлургии СССР (в систему которого тогда входил Дальстрой) наградило таким же значком и денежными премиями штукатура М.С. Ситникова, плотника М.В. Степановича, штукатура Н.В. Федорова, главного инженера проекта Р.В. Сас-сельблата, слесаря-монтажника Ф.Л. Джежело и других (всего 16 человек). Это было высокой оценкой их самоотверженного, профессионального труда.
Александр Козлов
Cтарший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН