Новости Магадана и Магаданской области КОЛЫМА.RU / АВТОВОКЗАЛ "НА ТРОИХ"

АВТОВОКЗАЛ "НА ТРОИХ"

Улицу Ленина в шутку, но вполне обоснованно, называют самой длинной улицей мира. От венчающей ее телевышки начинается отсчет Колымской трассы, продолжительностью более двух тысяч километров

Как два поселка "родили" Ленина

Задолго до того, как столица Колымы получила официальный статус города, она состояла из двух поселков. Более 70 лет назад вдоль речки Магаданки разместился поселок Магадан, а первые деревянные домики на побережье бухты называли поселком Нагаево. К слову, наш город сейчас вполне мог значиться на картах, как Нагаев. Но так случилось, что поселение вдоль речки Магаданки первые жители почти сразу стали называть городком. Слова превратились в дело 14 июля 1939 года, когда Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Магадан был переведен в ранг городов Российской Федерации. А, глядя сейчас на Нагаевский район Магадана, состоящий наполовину из частного сектора, к сожалению, констатируешь: как был поселком, так и остался.

Но вернемся к рождению улицы Ленина. В самом начале 1930 годов поселения Нагаево и Магадан уже имели транспортное сообщение - полноценную грунтовую дорогу. Постепенно ее удлиняли: до 33 км, до 90 км. И к ноябрю 1933 года автомобили уже могли доставлять грузы вглубь области на 200 км! Межпоселковую грунтовку назвали Колымским шоссе. От нее и начинался отсчет самой длинной улицы мира - за речкой Магаданкой шоссе переходило в Колымскую трассу, которую ежегодно удлиняли на сотни километров. Как и город, тракт строили заключенные, отдавая стройке свои жизни.

Звание "самой длинной улицы" в 1951 году поменяло своего хозяина: начало Колымского шоссе переименовали в проспект Ленина. Это событие было данью "политической моде", так как в то время почти в каждом городе СССР уже существовала улица имени вождя советского народа.

Автовокзальная фанера

Почетный номер № 1 на улице Ленина сейчас принадлежит зданию автовокзала. В архиве управления архитектуры и градостроительства области сохранилась фотография первого, деревянного автовокзала Магадана. А построен он был в начале 1950-х годов, причем - из фанеры! Каждый день этот небольшой павильон "принимал" 10 междугородных автобусов и два маршрутных такси. За год фанерный вокзал обслуживал до 80 тысяч пассажиров. Пассажирские перевозки в Магадане росли с каждым годом, но при этом в автовокзале не было зала ожидания, камеры хранения и даже водопровода и туалета.

Чтобы исправить такое удручающее положение, в те годы управляющий автотрестом писал письма-просьбы во все инстанции. Главным же органом управления, который мог бы изменить ситуацию, был облисполком. Его председатель Г. Иваненко в июне 1960 года написал письмо в Госстрой РСФСР и получил из Москвы разрешение на строительство новенького городского автовокзала. И уже через год Дальстройпроект предложил местным властям свой проект

Этого двухэтажного кирпичного красавца придумал архитектор Александр Лепковский. К сожалению, проекту такого занятного вокзала (г-образной формы) не суждено было материализоваться. По распоряжению начальника главного управления автохозяйства Сибири и Дальнего Востока автовокзал был построен не г-образной формы, а единым, компактным зданием. При этом площадь здания стала на 30% меньше, чем было в проекте А. Лепковского. И еще одна деталь: вокзал планировали построить из кирпича, а потом его оштукатурить и покрасить. Как сейчас видно, этого не произошло. Может быть, строителям понравился "голый" кирпичный вид вокзала, а может, так они сэкономили, ведь общая стоимость строительства составила более полумиллиона рублей (по старым, дореформенным советским ценам).

Пешеходы, пассажиры - магаданские бичи

В 1982 в СССР вышла в прокат комедия Эльдара Рязанова "Вокзал на двоих". К слову, в те годы в Магадане было много кинотеатров, поэтому фильм посмотрел почти каждый горожанин. И после этого магаданцы, перефразируя название фильма, прозвали городской автовокзал - "вокзалом на троих", с намеком, что на автовокзале можно выпить компанией. А на самом деле - потому что там постоянно ночевали бездомные алкоголики - магаданские бичи.

