Новости Магадана и Магаданской области КОЛЫМА.RU / История ДАЛЬСТРОЯ Государственный трест по дорожному и промышленному строительству (1931)

История ДАЛЬСТРОЯ Государственный трест по дорожному и промышленному строительству (1931)

13 ноября 1931 г. Постановлением Совета труда и обороны СССР 516 был организован Государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы — Дальстрой. Тресту поручены разработка, поиски и разведка золоторудных месторождений на территории Ольско-Сеймчанского района Дальневосточного края и строительство автомобильной дороги от бухты Нагаева до района золотодобычи.

Управление треста дислоцировалось на берегу бухты Нагаева в пос. (с 1939 г. городе) Магадане. В октябре 1932 г. район деятельности Дальстроя решением ЦК ВКП(б) был выделен в самостоятельную территорию, входившую в Дальневосточный край.

В 30-х гг. район деятельности Дальстроя неоднократно расширялся постановлениями СНК СССР, последнее из которых, от 19 марта 1941 г. увеличило его площадь до 2 266 000 кв км (см.: Историческая хроника Магаданской области: События и факты, 1917–1972. Магадан, 1975. С. 120), а в начале 1951 г. по представлению МВД Президиум Верховного Совета СССР расширил территорию Дальстроя до 3 млн кв км (см.: Николаев К.Б. К вопросу изучения истории Дальстроя// Исторические аспекты Северо-Востока России: экономика, образование, колымский ГУЛаг: Сб. ст. Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 1996. С. 44) — вся нынешняя Магаданская область, часть Якутии, Хабаровского края и Камчатской обл. С момента организации трест подчинялся непосредственно СТО, а после упразднения последнего — СНК СССР. В ведение НКВД СССР трест передан Постановлением СНК СССР 260 от 4 марта 1938 г. Тем же постановлением он был переименован в Главное управление строительства Дальнего Севера (ГУСДС); при этом аббревиатура «Дальстрой» сохранилась.

Структура Дальстроя была достаточно сложной. Уже на раннем этапе в его составе были созданы Управление по добыче полезных ископаемых и Управление дорожного строительства. В сентябре 1935 г. на базе первого из них организованы Северное и Южное горнопромышленные управления (ГПУ). В дальнейшем был создан еще ряд ГПУ — Западное, Тенькинское, Юго-Западное, Чай-Уринское (существовало только в 1940–1946 гг.), Янское, Чаун-Чукотское, Индигирское, Омсукчанское и Чаунское (Историческая хроника Магаданской области: События и факты, 1917–1972. 340 с.). Кроме Управления дорожного строительства в разные годы организовано еще несколько строительных управлений — Геологоразведочное, Автотранспортное, Управление подсобных хозяйств, Управление шоссейных дорог, Управление Колымо-Индигирского речного пароходства, управления перевалочных баз в Находке, в пос. Осетрово (Иркутская обл.) и в бухте Ванино (см., напр., пр. МВД 00454 от 20.05.52).

Все эти и некоторые другие производственные подразделения Дальстроя обслуживались заключенными СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ИТЛ (СВИТЛ), организованного приказом ОГПУ 287/с от 1 апреля 1932 г. и находившегося с момента организации в подчинении Дальстроя. Формально СВИТЛ находился также и в ведении ПП ОГПУ по ДВК (после ликвидации ОГПУ — УНКВД по ДВК), который, в свою очередь, по вопросам, касавшимся работы лагеря, был подведомствен ГУЛАГу. Однако, кроме данных об общей численности заключенных, ГУЛАГ никакой информации о состоянии дел в СВИТЛе до 1939 г. не получал (см., напр., материалы о производственной деятельности лагерей: ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2920. Л. 1–188; Д. 2930. Л. 1–28; сводные отчеты санотдела ГУЛАГа о состоянии медицинского обслуживания лагерей: Там же. Д. 2740. Л. 1–57). Первые данные с характеристикой состава заключенных поступили в Учетно-распределительный отдел ГУЛАГа после передачи Дальстроя в НКВД (ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 1140. Л. 140). Таким образом, в 30-е гг. функция ГУЛАГа сводилась фактически к выполнению спущенных вышестоящим органом разнарядок на отправку определенного числа экипированных согласно инструкции заключенных в распоряжение СВИТЛа.

