Николай РУСАКОВ, и. о. старшего помощника прокурора Магаданской области, советник юстиции.
29 сентября 1989 года в газете "Комсомольская правда" была опубликована беседа с В. Некрасовым "Десять "железных" наркомов", в которой впервые в советской печати было названо число осужденных за контрреволюционные преступления с 1921 года по 1 февраля 1954 года.
Документ, на который в своей беседе ссылался В. Некрасов, был составлен в начале 1954 года на имя Н. С. Хрущева в соответствии с его указанием о необходимости пересмотра дел на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления и содержащихся в лагерях и тюрьмах, и подписан Генеральным прокурором СССР Р. Руденко, министром внутренних дел СССР С. Кругловым, министром юстиции СССР К. Горшениным.
Из названного документа следовало, что, по имеющимся в МВД СССР данным, за период с 1921 года по 1 февраля 1954 года за контрреволюционные преступления было осуждено Коллегией ОГПУ, тройками НКВД, Особым совещанием, Военной коллегией, судами и военными трибуналами 3 миллиона 777 тысяч 380 человек, в том числе:
- к высшей мере наказания (расстрелу) приговорено - 642 тысячи 980 человек;
- к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже - 2 миллиона 369 тысяч 220 человек;
- в ссылку и высылку - 765 тысяч 180 человек.
Государство, осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, заявило о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека.
Вопросами реабилитации правоохранительные и судебные органы стали заниматься с начала 50-х годов, однако данная деятельность в ранг одного из направлений государственной политики была возведена только после принятия Закона РСФСР от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий".
Как следует из преамбулы, целью закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 7 ноября 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального и морального ущерба.
В проводимой государством работе по восстановлению справедливости в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, прокуратуре отведена ведущая роль.
Органы прокуратуры в соответствии с законом занимаются вопросами реабилитации лиц, которые по политическим мотивам были:
- осуждены за государственные или иные преступления;
- подвергнуты уголовным репрессиям по решению органов ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД-НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий;
- "особых совещаний", "двоек", "троек" и иных органов, осуществлявших судебные функции;
- необоснованно помещены по решению судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение;
- необоснованно привлечены к уголовной ответственности, и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям;
- признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы по решению судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.
За время действия закона органами Прокуратуры Российской Федерации проделана огромная работа: пересмотрено свыше 583 тысяч уголовных дел, по которым реабилитировано свыше 590 тысяч граждан.
Прокуратурой Магаданской области за 1991 - 2003 годы проверено свыше 15 тысяч архивных уголовных дел и реабилитировано свыше 16 тысяч граждан.
Работа по пересмотру архивных уголовных дел в отношении лиц, осужденных на территории Магаданской области за так называемые политические преступления, кропотливая и связана с преодолением определенных сложностей.
Во-первых, это связано с тем, что доля лиц, впервые осужденных Тройками НКВД по Дальстрою, Военными трибуналами войск НКВД (МГБ, МВД) при Дальстрое, выездной сессией Хабаровского областного суда за политические преступления, невелика, и пересмотр дел в отношении таких лиц не вызывает трудностей.
Однако в подавляющем большинстве случаев в Магаданскую область направлялись лица для отбывания наказания за ранее совершенные ими преступные деяния, при этом многие из них имели несколько судимостей, в том числе и за политические преступления.
Для того чтобы проверить законность осуждения гражданина, например Тройкой НКВД при Дальстрое, необходимо пересмотреть каждую из предыдущих судимостей за политические преступления, начиная с более ранней. Для этого направляются соответствующие запросы в прокуратуры, расположенные по месту нахождения органа, принявшего решение о применении репрессии. География направления таких запросов велика - от Военного трибунала группы Советских войск в Германии до Камчатского областного суда.
Во-вторых, принесение осужденными кассационных жалоб на неправильную, по их мнению, квалификацию содеянного, суровость меры наказания и т.п. независимо от результатов их рассмотрения или осуждение лица постоянной сессией Хабаровского краевого суда автоматически удлиняет во времени процедуру пересмотра дела. В подобных случаях представление в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации вносит Генеральная прокуратура РФ, куда прокуратура области направляет архивное уголовное дело с просьбой принести представление.
В-третьих, работа по пересмотру архивных дел осложняется неодно-кратными изменениями уголовного и уголовно-процессуального законодательства, территориального деления и переименованиями областей, краев, автономных округов, распадом Советского Союза на суверенные государства, принявшими свои, отличные от закона Российской Федерации нормативные документы о реабилитации жертв политических репрессий, утратой или уничтожением за истечением сроков хранения ряда архивных уголовных дел, наличием у осужденных нескольких фамилий (число которых доходит до тринадцати), указанием различных анкетных данных лица, осужденного к высшей мере социальной защиты - расстрелу, с анкетными данными, содержащимися в документах дела, и т. п.
Несмотря на колоссальный объем проделанной работы, органам прокуратуры Российской Федерации предстоит еще проверить 58 тысяч 900 архивных уголовных дел, а Прокуратуре Магаданской области - около 3 тысяч.