В 1970-е и начало 1980-х годов городской автовокзал по вечерам действительно напоминал собой ночлежку для бомжей, которые зимой заходили сюда погреться, поспать (и незаметно распить первача). Были и такие случаи, к примеру, когда студентам не хватало на бутылку, они надевали красные повязки на рукав и со словами "комсомольская дружина, проверка документов" входили в автовокзал и начинали "шмонать" бомжей. Насобирав необходимую сумму, удалялись в ближайший магазин.

Днем бичи разбредались по городу - по подвалам и колодцам, а на автовокзале об их былом присутствии свидетельствовал буквально смрад - стойкая вонь, которую не могла убить никакая хлорка.

"Снова ваш я, дорогие…"

Магаданские бичи - это тоже история Колымы. А стали они появляться в городе в послевоенные годы. Евгения Гинзбург, в своем романе "Крутой маршрут" описала обыденную картину Магадана 1940-х годов: на улице возле магазина № 1, как трупы валяются пьяные, среди которых немало женщин. А напивались они чистым спиртом, так как водку в те годы завозить на Колыму было нерентабельно. Работая в детском саду, Евгения Семеновна, видела, как дети часто играли в ролевые игры взрослых - в 1-й магазин Магадана - изображая пьяных, валяющихся у его дверей.

Известность нашим бичам на весь СССР принес Владимир Высоцкий в своей песне "Про речку Вачу": "…Снова ваш я, дорогие, магаданские, родные, незабвенные бичи!" Перед одним из концертов артист пояснял, что бичи - спившиеся моряки, которые постоянно мигрируют. "Бывшие интеллигентные люди" (такую расшифровку бомжам-алкоголикам дали "разработчики" блатного жаргона) на самом деле были трагедией для Магадана. Кто-то из них в прошлом действительно был образованным человеком, кто-то моряком или старателем. Но всех их объединяла болезнь - алкоголизм последних стадий. Одни их проклинали, другие жалели.

Бичи в Магадане старались всегда прятаться, т. к. в советские годы бомжа могли насильно упечь в специальную лечебницу для алкоголиков (к лову, одна из них располагалась недалеко от поселка Талая, и носила "коньячное" название - "Арарат"). К тому же, в Уголовном кодексе существовала определенная статья, по которой могли наказать за тунеядство. Вот и скрывались бичи по подвалам жилых домов и колодцам. При этом доставляя немало буквально трагедий своим непьющим землякам.

Один из магаданцев, будучи в 1960-годы второклассником, выносил мусор. Когда он высыпал ведро в мусорный бак, из него неожиданно вылез бомж. Напугал ребенка, оставив его на всю жизнь заикой. А вот другой случай, который рассказала один из первостроителей Магадана. В 1970-х годах он получил из-за бичей перелом ног. Просто шел вечером с работы домой и провалился в открытый люк колодца, в котором готовился к ночлежке бомж. К слову, магаданские бичи любили ночевать в колодцах, но отопительные трубы в них нагревали воздух так сильно, что находиться в "яме" с закрытым люком было невозможно. Немало трагических случаев происходило при разрыве трубопровода, когда сонных и пьяных кипятком варило заживо.

В годы СССР власти Магадана несколько раз пытались очищать город от бомжей (а вместе с ними от цыган, которые также пытались обживаться в Магадане). Специальные рейды милиции вылавливали их по подвалам и вывозили в какой-нибудь поселок на Колымской трассе или пароходом на материк. Что удивительно, опустившийся от алкоголя человек может не терять своих профессиональных навыков. Поэтому, отчасти из жалости, отчасти из-за того, что невозможно работнику найти замену, коллектив какого-нибудь предприятия держал у себя в бригаде или на производстве опустившегося алкоголика - умелого стеклореза или каменщика. И конечно, оберегал его от рейдов милиции.

Николай Добротворский
3 августа 2009
Рейтинг@Mail.ru   
{linkfeed_print}
{mainlink_code_links}
{mainlink_code_ads}
Вернуться назад