Сохранить исканную среду обитания.

/uploads/posts/2010-03/1268112271_vladimir-kulakov.jpg



О концепции устойчивого развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Исторически Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток обладают значительным ресурсным потенциалом. Из возобновляемых природных ресурсов здесь велики запасы леса, рыбы, диких животных, дикорастущих лечебных и съедобных растений. Именно эти факторы способствовали развитию таких традиционных видов промыслов коренных малочисленных народов Севера, как добыча и переработка рыбы, охотничий промысел, оленеводство, cбop и переработка дикорастущих плодов, грибов и орехов, народно-хозяйственные промыслы, сувенирное производство. Названные виды промыслов составляют основу жизнеобеспечения и традиционного образа жизни коренного национального населения.

В соответствии ^Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 132-р, целью которой является создание условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера на принципах самообеспечения и на основе комплексного развития традиционных отраслей хозяйствования и сопутствующих им производств, их ресурсной и производственной базы, сохранения и защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, осуществляется в том числе:

• государственная поддержка организаций, осуществляющих деятельность, основанную на традиционном хозяйствовании и промыслах коренных малочисленных народов;

• развитие территорий компактного проживания и традиционных видов деятельности коренных малочисленных народов;

• активизация предпринимательской деятельности, укрепление торговых и хозяйственных связей, интеграция в региональную экономику.

В целях поддержки организаций, осуществляющих деятельность, основанную на традиционном хозяйствовании и промыслах коренных малочисленных народов, в течение 2010 года будут разработаны и приняты различные законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" закрепляет полномочия федеральных органов государственной власти по принятию и финансированию за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников федеральных программ социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, развития, сохранения и возрождения их языков, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования, использования и охраны земель и других природных ресурсов и оказанию целевой поддержки за счет средств федерального бюджета, направленную на социально-экономическое и культурное развитие малочисленных народов, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Правительством Российской Федерации утверждены Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности этих народов.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ в Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации включены животноводство, в том числе кочевое оленеводство, переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов; пчеловодство; рыболовство; промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции; художественные промыслы и народные ремесла и другие.

Необходимо отметить, что коренные малочисленные народы в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры имеют право в порядке, установленном гражданским законодательством, создавать хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся промыслами коренных малочисленных народов.

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" подробно регламентирует порядок образования и деятельности общин коренных малочисленных народов как хозяйствующих субъектов, деятельность которых носит некоммерческий характер.

Федеральным законом предусматривается возможность оказания помощи органами государственной власти общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов в виде заключения с общинами малочисленных народов, союзами (ассоциациями) общин малочисленных народов договоров на выполнение работ и предоставление услуг и социального заказа на разработку и реализацию региональных и местных программ социально-экономической помощи общинам малочисленных народов, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством.

Федеральный закон "О некоммерческих организациях" относит общины коренных малочисленных народов к некоммерческим организациям, которые имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать данным организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

• предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей;

• предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;

• размещение среди некоммерческих организаций государственных и муниципальных социальных заказов;

• предоставление льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

В связи с этим следует отметить, что в ноябре 2009 года Президентом Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", в соответствии с которым органы государственной власти и местного самоуправления оказывают экономическую поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в приоритетном порядке в таких формах, как размещение среди этих организаций государственных и муниципальных заказов, предоставление им материальной поддержки, льгот по уплате налогов и сборов.

Предусматривается наделить субъекты Российской Федерации и муниципальные образования правом оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований, соответственно, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Однако далеко не каждая община коренных малочисленных народов на общих условиях сможет конкурировать с другими участниками конкурса и аукциона, даже если такие конкурсы и аукционы будут об.).явлены в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на поставку продукции традиционных видов хозяйственной деятельности этих народов. В силу упомянутых ранее причин общины коренных малочисленных народов нуждаются в особом преимущественном порядке размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, как это предусматривается сегодня Федеральным законом № 94-ФЗ для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов и субъектов малого предпринимательства. В связи с чем представляется целесообразным внести соответствующее изменение в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с Концепцией устойчивое развитие малочисленных народов Севера предполагает укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов самих народов.

Концепцией предусматривается среди прочих решение задачи расширения транспортно-логистичес-ких услуг и содействие формированию рынков сбыта продукции традиционных видов хозяйственной деятельности; поддержки форм малого и среднего предпринимательства малочисленных народов Севера, направленных на повышение эффективности традиционных видов хозяйственной деятельности, включая развитие системы финансовой поддержки, кредитования и лизинга; развития сети факторий; создания цехов по первичной и глубокой переработке продукции оленеводства и других традиционных промыслов, государственную поддержку развития северного оленеводства; развитие традиционных художественных промыслов, ремесел, включая изготовление сувенирной продукции, а также содействие их продвижению на внутреннем и внешнем рынках.

К сожалению, в перечень механизмов реализации Концепции не включена такая эффективная мера, как размещение среди общин и иных объединений коренных малочисленных народов государственного и муниципального заказа на продукцию традиционных видов хозяйственной деятельности. В то же время при необходимости эту меру можно будет ввести на этапе формирования перечня мероприятий следующего периода федеральных, региональных, ведомственных целевых программ и планов мероприятий, направленных на социально-экономическое и этнокультурное развитие малочисленных народов Севера; и учета целей и задач устойчивого развития малочисленных народов Севера при формировании федерального и региональных бюджетов, привлечения внебюджетных средств на эти цели.

В условиях рыночных отношений одной из эффективных мер государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации является государственный и муниципальный заказ на продукцию традиционных видов хозяйствования.

Система государственных закупок является важнейшим элементом государственного финансового хозяйства и одним из наиболее выгодных и прибыльных направлений осуществления предпринимательской деятельности, так как государство выступает в роли надежного контрагента.

В случае принятия Государственной Думой проекта федерального закона № 288283-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" возможности распространения государственных и муниципальных закупок на продукцию традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов будут существенно расширены.

С принятием данного проекта федерального закона будет сформирована законодательная база, в полной мере позволяющая распространить систему размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на продукцию традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, что позволит обеспечить гарантированный сбыт такой продукции.

Владимир КУЛАКОВ,
представитель в Совете Федерации от Магаданской области, председатель Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.

Магаданская правда



Новости по теме