В мемуарной и научной литературе часто встречаются упоминания многочисленных «исправительно-трудовых лагерей», обслуживавших перечисленные выше производственные управления. Однако лагерные подразделения, расположенные на территории соответствующих производственных управлений, были не самостоятельными лагерями, подчиненными непосредственно Дальстрою, а лишь частями единого СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ИТЛ. До 1948 г. в системе Дальстроя независимые от СВИТЛа ИТ лагеря организовывали только на периферии района его деятельности. Так, в 1941–1944 гг. в составе Дальстроя действовали ИТЛ Янского горнопромышленного управления и ИТЛ АЛДАНСКОГО ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОГО УПР. В 1940–1941 гг. существовал как единица центрального подчинения пересыльный пункт Дальстроя во Владивостоке, а в 1942–1947 гг. — ИТЛ Приморского района Дальстроя. Все эти лагеря последовательно были ликвидированы, а их лагподразделения переданы УСВИТЛу. Такие же известные из литературы лагеря, как, например, Северный, Южный или Тенькинский, ни в одном из найденных официальных документов центрального аппарата НКВД–МВД в качестве ИТ лагерей до 1951 г. не упомянуты.

С 1945 г. по сентябрь 1949 г. в Магадане существовало отделение лагеря для военнопленных японцев 855-Д, в котором на 1 января 1949 г. было 3479 человек, трудившихся на объектах Дальстроя (Бацаев И.Д. Колымская гряда архипелага ГУЛаг (заключенные) // Исторические аспекты Северо-Востока России: экономика, образование, колымский ГУЛаг: Сб. ст. Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 1996. С. 61).

28 февраля 1948 г. приказом МВД 00219 организован Особый лагерь 5 , подчиненный приказом МВД 00469 от 29 апреля 1948 г. Дальстрою. Лагерные подразделения БЕРЕГОВОГО лагеря были преимущественно сосредоточены в центральной части территории Дальстроя, что нарушило действовавшую ранее схему взаимодействия лагерного и производственного секторов Дальстроя.

Изученный массив документов за 1949–1952 гг. содержит противоречивую информацию об управленческой структуре на уровне главк — ИТ лагеря. Объявленная приказом МВД 00872 от 20 сентября 1949 г. реорганизация лагерного сектора включала создание Управления ИТ лагерей Дальстроя, которому были подчинены Управление Особого лагеря 5 и организованные тогда же ЛО и ИТЛ при ряде горнопромышленных (Западном и др.) управлений, в Первом и Геологоразведочном управлениях, в Энергоуправлении и в Чукотстрое. В перечисленных производственных управлениях одновременно была введена должность заместителя начальника по лагерю. Статус вновь созданных лагерных подразделений в приказе не конкретизирован (неизвестно, какие из них стали ИТ лагерями, а какие — лагерными отделениями) — лишь в списке лагерных подразделений Дальстроя, датированном 22 мая 1951 г., обозначены существующие в это время ИТ лагеря (ТЕНЬКИНСКИЙ, ЗАПАДНЫЙ, СЕВЕРНЫЙ, ИНДИГИРСКИЙ, МАГАДАНСКИЙ, ВАНИНСКИЙ и ЧАУН-ЧУКОТСКИЙ), ЛО (Омсукчанское, Янстроя, Юго-Западное, ТРАНЗИТНОЕ, Чукотстроя, Транспортное, Приморское, Янское, Зырянское, Дорожное, Ожогино, Берелехского РайГРУ) и ОЛПы (Центральной больницы и Ушосдора). На начальника Дальстроя возлагалось непосредственное руководство лагерями, а начальники производственных управлений стали и начальниками соответствующих лагерей. Однако, согласно приказу МВД 542лс от 3 мая 1951 г. и другим документам, начальником ИТ лагерей Дальстроя до 3 мая 1951 г. оставался генерал-майор А.А.Деревянко, которого сменил генерал-майор Г.С.Жуков. Начальник Дальстроя И.Л.Митраков вступил в должность лишь 29 ноября 1951 г. (пр. МВД 00830). Возможно, что упомянутый приказ 1949 г. был выполнен лишь частично. Только в мае 1952 г. (пр. МВД 00454 от 20.05.52) были объявлены структура и штаты ГУ лагерей и строительства Дальнего Севера (первое упоминание этого названия главка), а также штаты ИТ лагерей. В этом же году И.В.Митраков доложил министру внутренних дел СССР С.Н.Круглову: «Севвостлаг Вашим приказом ликвидирован, и Дальстрой сейчас является Главным управлением лагерей...» (цитируется по упомянутой выше статье И.Д.Бацаева «Колымская гряда...». С. 67).

