Дети на дорогах. Сегодня всё обошлось...


В ГИБДД УВД по Магаданской области подвели итоги работы в 2009 году.

Главный вывод, следующий из статистики за указанный период: на дорогах региона наметилась явная тенденция к снижению количества дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них людей. Травмы различной степени тяжести в ДТП получили 486 колымчан -это почти на 150 человек меньше, чем в прошлом; погибло 36 человек (2008 год - 49). Для немногочисленного населения области это, конечно, существенное улучшение ситуации.

Вместе с тем возросло число погибших в дорожных авариях детей: трое против одного в 2008 году.

Что делается сотрудниками ГАИ и что еще предстоит сделать для предотвращения детских смертей под колесами автомобилей? С ответа на этот вопрос начинается наша беседа со старшим инспектором отдела ГИБДД УВД по Магаданской области Яном Альбертоеичем Протодьяконовым.

- Наибольшие усилия мы прилагаем именно в этом направлении. Каждое дорожно-транспортное происшествие, в котором участвовал ребенок, имеет большой общественный резонанс. Это понятно: дети никому не безразличны, они - наше будущее. Важно и то, что в каждом таком случае ребенок получает не только телесную травму, но и психологическую, излечить которую порой весьма непросто. Психологам и педагогам приходится много работать, чтобы впоследствии попавшие в аварию дети не боялись машин и знали, как вести себя на дороге.

Наиболее уязвимый возраст маленьких участников движения - от 7 до 13 лет. Однако анализ прошлогодних ДТП с участием детей показал, что из 35 таких аварий в качестве нарушителей-пешеходов, виновных в ДТП, дети были лишь в 8 случаях. Во всех остальных дети были пассажирами автотранспортных средств! И все из-за того, что взрослые преступно пренебрегают правилами перевозки несовершеннолетних пассажиров.

Два горячих примера. Во время октябрьских снегопадов на 40 км федеральной автодороги (в районе поселка Уптар) женщина перевозила ребенка 4 лет без детского автомобильного кресла. Не справилась с управлением, машина перевернулась. В результате женщина отделалась легким испугом, а вот ребенок получил увечья, попал в больницу.

Буквально через две недели на 4-м км федеральной автодороги произошло аналогичное ДТП, с той лишь разницей, что водитель, перевозивший своего ребенка, находился в состоянии алкогольного опьянения.

- Насколько же надо быть беспечным, безответственным и равнодушным к жизни своего ребенка, чтобы так рисковать!

- Меня поражают даже не эти случаи на дороге. В конце прошлого года мы проводили мониторинг общественного мнения. В опросе участвовало около тысячи жителей Магадана и районных центров. Так вот, процентов 15 респондентов на вопрос: «Как вы относитесь к установленным правилам перевозки малолетних?» - ответили: «Это мой ребенок, его жизнь в моих руках, поэтому мне решать, как его перевозить». Вот что страшно..

Еще одна часть респондентов пожаловалась на недоступность цен на детские автомобильные кресла. Да, они недешевы, но разве можно сравнивать 2, 3, 5 тысяч рублей с жизнью ребенка?! На мой взгляд, это вещи несравнимые.

- На мой взгляд, тоже. Какие меры по снижению детского травматизма на дорогах принимаются вашим ведомством?

- Прежде всего, это профилактическая работа. Во всех учебных заведениях с младшими школьниками сотрудниками ГИБДД проводятся беседы по закреплению навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Так, в 2009 году было проведено 1425 бесед в школах, 443 - в дошкольных учреждениях. Проведены семинары со всеми категориями педагогических работников по методике обучения учащихся Правилам дорожного движения, формам внеклассной работы по профилактике дорожного травматизма, организации учебы членов школьных объединений «Юный инспектор движения». Организовано и проведено 35 конкурсов и викторин среди детей с привлечением телевидения.

Также в рамках реализации областной программы « Повышение безопасности дорожного движения на территории Магаданской области в 2007-2012 годах» совместно с Департаментом образования администрации среди учащихся общеобразовательных учреждений области проведен конкурс юных велосипедистов «Безопасное колесо», целью которого было предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма и безопасного поведения учащихся на улице. Образовательные учреждения области оснащаются специальным профилактическим оборудованием, в том числе настольными играми для детей старшего дошкольного возраста и уголками безопасности с дорожными знаками и светофорами.

С детьми-пешеходами, нарушившими Правила дорожного движения, проводятся профилактические беседы и вклеиваются в дневники информационные стикеры примерного содержания: «Уважаемые родители! Ваш ребенок нарушил Правила дорожного движения. Сегодня все обошлось, но завтра подобное нарушение может стать причиной трагедии».

Проводятся беседы профилактического характера и на предприятиях, особенно находящихся вблизи образовательных учреждений.

Кроме того, в городе устанавливаются специальные дорожные знаки. Например, на перекрестке улиц Нагаевская - Полярная, недалеко от школы №3, недавно установлен знак «Внимание: дети!». Возможно, не совсем стандартный, но яркий, бросается в глаза водителям, напоминая, что здесь нужно быть более внимательным и снизить скорость.

- Не эффективнее ли в этом месте поставить светофор?

- Данный перекресток располагается на местности со сложным профилем, поэтому там уместнее в час пик размещать наряды ДПС.

