Поселок Палатка



День рождения поселка Палатка было решено праздновать впервые в 1991 году. Поссовет встал перед проблемой: точных данных о дате рождения населенного пункта не сохранилось.

Вышли из затруднения, договорившись считать началом поселка время постройки первого моста через реку Палатка- уцелевшие документы относили этот эпизод к июню 1932 года. Так и повелось. Нынешнюю круглую дату- 70 лет- решили широко отпраздновать 12-го числа, совместив юбилей с общегосударственным Днем независимости.

СТРАННОЕ ИМЯ

На проекте герба, в свое время выигравшего конкурс (автор - А.Тында), который официально пока не утвержден, центральное место занимает палатка. То есть привычное нам брезентовое переносное жилище, обычный атрибут геологов и туристов. В геральдике такие гербы называются "говорящими" - изображенный на них предмет синонимичен названию населенного пункта.

Версию о том, что название нашего любимого поселка происходит от одноименного предмета, впервые запустил в оборот П. В. Бабкин, автор книги "Кто, когда, почему?" Происхождение названий на карте области" (Магаданоблиздат, 1965). Ранее она передавалась только устно.
"Палатка- поселок на центральной автотрассе в 87 километрах от Магадана. Когда-то, в начале 30-х годов, здесь была установлена первая палатка дорожников-изыскателей. Возникший впоследствии на этом месте поселок автотранспортников, сохранил название той далекой палатки".

Романтичная версия. И, вроде бы, безупречная. Но тут возникает одно возражение . Река Палатка, протекающая по окраине поселка, упоминается в труде Н. В. Слюнина "Охотско-Камчатский край" (т.1), изданном в 1900 году в Санкт-Петербурге. Описание построено на материалах экспедиции конца 19 в., которую предпринял горный инженер К. И. Богданович.
"Притоки Армани: правые - Ояри, Иэнн, Пебкилен, Гассон, левые (снизу) - Уптар (или Охтар), Нелканджа с притоком Палатка".
Предположить в конце 19 в. наличие палатки дорожников-изыскателей невозможно.
Существует интересная гипотеза знатока топонимики Северо-Востока хасынца Ю. Нехорошкова. Основываясь на рассказе эвена- оленевода К. А. Бабцева, Ю. Нехорошков предполагает следующее.

" В бассейне этой речки есть выходы горных пород белого цвета, которые с вершин сопок принимались за палатку, выбеленную солнцем. В бассейн речки Палатка легко попасть из бассейна реки Ола. И русские, охотившиеся в этих местах или доставлявшие грузы на Колыму, и дали такое название". То есть, палатка (в смысле- переносное жилище) подразумевается и здесь.

Вернемся, впрочем, к страницам книги "Кто, когда, почему?" П .В. Бабкин, при критическом разборе, вообще выглядит сказочником. Так, название поселка Атка он выводит от сокращения АТК- Автотранспортная контора. Хотя известно, что до основания поселка (и каких бы то ни было контор) река, на которй он стоит, имела эвенское название Аткан. Аткан по-эвенски "камешек". Запомним это. Наверное, многие замечали, что Палатка как нарочно рифмуется с Атка. Расстояние между этими поселками сравнительно небольшое- около 100 километров. Нет ли в созвучии корневого сходства?

По версии, которую мы разработали с коллегой А.Валентиновым, "атка" в слове Палатка имеет то же значение- "камешек". Что же тогда означает "пал"? Еще двести лет назад этнографическая карта Магаданской области была совсем иной, нежели теперь. С точностью восстановить, какой народ проживал в том или ином месте, невозможно. Известны только общие данные- например, что юкагиры занимали гораздо больше территории к югу, чем сейчас. А чукчи доходили в своих походах до берегов Охотского моря. В юкагирском языке "скала", "камень" звучит как "пнэ". Прилагательное "каменная" образуется с помощью двух суффиксов и звучит как "пнэльэн".

В. В. Леонтьев и К. А. Новикова, составители "Топонимического словаря Северо-Востока СССР" (Магаданское книжное изд.,1989), пишут, что в чукотском произношении "пнэльэн" могло трансформироваться в "паля". Получается, мы имеем речку, которая в двух (или в трех?) языках носила одно и то же имя- Каменистая. Чукотско-юкагирское Паля было аналогично эвенскому Аткан. Паля- Аткан. Каменистая река.


Как два названия слилось в одно? Возможно, наша река была постоянным местом встреч или столкновений эвенских и чукотских (юкагирских?) семей. Выше отмечено, что река была удобным транзитным путем. По привычке реку стали именовать сразу на двух языках. Возможно, проводник из местных, рассказывая первым русским землепроходцам о названиях географических объектов, приводил их сразу на нескольких языках. "По -нашему будет так-то, а люди другого племени называют ее так-то". Возможны и другие пути.