Таким образом, в 1949–1952 гг. (скорее всего, в 1952 г.) лагерные подразделения Дальстроя (их число достигало 26) стали подчиняться непосредственно главку. Остались не до конца выясненными даты создания ИТ лагерей при управлениях Дальстроя, а также подчиненность лагерных подразделений, не входивших в данный промежуток времени в состав этих лагерей.

Основной производственной специализацией Дальстроя были добыча золота и олова. Кроме того, главк занимался добычей вольфрама, кобальта, угля, строительных материалов и других полезных ископаемых, геологоразведочными работами, дорожным, гражданским и промышленным строительством, обслуживанием и ремонтом автодорог, имел промышленные предприятия, пароходства, собственное подсобное сельское хозяйство, вел лесозаготовки, транспортировку грузов и т.п.

Согласно Постановлению СМ СССР 832–370сс от 18 марта 1953 г. Главное управление строительства Дальнего Севера было передано в Министерство металлургической промышленности СССР, а его лагерные подразделения — ГУЛАГу МЮ СССР (кроме БЕРЕГОВОГО ЛАГЕРЯ, перешедшего в подчинение Тюремного управления МВД). В сентябре того же года эти лагерные подразделения были подчинены вновь созданному УПР. СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ ЛАГЕРЕЙ (см. II: 8). Следует отметить, что несмотря на передачу главка и лагерей в разные министерства, между ними сохранялась теснейшая связь — начальник Дальстроя был по совместительству и начальником УСВИТЛа.

Численность заключенных: 12.32 — 11 100, 01.01.34 — 29 659, 01.01.35 — 36 313, 01.01.36 — 48 740, 01.01.37 — 70 414, 01.01.38 — 90 741, 01.01.39 — 138 170, 01.07.40 — 190 309, 01.01.41 — 187 976, 01.01.42 — 177 775, 01.01.43 — 107 775, 01.01.44 — 84 716, 01.01.45 — 93 542, 01.01.46 — 73 060, 01.01.47 — 93 322, 01.01.48 — 106 893, 01.01.49 — 108 685, 01.01.50 — 153 317, 01.01.51 — 182 958, 01.01.52 — 199 726, 01.01.53 — 175 078.

Директором Дальстроя с момента его организации до ареста в декабре 1937 г. был Э.П.Берзин. С этого времени директором (позднее начальником) Дальстроя стал старший майор госбезопасности (впоследствии комиссар госбезпасности 2-го ранга) К.А.Павлов, которого 11 октября 1939 г. сменил на этом посту комиссар госбезопасности 3-го ранга (генерал-лейтенант) И.Ф.Никишов, остававшийся начальником ГУСДС до 24 декабря 1948 г. С этого дня начальником Дальстроя был назначен генерал-майор И.Г.Петренко, умерший 3 августа 1950 г. В августе—сентябре 1950 г. и.о. начальника был главный инженер Дальстроя полковник Кузнецов. С 30 сентября 1950 г. начальником ГУСДС стал горный генеральный директор 2-го ранга И.Л.Митраков, остававшийся в этой должности до передачи Управления в Министерство металлургической промышленности.

Сергей Сигачев
25 апреля 2007
Рейтинг@Mail.ru   
{linkfeed_print}
{mainlink_code_links}
{mainlink_code_ads}
Вернуться назад