Хотели как лучше, а получают по-разному


В образовательных учреждениях области вводят новую систему оплаты труда. По замыслу переход ни в коей мере не должен приводить к снижению действующего финансового обеспечения работников. На практике получается по-разному. Об этом говорили на очередном заседании Совета территории Магаданской области.

Сегодня это вопрос, не требующий обсуждения, - на отраслевую систему оплаты труда перевели все образовательные учреждения. А начиналось все в 2007 году с двух магаданских гимназий и двух средних школ - в Оле и Палатке. В сентябре 2008 года в эксперименте стали участвовать еще девять муниципальных общеобразовательных учреждений. В 2009-м проведена большая организационная работа, сформирована региональная нормативная база для перехода с 1 сентября на новую систему оплаты труда.

Причины перехода понятны: заработная плата педагогов по-прежнему невысока и мало зависит от опыта, вклада и профессионализма, а больше определяется стажем и нагрузкой.

Цели благородны: увеличение зарплаты рассчитано на повышение качества обучения, эффективности управления, привлечение кадров и сокращение неэффективных расходов бюджетных средств.

Теперь поговорим о последствиях. Начнем с первооткрывателей. Средняя школа поселка Ола - самая большая в районе, сегодня там 724 ученика. 9 апреля 2007 года приказом Департамента образования администрации области она была утверждена как одна из четырех областных экспериментальных площадок по введению отраслевой системы оплаты труда. Эксперимент был начат в сентябре 2007-го и продлился два года. За это время, как рассказала директор школы Валентина Васильевна Ивченко, удалось повысить фонд оплаты труда и увеличить заработную плату не только педагогам (на 25 % с учетом премиальных выплат), но и младшему обслуживающему персоналу, что не предусматривалось.

- Идея была замечательная, - отметила Валентина Васильевна, - и ресурсы были подтянуты, а сейчас, когда эксперимент закончился и с 1 сентября мы перешли на новую систему оплаты труда, появились недовольные, повышения до уровня задуманного не произошло, средств недостаточно, фонды оплаты труда остались прежними.

Средняя школа № 1 поселка Палатка участвовала в эксперименте с 2008 года, а с прошлого сентября там ввели новую форму оплаты труда уже на постоянной основе. Ее директор Наталья Николаевна Баранова так прокомментировала нюансы этого шага:

- Важно отметить, что система начисления заработной платы во время эксперимента и сейчас отличается. В экспериментальном порядке нам просто подняли оклады на два разряда (тогда разряды еще существовали), автоматически и зарплата выросла. С 1 сентября 2009 года оклады вернулись на прежний уровень. Педагоги получать меньше не стали, так как были введены доплаты и применен повышающий коэффициент. Но и прибавки к заработной плате не получилось. От введения новой формы оплаты труда в школе однозначно выиграли технические работники и обслуживающий персонал, зарплата которых установлена на уровне не ниже 5,5 тысячи рублей. Перед принятием Положения о новой форме оплаты труда в школе прошло собрание трудового коллектива, на котором были обсуждены все вызывающие сомнение моменты. Педагоги высказали недовольство по поводу изменения способа начисления доплаты за удаленность. Ранее 25 % за удаленность начислялись от всей заработной платы, теперь же за базовую взята ставка в 18 часов. В реальности наши педагоги вынуждены нести большую нагрузку: так, у учителей русского языка она составляет 25 - 26 часов, у предметников в среднем - 20 - 22, у учителей начальных классов - около 19 часов. Поэтому здесь есть реальный проигрыш в оплате. Но несомненным плюсом новой формы оплаты является возможность администрации школы самостоятельно распределять премиальный фонд. Индивидуальное поощрение отличившихся учителей благотворно сказывается на качестве работы и в конечном счете на престиже профессии.

Да, действительно, самостоятельность привлекательна. Но именно она стала предметом обсуждения. Механизм формирования фонда оплаты труда предусматривает его разделение на две части: базовую, включающую оплату за урочную, внеурочную, воспитательную, методическую работу учителя (аудиторная и внеаудиторная нагрузка), на нее приходится 60 - 70 % фонда, и стимулирующую, куда входит оплата за результативность и качество труда, своеобразная система премирования, в распределении которой обязаны принимать участие общественные структуры (комиссия, управляющий совет).
Всем этим фондом распоряжаются на местах. Размер базового оклада определяют муниципальные органы управления образованием. А что касается повышающего коэффициента, стимулирования работников, здесь полная самостоятельность руководителей школ. Но распределение идет с такими перекосами, что вопрос пришлось выносить на заседание Совета территории. Его обсуждение с участием глав муниципальных образований назрело, поскольку из 80 учреждений, которые сегодня работают по новой системе оплаты труда, большинство - 66 - муниципальные общеобразовательные школы, а контроль за их деятельностью, как показали проверки, необходим.

Начальник Департамента образования администрации Магаданской области Татьяна Александровна Исаева привела по итогам мониторинга с сентября по декабрь 2009 года такие показатели роста заработной платы: у административно-управленческого персонала оплата возросла почти на 10 %, у педагогических работников - на 4,9 %, у обслуживающего персонала - в пределах 6 %. Среднемесячная номинальная начисленная зарплата увеличилась почти на 5 % и составила 19,7 тыс. рублей.

Но это усредненные цифры, а в каждом районе рост заработной платы произошел по-разному. Так, в Ягоднинском есть повышение у управленческого персонала и более 20 %, а, например, в Магадане - 14,5 %, Омсукчанском районе - 15 %, Хасынском - 17 %, Сусуманском - более 40 %. Повышение у педагогов также разное: у одних свыше 20 %, а у других не более 5 %.

