3 июля 1936 года Совет Народных Комиссаров СССР своим постановлением утвердил "Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР". Этот день считается днем рождения ГАИ- ныне Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Перед ГАИ поставили задачу по борьбе с авариями и профилактике дорожно-транспортных происшествий, а также разработке технических норм эксплуатации автотранспорта и учету автопарка.
С 1991-го началось построение ГАИ как службы, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением стандартов, норм и правил, действующих в сфере безопасности дорожного движения.
В июне 1998 года Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) Указом президента РФ переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Главная цель реорганизации - обеспечение более высокого уровня защищенности участников дорожного движения от ДТП, преступлений и их последствий.
Накануне празднования годовщины ГАИ коллегия УВД Магаданской области рассмотрела вопрос "Об организации работы подразделений областной ГИБДД по выявлению, пресечению и профилактике нарушений Правил дорожного движения на территории области'. Об ее итогах рассказывает начальник ГАИ области полковник милиции Юрий Александрович АКСЕНОВ.
- Ваша служба всегда на виду, а какова результативность работы?
- Только в текущем году для предупреждения дорожно-транспорт-ных происшествий и выявления грубых нарушений ПДД мы провели профилактические мероприятия: "Автобус", "Пешеход", "Бахус", "Внимание: дети!", "Дорожный знак", "Скорость". Вопросы профилактики ДТП и организации работы по выявлению грубых нарушений правил дорожного движения в текущем году 4 раза рассматривались на оперативных совещаниях при руководстве УВД, 9 раз в отделе ГИБДД, на семинаре-совещании руководителей Госавтоинспекции.
Отдел ГИБДД разработал программу дополнительных мероприятий на 2003 год, направленных на снижение аварийности на дорогах области, предупреждение дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями, активизацию деятельности по предупреждению краж и угонов транспортных средств. Нас по-прежнему тревожит статистика аварийности, состояние и дисциплина участников дорожного движения.
- В области растет детский травматизм. Что делать?
- В отделе ГИБДД эта проблема на особом контроле. Во всех учебных заведениях с младшими школьниками проводят беседы сотрудники ГИБДД по закреплению навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города и поселков области. Ежегодно организовываем конкурсы юных велосипедистов "Безопасное колесо". Областное управление народного образования и ГИБДД регулярно проводят "круглый стол" по проблемам детского дорожно-транспортного травматизма, где принимают участие директора всех общеобразовательных учреждений города.
Все намеченные мероприятия выполняются и на постоянном контроле в отделе ГИБДД. Однако в течение 6 лет в связи с отсутствием денежных средств команда-победитель конкурса "Безопасное колесо" лишена возможности выехать в ЦРС для участия во всероссийском конкурсе. Это не раз отмечали руководители Главного управления ГАИ МВД на всероссийских селекторных совещаниях.
- Юрий Александрович, каждый водитель и пешеход уверен, что задача сотрудника ГАИ обеспечивать порядок на дороге. Но мало кто знает, что у инспектора функций гораздо больше.
- Работа наших сотрудников гораздо шире и не ограничивается только рамками дорожного полотна. Продолжена работа по линии охраны общественного порядка и розыску транспортных средств. Только за 2002 год задержано 1215человек за административные правонарушения (кроме ПДД), в том числе 540 человек доставлено в медицинский вытрезвитель, остальные в дежурную часть ГУВД за различные правонарушения и в городской суд. Задержано 198 транспортных средств, находящихся в розыске, в том числе 63 угнанных и похищенных.
Сотрудники ГИБДД области активно участвуют в работе по выявлению и пресечению правонарушений в сфере незаконного производства и оборота спирта, алкогольной продукции, а также при перевозках автомобильным транспортом нефтепродуктов. За минувший год, например, сотрудники ГИБДД области проверили 1838 единиц транспорта, перевозящего алкогольную продукцию, и 6072-нефтепродукты, при этом задержали 13 автомобилей за нарушение условий перевозки алкогольной
продукции и 1018 человек привлекли к административной ответственности за нарушения правил перевозки нефтепродуктов. Задержано 310,5 литра незаконно перевозимой алкогольной продукции.
- Вновь активизировались угонщики. Какие методы используете в борьбе с ними?
- В каждом патрульном автомобиле есть список автостоянок и ремонтных мастерских с указанием адресов и мест их расположения и карта поста (маршрута патрулирования) с подробной характеристикой. Еженедельно, каждый четверг на занятиях подводятся итоги работы инспекторов ДПС о состоянии аварийности и преступности на закрепленном маршруте патрулирования.
Во взаимодействии с ИЦ УВД области и УВД г. Магадана мы ежедневно обновляем списки угнанного и похищенного транспорта, которые использует в практической работе инспекторский состав ГИБДД. Для успешного розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, скрывшихся с мест ДТП, на КП ДПС 12-й км установлен аппаратно-программный комплекс "Поток", он в автоматическом режиме проверяет весь проходящий транспорт по имеющимся базам розыска. В ГИБДД УВД функционирует локальная вычислительная система "Спрут", которая позволяет оперативно проводить проверку всего угнанного и похищенного транспорта, при этом информация немедленно передается по радиосвязи патрульным экипажам. Организован картотечный учет автомототранспортных средств, которыми управляют граждане по доверенности. Начальник УВД области 2 октября 2002 года подписал распоряжение "О мерах по активизации розыска угнанных, похищенных и скрывшихся с мест ДТП транспортных средств в Магадане", которым утверждены зоны поиска транспортных средств за службами милиции общественной безопасности УВД.
