Как рыбаки в Госдуму ходили


За круглым столом депутаты и рыбопромышленники обсудили меры по обновлению рыбного флота отрасли

23 марта в Комитете Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии депутаты, представители региональных органов исполнительной власти, Росрыболовства и ассоциаций рыбохозяйственных предприятий обсудили за "круглым столом" совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей судостроение и обновление флота рыбной отрасли. Особую актуальность подобных встреч в формате прямого диалога законодателей с рыбопромышленниками сегодня можно проиллюстрировать цифрами статистики: из 2 419 судов, работающих в отрасли, 83 процента эксплуатируется с превышением нормативных сроков. Следовательно, откладывать модернизацию и обновление рыболовного флота уже некуда, нужно срочно принимать меры.

О том, какие вопросы обсуждались на встрече, нашему корреспонденту рассказал один из участников "круглого стола" представитель Магаданской ассоциации рыбопромышленников и Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) советник генерального директора ООО "Тихрыбком" профессор, доктор географических наук Александр Васильевич Родин.

- Александр Васильевич, наверное, обсуждать сейчас какой-то отдельный вопрос в рыбном хозяйстве практически невозможно - это неминуемо приведет к разговору о ситуации в отрасли вообще. Слишком многое еще мешает нашим рыбакам работать на развитие производства. И тем не менее, на ваш взгляд, удалось ли в ходе встречи нащупать какие-то общие подходы к решению обозначенных проблем?

- Понятно, что в ходе встречи выступающие затрагивали различные темы. Ведь и судостроение и модернизация флота непосредственно связаны с тем, насколько эффективно работает отрасль, имеют ли рыбопромышленники возможность зарабатывать прибыль, достаточную для замены устаревших судов. А это значит, необходимо создавать им новые условия, оказывать какую-то поддержку, вносить изменения в Таможенный и Налоговый кодексы и так далее. Но все же я хочу подчеркнуть, что в работе отрасли главное - это флот. Без флота ничего не будет. И если сейчас не принять мер, то уже в 2015 году для нас наступит "час икс". Списание старых судов достигнет такого уровня, что мы уже не сможем сами полностью осваивать ресурсы в своей исключительной экономической зоне. И тогда вступит в силу положение Конвенции по морскому праву - о передаче неиспользуемых ресурсов третьим странам. Надеюсь, все понимают, что это такое.

В целом встреча получилась очень полезной. Хорошее впечатление на рыбаков произвел нынешний председатель Комитета Госдумы Евгений Александрович Туголуков. Человек это весьма здравомыслящий, быстро впитывающий полезную информацию и искренне желающий помочь развитию рыбной отрасли. У него хватило терпения и времени выслушать всех выступавших, даже если предложения, звучавшие от них, были не совсем приемлемыми, и подвести итог разговору. Кратко наметившиеся подходы к решению задач можно обозначить двумя главными путями. Первое - поиск источников финансирования и кооперация с судостроителями за рубежом. Второе - создание объединенной судостроительной корпорации у нас в России, которая займется подготовкой к созданию собственного судостроения.

- Предполагается ли при этом размещение заказов на постройку рыболовных судов на военных заводах, так называемых "звездочках"?

- Нет. Это нереально. Мы как раз и говорили о том, что эту идею нужно просто забыть. В свое время, когда на "звездочках" катастрофически не хватало заказов, мы пытались использовать их для строительства рыболовных судов. Но при всех достоинствах наших военных заводов, нужно признать, что у них свой подход к судостроению. Разные технологии, разные задачи. Поэтому хорошие современные рыболовные суда на них не построишь.

- Знаете, у нас, как только возникает тезис о размещении заказов на судостроение за границей, тут же просыпается некий псевдопатриотизм - сами, мол, построим не хуже! В разговоре за "круглым столом" такая тема возникала?

- Ну, что вы. Все присутствующие понимали, что настоящий патриотизм выражается в том, чтобы реально что-то сделать для отрасли, для своей страны. Что касается отечественного судостроения, то здесь достаточно просто здраво взглянуть на ситуацию. К сожалению, у нас на территории России никогда и не было верфей для строительства крупнотоннажного флота. Работали три завода в Николаеве - так это Украина, строили несколько устаревшие ВМРТ в Клайпеде - тоже теперь заграница. Остальные заказы размещали на верфях Польши, Германии, иногда Норвегии. Вот, собственно, и все.