Почему? Все общеобразовательные учреждения по-разному провели оптимизацию штатных расписаний, учебных планов и выходили с тем фондом оплаты труда, который сложился у них на 1 сентября 2009 года.

Как пример наиболее удачного распределения фонда оплаты труда Т. А. Исаева привела среднюю школу поселка Дебин - там увеличение зарплаты у основного персонала, прежде всего у педагогов, - более 27 %. В Синегорье - свыше 18 %. Также оптимальной считается оплата в средней школе № 20 поселка Сокол. В то же время в Оротукане повышение у педагогов чуть более 5 %.

Цифры вызвали у присутствующих на Совете территории вопросы и недоумение. Как подчеркнул главный федеральный инспектор по Магаданской области
А. А. Маханьков, ненормально, когда повышение так разнится у управленцев и педагогов. «Как вы тут влияете? Первоначально деньги-то ваши, вы ими распоряжаетесь, а потом уже школы», - задал он вопрос руководителю департамента образования.

- Это выборочный пример, не система, - пояснила Т. А. Исаева, - и я привела его для того, чтобы на уровне каждого муниципалитета проводился такой анализ. Что касается контролируемых средств, то, к сожалению, тот финансовый механизм, который утвержден Законом об образовании, предполагает ответственность субъекта в направлении целевой субвенции. Мы рассчитываем на норматив, а тратят муниципальные школы. Поэтому я хочу обратить внимание глав районов на необходимость контроля.

- Несомненно, перекосы, которые были отмечены в результате мониторинга и проверок, разница в оплате между управленческим персоналом и педагогами, которые являются основой жизни школы, недопустимы, - включился в дискуссию мэр города Магадана В. П. Печеный. - Это прежде всего является предметом внутреннего недовольства в некоторых коллективах. И абсолютно точно сказано: да, хозяин - школа, но роль управления образования здесь, несомненно, важна. Конечно, есть всяческие рычаги, чтобы стимулировать. В городе мы это отрегулируем. Все зависит от общего объема фонда оплаты труда, тут возможности ограничены. Нужно устранить перекосы. Вопрос очень важный, требующий эффективного анализа.

Теперь о роли управления образованием. Конечно, есть большой соблазн свалить вину за отсутствие контроля на тех, кто руководит территорией. Ведь когда специалисты департамента образования начали проверки предыдущих периодов, то увидели, что ряд учреждений - прежде всего Ольского, Хасынского, Омсукчанского районов - вошел в новую систему с перерасходом по лимитам, в связи с чем особых возможностей для стимулирования сотрудников у них не было. А школы в поселках Тауйск, Талон, Клепка Ольского района с 1 сентября вообще не смогли ввести новую систему - там был большой перерасход, хотя установили его только во время проверки департамента образования. В ходе контрольных мероприятий проверяющие подтвердили, что бюджетные средства расходуются неэффективно, а иногда и не по целевому назначению.

Тут надо добавить, что в этом объеме небольшим школам рассчитывать особенно не на что. Основное условие внедрения модели реформирования оплаты труда - нормативное подушевое финансирование расходов. Законом Магаданской области нормативы утверждены по типам и видам образовательных учреждений городской и сельской местности, их величина на одного обучающегося - от 34 до 74 тысяч рублей в год. Но пока демографическая ситуация такова, что школы каждый год все равно теряют свой контингент. И если действовать в чистом виде по принципу нормативно-подушевого финансирования, то с уменьшением численности учащихся должны фактически сокращаться объемы финансирования.

- Мы понимаем, что сегодня ни в одной общеобразовательной школе ни в городе, ни тем более в поселках и селах нормативная численность не соответствует, поэтому фонд оплаты труда рассчитываем по факту, который необходим, чтобы начать учебный процесс, - пояснила Т. А. Исаева. - И что остается муниципальным органам управления образованием? Довести эти расчетные лимиты до каждого общеобразовательного учреждения, что делается не всегда. Кроме того, при распределении целевых субвенций образовательные учреждения отходят от тех расчетов, которые прорабатываются в департаменте вместе с муниципальными органами управления образования. Но сегодня мы работаем в объемах тех средств, которые утверждаются на образование ежегодно областным бюджетом, и главная задача - эффективно их использовать.

Что нужно сделать для исправления проблемной ситуации? По мнению департамента образования, анализ размера заработной платы по категориям работников нужно проводить регулярно, прежде всего в муниципальных органах управления образования, продолжить оптимизацию административно-управленческого персонала. И, конечно, осуществлять инспектирование финансовой деятельности подведомственных учреждений.
Участники Совета территории пришли к выводу, что в целом введение новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях области состоялось, необходимо поработать с теми проблемными ситуациями, которые сложились, а положительный опыт школ нужно переносить на дошкольные и учреждения профобразования.

Сегодня, когда мы все больше говорим о новых методах, инновациях и экспериментах, было бы странным видеть замотанного учителя, который с утра до вечера пропадает в школе за мизерную зарплату. С этой позиции введение новой системы оплаты труда можно только приветствовать, задумка была неплохая. Но сейчас педагоги говорят, что уникальный эксперимент был недостаточно проработан и потому вызвал
не только сомнения, но и недовольство. А хорошо бы, если вместе с тем шел разговор и о качестве образования.

Вера ДИДЕНКО.
"Магаданская правда"