- Как обеспечивается сегодня в ГАИ поэтапное создание федеральной информационной системы о зарегистрированных и разыскиваемых транспортных средствах, утраченных бланках и документах, необходимых для допуска водителей и автомобилей?
- Создание аналогичной информационной системы в ГИБДД идет на областном и районном уровне. В МРЭО ГИБДД функционируют автоматизированные системы АИПС "Автомобиль" (данные о транспорте, зарегистрированном на территории области), АИПС "Розыск" (данные о похищенном и разыскиваемом транспорте на федеральном уровне) и система АИПС "Документ" (данные о похищенной и утраченной специальной продукции ГИБДД). Аналогичные системы функционируют и в подразделениях ГИБДД области, однако не во всех РОВД изысканы средства для организации модемной связи для подключения к автоматизированным базам данных регионального и федерального уровня. Весь транспорт, прибывший из других регионов РФ, проверяется сотрудниками регистрационно-экзаменационных подразделений области по базе угнанного и похищенного автомототранспорта.
-Удалось ли стабилизировать обстановку с аварийностью в области?
- Так, если с 1997 по 2001 год в области была тенденция постоянного снижения аварийности, то в 2002-м произошло ее резкое увеличение. По сравнению с аналогичным периодом 2001 года количество происшествий увеличилось на 20,7%, раненых в них людей на 30,4%. Увеличение количества автоаварий произошло практически по всем причинам: вина нетрезвых водителей, превышение скорости, вина пешеходов , нарушение правил обгона и выезд на встречную полосу движения. Рост происшествий и пострадавших в них людей произошел в Магадане, Ягоднинском, Тенькинском, Омсукчанском районах. За 5 месяцев текущего года обстановка стабилизировалась.
-А основные причины роста аварийности?
- Признаем наш слабый анализ складывающейся оперативной обстановки, ослабление контроля за движением транспорта и пешеходов, непринятие своевременных мер реагирования при осложнении оперативной обстановки. Кроме того, с момента вступления в действие с 1 июля 2002 года нового Кодекса
06 административных правонарушениях с июля по декабрь 2002 года наблюдается общая тенденция снижения количества возбужденных дел на участников дорожного движения за совершение административных правонарушений, которые являются основными причинами совершения ДТП. В связи с изменением статей кодекса в области дорожного движения и усложнением оформления административных материалов количество выявленных нарушений ПДД сократилось.
За январь - апрель 2003 года сотрудники ГИБДД области в процессе надзора выя вили 21719 нарушений Правил дорожного движения, из них 695 -управление транспортными средствами в состоянии опьянения, 9156 - превышение скорости движения, 4609 -
нарушения правил пешеходами. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года общее количество выявленных нарушений Правил дорожного движения сократилось на 1%. Снижение показателей выявления нарушений ПДД имеют отделения ГИБДД Хасынского, Ягоднинского, Сусуманского и Омсукчанского РОВД.
Основные виды нарушений ПДД, существенно влияющие на состояние аварийности, - превышение скорости движения и несоответствие ее конкретным дорожным условиям, нарушения Правил дорожного движения пешеходами, правил обгона и выезда на полосу встречного движения.
- Выходит, нарушители почувствовали безнаказанность? Но вы ведь направляете на злостных нарушителей материалы в суды, есть ли результаты?
- К сожалению, с судами взаимодействие налажено не на должном уровне. За январь - апрель 2003 года в суды передано 346 дел об административных правонарушениях, однако количество решений о лишении права управления транспортными средствами принято в отношении всего лишь 153 человек. В Ягоднинском районе из 12 направленных в суды дел не лишено ни одного водителя, в Тенькинском и Ольском районах из 17 направленных дел также не лишено ни одного водителя, в Магадане судами рассмотрено 232 дела, из которых лишено права на управление транспортными средствами 118 человек.
- Юрий Александрович, завершая нашу беседу, традиционный вопрос - планы службы ГАИ на будущее?
-До конца 2003 года основное внимание ГАИ будет сосредоточено на взаимодействии с участниками дорожного движения и населением по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, укрепления к ней доверия, а также на оценке деятельности сотрудников ГИБДД по количеству ДТП, совершенных на маршрутах патрулирования. Наша задача -улучшение результатов работы по выявлению и раскрытию имущественных преступлений, раскрытию преступлений по горячим следам, розыску угнанного и похищенного транспорта, установлению лиц, совершивших преступления. Предстоит активизировать работу в условиях действия нового Кодекса об административных правонарушениях РФ и нового УПК РФ, а также по выявлению и пресечению грубых нарушений ПДД, оказывающих реальную угрозу безопасности дорожного движения, управлению транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, нарушению правил обгона, превышению скорости, управлению транспортными средствами лицами, не имеющими такого права. Добавлю сюда предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, профилактику нарушений законности и требований служебной дисциплины, а также повышение качественной профессиональной подготовки личного состава, в том числе и по обеспечению личной безопасности при несении службы.
А.Мурлин "Магаданская правда"