Паля-Аткан. Палатка. Каменистая речка. В этом можно убедиться, едва бросив взгляд на ее берега и русло. А местечко, где палаткинцы нынче любят собирать ягоды, ласково так и называют: "Каменушка".
Не стану претендовать на исключительную истину. Топонимика-наука со многими неизвестными.

Иногда только бывает обидно, когда на "материке" тебе задают глупый вопрос, узнав, откуда приехал: "Вы там все в палатках живете?" Родился поселок вместе с Колымской трассой. И, что бы ни говорили о палатках, первым на участке 87 км был построен гараж-тепляк Магаданской автобазы.

(Кстати, за последние годы трасса была выпрямлена настолько, что Палатка приблизилась к Магадану на семь километров). Затем-складские помещения. Это был, своего рода, плацдарм строителей трассы. Стройка поглощала огромное количество материалов, а грузовики тех лет в условиях нашей зимы... сами можете представить. Проблемы возникали не только технические, но и организационные- расстояние от Магадана довольно значительное. Поэтому в июле 1932 г. гараж-тепляк стал отдельным предприятием- автобазой №1.

"Человеческий материал" стройка тоже поглощала исправно. Поэтому вокруг гаража-тепляка через несколько лет возникли лагеря. (По некоторым данным, лагеря, размещенные в Палатке, к 1937 г. насчитывали до 3 тыс. чел. Кроме того, в Новой Палатке - микрорайоне поселка, отделенном от основного жилого массива рекой,- был открыт женский лагерь или отдельный лагпункт.)

Поселок вокруг автобазы №1 поначалу строился хаотично. Генеральный план развития предприятия и, соответственно, населенного пункта был принят в 1937 г. В августе этого года были возведены производственные корпуса базы.
О том, что количество вольнонаемных увеличивалось не по дням, а по часам, говорит возникшая к 1938 г. проблема - где учить детей? Открытие школы в Палатке шло туго, сопровождалось целой дискуссией в газетах "Советская Колыма" и "За стахановский автотранспорт". То, что она все-таки открылась, - заслуга одного человека. А.Запатраев сумел убедить инстанции, что не все палаткинцы могут отправлять детей в интернат в Магадане.

Собрать работоспособный коллектив было трудно. Только в 1938 г. арестовали трех учителей.
Первый год семь классов Палаткинской школы занимались в холодном, малоприспособленном здании. Типовое кирпичное здание, сохранившееся в центре Палатки до сих пор, открыло свои двери в сентябре 1940 г.

К 1939 г. Палатка стала одним из самых многолюдных поселков на трассе. Газета "Советская Колыма" писала: "Поселок строился с большими потугами. Враги народа не гнушались ничем, чтобы сорвать жилое строительство. И не случайно, что дома оказались без удобств, с перекошенными косяками дверей... Ныне последствия вражеской работы в жилищном строительстве в основном ликвидированы".
Вот так, преодолевая "козни врагов", открыли радиоузел, клуб, другие объекты соцкультбыта. К началу войны населенный пункт приобрел более-менее цивилизованный вид, оставаясь, однако, одноэтажным.
Автопарк автобазы №1 достиг 500 машин. (Замечу: это пик. В другие годы большего количества транспорта на предприятии не было).

Когда началась война, автомобили перевели с бензиновых на газогенераторные двигатели. Поэтому в Палатке возник комбинат по заготовке чурок. Находился он там, где сейчас супермаркет "Арбат".

Невзирая на трудности военных лет, в поселке продолжала развиваться инфраструктура. Именно в военные годы был проложен телефонный кабель Магадан - Палатка, открылся детский сад "тополек".

После Победы автобаза №1 полностью прошла переоснащение ("Студебеккеры" и прочие "иномарки" меняли на отечественные), расширились ее производственные мощности.
В дополнение к автомобильному транспорту на Колыме развивался и железнодорожный. К 1950 г. линия узкоколейки доползла от морского порта к Новой Палатке, конечной станции, где организовали огромные склады. Там хранились аммонит, промтовары, древесина и т. д. Нынче на территории складов возведен завод взрывчатых веществ. Узкоколейку закрыли в 1955-м, рельсы вывезли, а шпалы население разобрало на постройку гаражей и сараев (крепкое оказалось дерево- иные гаражи до сих пор стоят). Сейчас по колее, врезавшейся в склон сопки, не пройдешь- местами осыпалась.

