Не рубите с плеча


В Магадане множатся слухи о том, что собираются ликвидировать магаданскую школу-интернат №12 для детей с особыми нуждами. так ли это?

Обучением и воспитанием детей из социально незащищенных, малообеспеченных, многодетных, неполных семей, детей с ослабленным здоровьем и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, школа-интернат №12 занимается уже более полувека, а теперь ее собираются ликвидировать, - рассказывают обратившиеся в редакцию родители учеников, члены родительского комитета. С собой они принесли письмо, под которым подписалось около ста человек.

«Причем здесь учатся дети не только из города Магадана, но и практически из всех районов области, из закрывающихся и неперспективных поселков, из школ, где не хватает учителей, нет возможности получить нормальное образование.

В нашей школе также обучаются и постоянно проживают талантливые ребята с трассы, зарекомендовавшие себя как перспективные спортсмены, например, и потому получившие возможность постоянных систематических тренировок в условиях города. Есть дети из Северо-Эвенского района, родители которых ведут традиционный образ жизни, занимаются выпасом оленей и кочуют по тундре.
Все условия созданы в школе для детей с ослабленным здоровьем и особыми нуждами, задержкой психического и физического развития, и многие родители выбрали именно это учебное заведение по рекомендации специалистов, с учетом возможностей, уникальных методик, которые более чем за 50 лет наработал интернат, а главное, тех результатов, которые он имеет в работе с этими детьми.

Ведь многие из них нуждаются в щадящем учебно-воспитательном процессе, в том, чтобы были подходящие условия для отдыха и нахождения в школе сверх учебного времени, поскольку у нас очень много ребят из неполных семей, и их родители работают посменно или вообще вахтовым методом, три недели через три. Куда деваться этим детям?».

Уберечь от нищеты, бродяжничества и поножовщины

Ни для кого не секрет, что обстановка в некоторых поселках области далека от идеальной: работа только сезонная, люди живут на пособие или получают невысокую зарплату. А питание в школе стоит 5 тыс. 538 руб. с копейками для младших, с 1 по 4 классы, и 6 тыс. 202 руб. с лишним -для старших, с 5 по 11 класс. В школе-интернате на основании постановления мэра дети с задержкой психического развития получают льготу в 50 процентов, многодетные -10. А что будет, если этих детей вернуть на трассу, в неперспективные поселки с неукомплектованными учителями школами?

А сколько у нас детей, семьи которых проживают в общежитиях? Мама работает посменно, ребенок дома один. Всем известно, насколько криминогенные обстановки у нас по ряду общежитий, сколько там проживает пьяниц, лиц без определенного рода занятий, сколько драк, поножовщины, бытовых преступлений. Разве можно ребенка оставлять одного в такой обстановке?

В одном из общежитий, рассказала мама учеников 1 и 5 классов, за одни только сутки было 3 случая возгорания - пьяные соседи то и дело устраивали пожары. Она просила предоставить ее детям возможность ночевать в интернате, когда она по графику работает в ночные и вечерние смены. Хотя это совершенно нормальная, благополучная семья, хоть и неполная.

И такие случаи не единичны. Просто мама хочет быть уверена: когда она в ночь на работе и за ребенком некому присмотреть, он будет в безопасности. Ведь не всем же помогают бабушки и дедушки, не у всех есть возможность работать с 9-ти до 5-ти. В прошлом году ночующих было 68 человек, в этом - 58. Но это домашние дети, проживающие в семье, со своими родителями, а не в приютах и детских домах. Кто знает, как сложились бы их судьбы, если бы не те возможности, которыми располагает школа-интернат.

По слухам, рассказывают родители детей-воспитанников 12-го интерната, ребят собираются разбросать по коррекционным классам других школ. Но кто из них в состоянии работать с учащимися, часто нуждающимися в круглосуточном присмотре, с ослабленными детьми?
У нас, например, говорят члены родительского комитета, малыши 1-3 классов спят днем, этого требует состояние их здоровья, и школа оборудована всем необходимым для этого. Почему это никто не учитывает?

У нас есть наполняемость классов не более 15 человек, и это тоже диктуется состоянием детей, их способностью воспринимать программу, иначе они годами будут сидеть в одном классе. И таких моментов очень много, такова специфика 12-й школы.

Особые дети и брошенные школы

У нас особые дети, говорят педагоги и родители, и они нуждаются в особых условиях. Эти условия созданы в интернате, так зачем же все ломать, кому это нужно?

Говорят, нас ликвидируют в связи с переводом в наше здание Оротуканского детского дома №2, продолжают родители. На ремонт которого, кстати, совсем недавно были затрачены немалые средства из бюджета, - об этом рассказывали все СМИ. Наверное, еще и краска не высохла, как признали целесообразным детский дом перевести в Магадан.