Надо заметить, что установление светофорных объектов влечет за собой существенные бюджетные затраты. Тем не менее за прошлый год в Магадане было установлено 5 новых светофорных объектов в городе. И мэрия, и администрация области выделяют финансирование на обустройство дорожной сети в рамках целевых программ.

- Ян Альбертович, на ваш взгляд, что способствовало снижению аварийности и общего количества пострадавших в ДТП за последний год?

- В первую очередь изменения административного законодательства в части ужесточения наказания за управление автотранспортным средством без водительских прав и в состоянии алкогольного опьянения. За эти грубые нарушения, как вы знаете, уже два года, помимо штрафа, применяется такая мера взыскания, как административный арест до 15 суток. В спецприемник попадают и злостные неплательщики штрафов. Мера достаточно действенная, хотя есть у нас уже свои «рецидивисты», отсидевшие за решеткой два, а то и три раза. Только за 20 дней декабря 2009 года в спецприемнике для административно наказанных побывало около 80 человек.

Важный момент: независимо от того, в каком качестве выступает гражданин -водителя, пассажира или пешехода, инспектор ГИБДД, устанавливая его личность, с помощью компьютерной базы данных проверяет наличие или отсутствие неоплаченных штрафов, и если выяснится, что гражданин -злостный неплательщик, к нему (по решению суда) будет применена мера наказания в виде лишения свободы. Как видите, принцип неотвратимости наказания действует!

Положительные результаты дают и другие изменения административного законодательства: с февраля прошлого года со 100 до 200 рублей увеличился штраф для нарушивших Правила дорожного движения пешеходов; на водителей, которые не предоставляют преимущество пешеходам, налагается штраф от 800 до 1000 рублей, а за нарушение правил перевозки пассажиров - 500 рублей.

Также внесены изменения в Уголовный кодекс: если по вине нетрезвого водителя погиб человек, законом предусмотрено лишение свободы до 7 лет, если два человека и более - до 9 лет.

Насколько мне известно, 2010 год тоже начался с нововведений для Госавтоинспекции...

- Совершенно верно. Со 2 февраля увеличились размеры государственных пошлин на услуги ГИБДД при проведении регистрационных действий. Так, госпошлина за выдачу государственных регистрационных знаков увеличилась с 500 до 1500 рублей, а сборы за техосмотр - с 30 до 300 рублей. Но есть и приятные для автовладельцев моменты: отменена плата за сдачу теоретических и практических экзаменов в ГАИ по вождению.

- В центральных СМИ прозвучала информация, что МВД России внесло изменения в административный регламент по работе дорожно-патрульной службы. В частности, теперь сотрудникам ДПС запрещено скрытое патрулирование а также составление рапортов на нарушивших Правила дорожного движения работников прокуратуры, Следственного комитета при прокуратуре и судей. С какой целью?

- Что касается первого пункта вопроса, то здесь вы немного путаете понятия. Вообще-то скрытое патрулирование предусмотрено приказом МВД. У нас есть определенное количество патрульных автомашин, не имеющих специальной цветографической схемы и маячков, которые используются в профилактических целях. Патрульным запрещено «прятаться в кустах» - для того, чтобы их было отчетливо видно всем участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.

Теперь по второму пункту. Все участники дорожного движения должны соблюдать правила, все равны перед законом. Этот постулат действует без изменений. Однако существуют отдельные законы - «О статусе судей РФ», «О Прокуратуре РФ», в которых есть некоторые отступления от общепринятых норм. Да, согласно им инспектора ГАИ не имеют права оформлять протоколы на нарушителей - сотрудников данных ведомств. Тем не менее, если судья или помощник прокурора, к примеру, попадается на управлении автомобилем в нетрезвом состоянии, сотрудники ГАИ обязаны принять меры к прекращению дальнейшего нахождения за рулем, чтобы не случилось непоправимого. В любом случае такие нарушения оформляются, разве что несколько иным способом: фиксируются в ГИБДД и передаются на рассмотрение руководства данных ведомств. Должен заметить, что наказываются там нарушители, как правило, ничуть не мягче, чем инспекторами ГАИ. Так что будьте уверены: безнаказанными их правонарушения не остаются.

- На что в этом году сотрудники ГАИ будут обращать особое внимание?

- Продолжим работу по профилактике ДТП, в первую очередь - с участием детей, и снижению тяжести их последствий. Мы твердо знаем: чем больше мы сохраним жизней, тем большую пользу принесем обществу. Конечно, добиваться этого нелегко при низкой пропускной способности городских дорог в условиях постоянного увеличения количества единиц автотранспорта: только за 2009 год в Магадан было ввезено 2 900 автомобилей. Довольно продолжительна сама процедура оформления всех необходимых бумаг: в среднем на оформление одного пьяного водителя у инспектора уходит около 3 часов, столько же - на оформление ДТП - независимо от того, сколько инспекторов на линии в данный момент.

- Ян Альбертович, последний вопрос: часто ли жалуются магаданцы на инспекторов ГАИ?

- Судите сами: количество обоснованных жалоб за прошлый год снизилось на 50 процентов. По каждому факту проводится служебная проверка, ни одно нарушение со стороны наших сотрудников не остается безнаказанным.

Евгения АЛЕКСАНДРОВА
"Колымский тракт"