В 1966 г. произошли два знаменательных события. Автобаза №1 завоевала первое место в соревновании автобаз всего Союза и была переименована в Палаткинскую. А поселок указом Президиума Верховного Совета СССР получил статус районного центра. Первым главой райисполкома стал А. Дубров, не забывающий любимую Палатку и сейчас, проживая в более теплых краях, он ведет переписку с окружной газетой "Заря Севера".
В 1967 г. поселок стал базой оленеводческого совхоза "Юбилейный" ( 6 тысяч оленьих голов). Знаменитое было хозяйство. Оно единственное из предприятий поселка, упоминающееся в Советском энциклопедическом словаре. "Палатка - пос. городского типа в Магаданской обл. Опытное оленеводч. хозяйство". И все. Две строчки, но про других-то и такого не напишут.
К сожалению, в девяностые годы совхоз развалился. Бывшие оленеводы, а в основном это орочи и эвены, остались без работы...

Строительный бум в Палатке начался в середине семидесятых, когда в Карамкене началось строительство ГОКа. Палатка превратилась в уютный "спальный район" для горняков и их семей. Строили лихорадочно. Правда, не всегда качественно. Сейчас, спустя двадцать лет, жители некоторых пятиэтажек на своей шкуре почувствовали, к чему может привести торопливость строителей...

"Ветра перестройки" отчетливо ощущались и в нашем поселке. Митинги - от экологических до политических, первый региональный рок-фестиваль 1987-го, общество дружбы "Палатка, СССР - Палатка, США" (как-то вдруг выяснилось, что в американской Флориде существует городок с таким же названием). Чем все это закончилось- известно. В августе 1991-го над местным "белым домом" взвился российский триколор.

ЧТО ЕСТЬ

Палатке удалось устоять во всех потрясениях последних лет. Поселки на трассе гибли один за другим: Стрелка, Мякит, Яблоневый... Часть их жителей осела в Палатке (здесь жилье гораздо дешевле, чем в Магадане), привнеся свои традиции. Большинство же старожилов выехало в центральные районы страны. Все реже можно встретить человека, помнящего те времена, когда над территорией возвышались вышки с часовыми, тех, кто ковал трудовые подвиги Палаткинской автобазы...

Остались здесь или фанатично преданные, накрепко с поселком повязанные ("наши годы длинные, мы друзья старинные", как поется в песне), или те, кому ехать некуда. Еще одна категория - палаткинцы по рождению. Эти никаких других мест для житья не признают, им и Магадан не нравится, потому что ветер и сыро. Палатка же давным-давно заслужила у водителей-дальнобойщиков славу "Колымского Сочи". Здесь относительно теплое лето, а сухой мороз переносится человеком легко. В кризисах Палатке удалось устоять не без потерь. Микрорайон Новая Палатка был расселен. О чем многие старожилы сожалеют: теплицы там имели, да и баня тамошняя славилась на всю округу.

Как уже говорилось, сейчас в Новой Палатке расположено научно-производственное предприятие Колымавзрывпрома. Открытие завода палаткинцы встречали с радостью- новые рабочие места. Ранее открытый Колымский аффинажный завод, стоящий по трассе в нескольких километрах к югу, также приютил часть палаткинцев, особенно тех, кто потерял работу после закрытия Карамкенского ГОКа.

Из действующих предприятий надо особо отметить "дорожку". Дорожно- эксплуатационное предприятие №249, во главе которого стоит Л. Горянин, сделало для поселка столько добрых дел, что перечислить их на газетной странице невозможно.

Во время проведения плановых работ дорожники обнаружили массовое захоронение заключенных в черте поселка, на обочине трассы, напротив дизельной электростанции. Сейчас на сопке над этим местом установлен крест на гранитном основании- памятник репрессированным. Непосредственное участие в его создании принял коллектив ДЭП-249. В поселке заметный вес имеет концерн "Арбат" и его руководитель, депутат областной Думы А.Басанский. Супермаркет "Арбат", магазин "Арбат-центр" и ресторан, завод пищевых продуктов - все это немаловажные в Палатке объекты.

К сожалению, предприятие, некогда давшее жизнь поселку, автобаза, давно утратило позиции. Объем грузоперевозок резко упал, а неплатежи всех всем окончательно доконали автотранспортников...

Если говорить об архитектуре, то она в основном стандартная. Такие дома увидишь и в Синегорье, и в Соколе. Украшением поселка стало здание налоговой инспекции с оригинальными скругленными углами. Его "довели до ума" лишь недавно. К сожалению, до этого самого " ума" пока не довели храм Преображения Господня. Строят его оч-чень долго, пока едва наметились стены. А храм мог бы стать настоящей достопримечательностью поселка (в архитектурном смысле).

Назначенный менее года назад глава администрации Хасынского округа Н. Строгаль полон энергии преобразить и облагородить лик Палатки. Намечены (пока в эскизах) парки и скверы, что возникнут на месте пустырей и доживающих свой век единичных бараков. И дело в этом направлении идет. Сегодня Палатка вычищена чуть ли не до блеска. Н. Строгаль использовал "административный ресурс" в хорошем смысле.

Павел ЗАСУХИН "Вечерний Магадан"


 





Наш край



 
^ Наверх