Конечно, те дети тоже нуждаются в поддержке и заботе, но почему пострадать должны именно мы? В городе пустует школа на Марчекане, еще одна - в районе Рембыттехники, комплекс школа плюс общежитие есть в самом начале проспекта Карла Маркса, в здании школы на Дукче проживают гастарбайтеры... Так почему, спрашивают родители, нужно наших детей выбрасывать на улицу? И как можно ради 50-ти или около того детей из Оротукана, большая часть которых, как говорят, тоже магаданские, выгнать из их дома 180 человек, которые сейчас живут и учатся в 12-м интернате?

Без тех условий, которые созданы в интернате, пишут родители в письме, наши дети просто не справятся с программой. Мы именно по этим причинам по рекомендации специалистов попали в это образовательное учреждение, продолжают родители. Нет никакой уверенности, что они приживутся в других школах.

У нас много психологически зажатых ребят, которые еще социально не адаптированы, подростки из малообеспеченных семей плохо одеты, многие ребята испытывают трудности в общении с незнакомыми людьми, да их просто заклюют! Зачем, ради чего подвергать детей таким испытаниям? У нас что, без того мало в городе неблагополучных подростков, угрожающих правопорядку?

И почему мы не можем добиться от чиновников ответов на вопросы, которые нас так волнуют? Ведь все, о чем мы говорим, пишут в письме родители, на уровне слухов, даже администрация школы не имеет никакой официальной информации. Хотя весь город говорит о ликвидации нашего интерната...

Большинство наших детей и так обделены, они относятся к категории социально незащищенных, так почему вместо содействия в решении их проблем их просто лишают возможности нормально жить и учиться в привычных для них условиях? А ведь таких ребят меньше не становится. И учреждения, подобные интернату, с его уникальным опытом социальной адаптации, воспитания и обучения детей будут востребованы до тех пор, пока есть малообеспеченные и социально неблагополучные семьи, пока есть ослабленные дети и дети которых растут в условиях риска. Так зачем же рушить то, что уже создано и хорошо работает, недоумевают родители.

Когда рушатся наработанные системы...

- Мне непонятно, как могло получиться, что наша школа столько лет была базой коррекционной работы специалистов области, площадкой обмена практическими наработками, опытом, здесь проводились открытые уроки, ежегодно - семинары для педагогов, и вдруг мы оказались невостребованными, - говорит директор муниципального общеобразовательного учреждения «Школа-интернат среднего (полного) общего образования №12» Н.А. Чикалова.

- Так, может быть, это просто слухи, Наталья Анатольевна?

- Мы направляли запрос в Управление образования, но ответа не получили, и я до сих пор не имею никакой официальной информации на этот счет, хотя разговоры эти слышу уже несколько месяцев. Не думаю, чтобы это были просто слухи. Мы дорого обходимся городской казне, дети у нас со всей области, денег в бюджете муниципального образования, как всегда, не хватает, так что какая-либо реорганизация вполне вероятна.

- Помимо Управления образования мэрии г. Магадана, вы еще куда-либо обращались за информацией, за помощью?

- Да, пытались связаться с нашим депутатом городской Думы, но безрезультатно, он не ответил даже на письмо, не говоря уж о встрече, какой-либо помощи. Без эмоций

- Наталья Анатольевна, давайте попытаемся проанализировать только фактическую сторону дела. В чем опасность утраты такого образовательного учреждения, как школа-интернат №12, в чем ваше отличие от прочих школ, в том числе имеющих коррекционные классы?

- Основное отличие, уникальность в том, что в других школах нет такой системной и всесторонней помощи, как в нашем интернате. В свое время он был создан специально для детей, попавших, как теперь говорят, в трудную жизненную ситуацию, для спасения этих детей, их социальной адаптации, воспитания и образования. При этом он не является учреждением закрытого типа, как, например, приюты, детские дома. И одно из основных направлений нашей работы - это помощь именно семье, постоянное и очень тесное взаимодействие с ней, но при этом мы располагаем всем необходимым для временного проживания детей в интернате.

А у общеобразовательных школ иные цели, соответствующие им методики, формы работы. Это разные вещи. Нашим детям в силу обстоятельств в определенные периоды их жизни просто невозможно влиться в массовые школы, они нуждаются в особых условиях до того момента, пока не будут социально адаптированы, выравнены, способны к восприятию учебной программы в обычном формате. На это уходит от 6 месяцев до года, а иногда и больше.

К нам приходят дети с сохранным интеллектом, но зачастую с утраченными социальными навыками, без интереса к учебе, те, которых называют педагогически запушенными. Когда есть хоть какая-то возможность оставить их в семьях, не помещать в детские дома и приюты, они попадают к нам.

Еще одна особенность нашей школы, о которой надо упомянуть, - это отработанная методика ранней диагностики нарушений развития и, соответственно, возможность более быстрой адаптации ребенка.

- Сколько у вас детей на сегодняшний день, сколько из них находится здесь круглосуточно?

- Наполняемость школы рассчитана на 211 человек, сейчас обучается 200. У нас 5 коррекционных классов, в основном это начальная школа. Под нее отведен целый отдельный блок: классные комнаты, игровые, библиотека, спальни, бытовые помещения, пищеблок.