Наряду с пересмотром архивных уголовных дел органы прокуратуры рассматривают заявления заинтересованных лиц или общественных организаций о реабилитации лиц, необоснованно осужденных по политическим мотивам.
Прокуратурой Российской Федерации за время действия закона разрешено свыше 745 тысяч обращений граждан и организаций по вопросам реабилитации, восстановления нарушенных прав, предоставления льгот реабилитированным.
В соответствии с законом пострадавшими от политических репрессий и подлежащими реабилитации признаются следующие категории граждан:
- лица, непосредственно подвергшиеся политическим репрессиям;
- дети, находившиеся вместе с репрессированными родителями в местах лишения свободы;
- дети, супруга (супруг) расстреленных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.
В 2003 году в прокуратуру области обратился житель Алтайского края М. с заявлением о реабилитации. Проверкой заявления установлено, что отец М. в 1938 году осужден по постановлению Тройки УНКВД по Дальстрою как организатор антисоветской саботажнической группы и за высказывание вражды против советской власти приговорен к высшей мере уголовного наказания - расстрелу. Постановление Тройки в отношении М. приведено в исполнение. Спустя 25 лет президиум Магаданского областного суда указанное постановление Тройки отменил и производство по уголовному делу прекратил за отсутствием в действиях отца М. состава преступления. Изучением хранящегося в архиве УВД области уголовного дела в отношении отца М. и приобщенных М. к заявлению документов установлено, что на М. и его отца распространяется действие Закона "О реабилитации жертв политических репрессий". После этого заявителю были направлены справки о его реабилитации и реабилитации отца. Данные справки М. необходимо предъявить в органы социального обеспечения населения по месту своего жительства для получения предусмотренных законом льгот.
Необходимо отметить, что дети признаются пострадавшими от политических репрессий и подлежащими реабилитации только в тех случаях, когда они родились до освобождения незаконно репрессированных по политическим мотивам родителей из места лишения свободы или до применения к последним высшей меры уголовного наказания - расстрела, а супруге (супругу) льготы предоставляются, если она (он) не вступила (вступил) в другой брак.
Так, гр-ке Г. 1954 года рождения отказано в реабилитации, поскольку ее отец, осужденный по политическим мотивам и впоследствии реабилитированный, был освобожден из мест лишения свободы Магаданской области в 1952 году.
Заявления о реабилитации перечисленных выше категорий граждан подаются самими репрессированными, любыми другими лицами или общественными организациями в органы прокуратуры по месту нахождения органа, принявшего решение о применении репрессии. Так, заявление о реабилитации лица, осужденного Военным трибуналом войск НКВД при Дальстрое, необходимо направлять в прокуратуру Магаданской области, а осужденного Особым совещанием при НКВД СССР - в прокуратуру города Москвы.
Законом установлен достаточно длительный срок рассмотрения заявлений о реабилитации - 3 месяца. Это связано с необходимостью получения сведений о судимости заявителя или его родителей, наличии в архиве УВД области архивных уголовного и личного дел, истребованием и изучением упомянутых дел, получением иных необходимых для решения вопроса о реабилитации данных из УВД или ФСБ области, а в ряде случаев - и из правоохранительных органов других регионов либо бывших союзных республик.
Большинство таких заявлений разрешаются положительно, однако в некоторых случаях в реабилитации отказывается.
Закон содержит перечень не подлежащих реабилитации лиц, в делах которых имеются достаточные доказательства в совершении следующих преступлений:
- измена Родине в форме шпионажа, выдачи военной или государственной тайны, перехода на сторону врага; шпионаж, террористический акт, диверсия;
- совершение насильственных действий в отношении гражданского населения и военнопленных, пособничество изменникам Родины и фашистским оккупантам в совершении таких действий во время Великой Отечественной войны;
- организация бандформирований, совершавших убийства, грабежи и другие насильственные действия, а также принимавших личное участие в совершении этих деяний в составе бандформирований;
- военные преступления, преступления против мира, против человечности и против правосудия.
В августе 2002 года в прокуратуру области обратился военный комиссар одного из городов Республики Украина по вопросу реабилитации гр-на К. После поступления обращения сразу же был сделан запрос о наличии у К. судимости в Информационный центр УВД области, который сообщил, что К. в 1946 году осужден Военным трибуналом войск МВД при Дальстрое по ст.58-1 "а" УК РСФСР за измену Родине и активное пособничество немецко-фашистским захватчикам. Изучением уголовного дела в отношении К., истребованного из архива органов контрразведки Омской области, установлено, что в 1992 году К. уже обращался с просьбой о реабилитации, однако постановлением президиума Магаданского областного суда его осуждение было признано законным и обоснованным. Прокуратурой области К. отказано в реабилитации, при этом разъяснено его право обжаловать указанное решение областного суда в Верховный суд РФ.
Прокуратурой Магаданской области на ближайшее время запланировано проведение комплекса мероприятий, направленных на дальнейшее восстановление справедливости в отношении необоснованно репрессированных граждан и их родственников.
Николай РУСАКОВ, и. о. старшего помощника прокурора Магаданской области, советник юстиции