А на территории России строили в основном малотоннажный рыболовный флот, то есть суда типа МРС и прочие, которые попроще. Вот такие заказы и размещали в довесок на военных заводах. По всей России таких совмещенных предприятий было 11. Но сегодня половина из них, как говорят, лежит на боку, а те, кто выжил, загружены военными заказами. Да и разбросаны эти верфи на таком удалении, что строить на иных теперь малотоннажные суда -слишком дорогое удовольствие.

Представьте себе, например, судостроительный завод в Ярославле. Построили судно, и - начинается его прогон по рекам, спиливание мачт и прочее. Вот поэтому, если мы хотим наладить строительство малотоннажного флота в России, нужна единая мощная корпорация, которой будет под силу подготовить какие-то заводы к постройке рыболовных судов.

Но в любом случае рыбакам нужно найти какие-то источники финансирования. Это означает реальный доступ к кредитным ресурсам. Не под 28 процентов годовых, а, до-
пустим, под 5. Нужно исправить положение об аренде типа "бербоут-чартер". которым сейчас пользоваться невозможно. Нужно облегчить ввод судов, приобретенных за границей, то есть освободить его от налогов и таможенных пошлин.

- Понимают ли это в Росрыболовстве? А то последние новости оттуда очень уж похожи на рапорт о высоких достижениях. Говорят, суммарный вылов за прошлый год вырос до 3,7 миллиона тонн. Но можно ли считать это победой?

- Годовой улов у нас вырос в основном за счет хорошего подхода лосося на Дальнем Востоке. Вот только не знаю, радоваться этому или печалиться? Все же понимают, что кроме Былова нужно еще организовать нормальную переработку улова, чтоб потом была возможность выгодно его продать. А получилось так, что переработка на берегу ке была готова пропустить такое количество рыбы. Весь лосось хлынул на рынок в необработанном виде. Цены резко упали, и рыбаки на такой продаже почти ничего не заработали. Конечно, будь у нас более современные высокопроизводительные суда и хорошо оснащенные предприятия, береговой переработки, картина могла быть совсем иной.

Я могу привести и совсем недавний пример по Баренцеву морю. На днях разговаривал с рыбаками из Мурманска. Там идет путина по вылову мойвы. Норвежцы свою квоту в 200 тысяч тонн уже благополучно выхватили. А наши рыбаки топчутся на 60 тысячах тонн, и вряд ли выберут всю квоту целиком. Да разве дело только в мойве? Треску что в Баренцевом море, что на Дальнем Востоке тоже не осваиваем. Камбала нам не нужна, терпуг - не нужен, кальмар, сайра - не выбираются. Когда же будем комплексно осваивать ресурсы? Сосредоточились на минтае да селедке.

Так что хвалиться пока нечем. Если вдруг наметилась уже какая-то хорошая тенденция, мы только рады будем об этом узнать. Но для этого же еще нужно работать и работать. Слишком глубоко мы провалились. Вот поэтому я предложил объявить возрождение рыбной отрасли делом особой государственной важности. И участники "круглого стола" с этим согласились.

- Какие темы еще затрагивались на "круглом столе"?

- Говорили обо всем. Проблем очень много. Возьмите, например, ту же подготовку кадров для отрасли. Раньше молодежь шла в море из-за романтики, хороших заработков, возможности путешествий. Теперь рыбопромышленники не имеют возможности существенно поднять зарплаты рыбакам. Путешествуют люди по турпутевкам - в любую страну. А романтический образ рыбака - трудяги, кормильца у нас, благодаря работе СМИ, сменился образом этакого браконьера в золотых цепях. В результате скоро наш флот может остаться без кадров. Это очень серьезная проблема.

- Обсуждение задач по обновлению флота состоялось. Что дальше?

- Сейчас мы соберемся в ВАРПЭ, постараемся выработать более четкие рекомендации и вновь встретимся с депутатами Госдумы. Работа только началась.
- Хотите что-нибудь добавить от себя для наших читателей?

- Пусть к магаданцам поскорее придет хорошая погода. А рыбакам я от души желаю хороших уловов и денег побольше. Чтобы меньше было проблем.

Николай ПАНОВСКИЙ
"Колымский тракт"