Из районов области у нас обучается 13 детей, в том числе из закрывающихся и неперспективных поселков, есть спортсмены, постоянно проживающие в интернате, в последние недели, уже когда стали распространяться слухи о ликвидации нашей школы-интерната, было еще 8 звонков от родителей из районов области, которые хотели бы, чтобы их дети, приглашенные в Школу олимпийского резерва, проживали и обучались у нас, но я не могу им ничего ответить, мы остаемся в каком-то подвешенном состоянии...

36 детей у нас из семей, где одна мама; 16 - где воспитанием занимается только отец; 28 ребят из многодетных семей; семей, где родители инвалиды - 4, где дети инвалиды - 2. В общем, сложные семьи, со сложными судьбами, есть и неблагополучные.

Поэтому важно, что, помимо проживания, у наших детей есть возможность проводить в школе целый день, и домой уходить только на ночь. В некоторых ситуациях не переоценить того факта, что ребенок целый день в школе присмотрен, с ним занимается логопед и социальный психолог ему помогают делать уроки, вовлекают в кружки и спортивные секции, буквально вытаскивают из подвалов. Не все, но многие из наших детей нуждаются именно в таком пристальном внимании со стороны педагогов и воспитателей.

Из социума не выброшен никто

- Это приносит видимый результат?

- Конечно. За последние 4 года все наши воспитанники, без исключения, трудоустроились или поступили в средние и высшие учебные заведения, никто не остался на улице, не выброшен из социума. Это, я уверена, результат наших усилий, в том числе программы постинтернатской адаптации, которую мы реализуем. Поэтому и страшно, что может быть разрушена эффективная, по-настоящему действенная система, наработанная нашим интернатом.

А 7 человек наших детей только в течение прошедшего года сняты с учета в органах милиции, и это тоже результат, я считаю.
- У вас большой коллектив? Сколько молодых учителей, сколько опытных?

- Вместе с воспитателями, медиками, подразделениями обеспечения деятельности учреждения, техническими работниками около 80 человек, которые завтра тоже могут оказаться на улице. У нас уникальные специалисты, с огромным опытом работы, у некоторых стаж - от 20 до 40 лет, а меньше 10 нет ни у кого. Понимаете, у нас сложная работа, ее не каждый выдержит, молодежь не хочет за копеечные зарплаты здесь  и дневать и ночевать. Поэтому мне тем более обидно такое отношение, больно и за коллег, и за детей..

Может, все-таки слухи?

Начальник Департамента образования областной администрации Т.А. Исаева по телефону сказала, что на сегодня никакой официальной информации о переводе Оротуканского детского дома и ликвидации интерната №12 в департаменте нет. И добавила, что вопрос о ликвидации вообще не может относиться к ведению областного департамента, проблема будет рассматриваться, только если на этот счет поступит соответствующее постановление мэра г. Магадана, полный пакет документов о передаче здания. А пока оно находится на балансе муниципального образования «Город Магадан», все вопросы надо адресовать туда.

Исполняющая обязанности начальника городского Управления образования Е А Путилова попросила обратиться за комментариями непосредственно к заместителю мэра по социальным вопросам Ю.Ф. Гришану, в чьем ведении находится в том числе образование.

- В связи с принятием в 2004 году Федерального закона 131-ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, - прокомментировал он, - содержание интернатов не отнесено к полномочиям муниципальных образований, коим является город Магадан. И в соответствии с положениями закона деньги на содержание детей в условиях интерната должны поступать из бюджетов тех муниципальных образований, где дети постоянно проживают, будь то Клепка, Гижига, Ола, Армань, Талон или любой другой поселок области. Но не поступают.

Надо полагать, в том числе потому, что дети в 12 интернате проживают в основном из неперспективных и закрывающихся поселков, в любом случае из населенных пунктов с более чем дефицитными бюджетами.

К чему и как придем?

Что ж, похоже, город содержал интернат с 2004 года, когда начал действовать закон, как и сколько мог. Содержание здания по нынешним ценам обходится в сумму более 9 миллионов рублей в год, коммуналка - почти 4 с половиной, содержание и воспитание одного ребенка - без малого 15 тысяч, не считая питания. Семьи нести эти расходы тем более не в состоянии, многие из них, говорит директор, отказываются даже от питания на целый день (оно в интернате 6-разовое) и оплачивают только некоторые приемы пищи, часто - только обед. На большее не хватает денег.

По сути же дела, остается добавить, что распоряжением мэра сейчас создана экспертная комиссия, которая до 3 апреля должна изучить все проблемы, связанные с интернатом №12, и представить свое заключение для принятия окончательного решения. Очень хочется верить, что оно не обернется против детей.

А Оротуканский детский дом, который официально называется Магаданский областной детский дом №2, готовится к переезду, и новый учебный год должен для него начаться уже в Магадане. В Ягоднинском районе, как показала командировка, это известно всем и каждому, на всех уровнях. Говорят, слишком дорого обходится, и сам детдом является... градообразующим предприятием: другой работы в поселке практически нет.

Елена ВОДОЛАЖСКАЯ-КОЛЕСНИКОВА
"Колымский тракт"









Колымские колонки