Сидеть! Дома...


До последнего времени лучшего способа, чем отправлять за решетку преступников (не считая условного наказания), у нас не было. Но все изменилось после того, как с 10 января этого года вступил в силу закон о домашнем аресте, принятый Государственной Думой. Как и когда начнется применение этого гуманного наказания на нашей отдаленной территории?

На пресс-конференции, которую недавно провел начальник Управления ФСИН России по Магаданской области полковник внутренней службы Г. В. КИРЮШИН, это нововведение у журналистов вызвало массу вопросов.

Прежде чем на них ответить, Геннадий Викторович кратко рассказал об итогах деятельности управления за прошлый год. В местах лишения свободы и содержания под стражей находилось 1613 человек, в том числе в следственном изоляторе содержалось 224 человека, в исправительных колониях - 1389. Наполняемость учреждений от установленного лимита мест составила в СИЗО 62,9 %, ИК - 100,7 %.

- С каждым годом криминогенный состав ухудшается, - констатировал руководитель управления. - Количество осужденных на срок более 10 лет составляет 248 человек, или 17,9 % от общей численности осужденных. Для сравнения - в 2008 году этот показатель составлял 14,4 % (235 человек). На 9,4 % увеличилась численность осужденных, отбывающих наказание за убийство, на 10,5 % - за нанесение умышленного причинения вреда здоровью, на 4,4 % - за изнасилование, на 4,1 % - за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Численность лиц, судимых 3 и более раза, увеличилась на 15,0 %. В настоящее время в подразделениях ФСИН области содержится 13 активных лидеров преступной среды, а также 2 осужденных за преступления террористической направленности и 6 осужденных, причастных к террористической деятельности. Из 1300 осужденных 500 отбывают срок за убийство и тяжкие телесные повреждения. Имели место 3 случая побега осужденных с территории колонии-поселения, 1 - невозвращения осужденной из очередного отпуска, 1 - причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть осужденного в ИК-4.

Постоянно осуществлялось взаимодействие с территориальными органами внутренних дел. ФСИН Магаданской области оказана помощь в раскрытии 365 преступлений (что составляет 14 % от всех раскрытых преступлений в Магаданской области), в том числе умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, грабежей, разбоев, краж, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, хищений автотранспорта, прочих преступлений.

Самым распространенным заболеванием в местах лишения свободы был и остается туберкулез. В 2009 году зарегистрировано 28 случаев заболевания (2008-й - 38). Снижение числа заболевших стало возможно благодаря активизации профилактической работы по выявлению туберкулеза, своевременному флюорографическому обследованию спецконтингента.

- Вместе с тем имеются трудности в обеспечении подразделений врачами, - констатировал Геннадий Викторович. - Укомплектованность ими от утвержденного штатного расписания составляет 87 %, из которых 69,2 % укомплектованы внешними совместителями. Из-за нехватки специалистов мы вынуждены вывозить осужденных на консультации в областную больницу. Всего за 2009 год было отправлено 624 осужденных.

Отвечая на вопрос о домашнем аресте, полковник внутренней службы уточнил: ограничение свободы в этом случае предполагает, что осужденный не отправляется в колонию, а лишается свободы лишь частично, попадая под запрет менять место жительства, работы или учебы, выезжать за пределы города или района, покидать дом в ночное время и так далее. По новому закону домашний арест на срок от двух месяцев до четырех лет может использоваться как основное наказание за преступления небольшой тяжести.

Основное преимущество домашнего ареста в том, что провинившемуся дается еще один шанс исправиться и не оказаться под влиянием криминальной среды. Этот вид наказания обойдется государственной казне в четыре раза дешевле, нежели содержание осужденных в колониях. По оценке Федеральной службы исполнения наказаний, ежегодно в стране может появляться около 113 тысяч претендентов на этот вполне гуманный вид наказания.

Ограничение свободы может сопровождаться средствами электронного контроля - так называемыми электронными браслетами. В режиме он-лайн они будут определять время нахождения человека дома или даже следить за его перемещениями через спутниковую связь. Российский аналог домашнего ареста может стать вторым по значимости видом наказания, не связанного с лишением свободы, после условного осуждения.

- Пока у нас нет ни специальной аппаратуры, ни осужденных, приговоренных к домашнему аресту, - рассказал журналистам Геннадий Викторович. - В настоящее время разрабатываются инструкция и приказ о порядке действий наших сотрудников при проведении контроля за данной категорией осужденных. Насколько мне известно, такая аппаратура уже была опробована в Воронежской, Белгородской и Липецкой областях и выявила ряд недостатков. Она функционировала со сбоями, реагировала на побочные сигналы. Учитывая, что для нее нужна ровная местность, работать в условиях колымских сопок она вряд ли сможет. Техника, применяемая в этих целях, должна быть безукоризненной. Если мы и будем осуществлять такой надзор, то, скорее всего, без станций слежения и электронных браслетов. Наши сотрудники станут приходить на дом и контролировать местонахождение осужденного.

И хотя первый блин, как говорится, комом, процесс все же пошел. Недавно московский городской суд применил домашний арест в отношении беременной москвички, которая занималась изготовлением и сбытом наркотических веществ.

Помимо домашнего ареста, руководитель управления ответил на другие не менее насущные вопросы, касающиеся нашей территории. Например, о проблеме пустующих квартир поселка Сокол, которые становятся временным пристанищем освобожденных из колоний.

- Не буду скрывать - раньше эта проблема была для нас одной из самых злободневных, но в течение последних двух лет нам удалось ее решить, - пояснил Геннадий Викторович. - Сегодня нет ни одного случая, чтобы осужденные не уехали домой. На эти цели из федерального бюджета выделяется достаточно средств. Мы покупаем освободившемуся билет, выдаем 720 рублей на первое время и сухой паек в зависимости от длительности передвижения. В целях профилактики преступлений мы заинтересованы в том, чтобы бывшие осужденные быстрее отправились домой. Сопровождаем их, отслеживаем местонахождение. Купив билет до Сусумана, мы сообщаем, что к ним выехал бывший осужденный. Учитывая, что на Чукотку самолеты летают раз в неделю, в прошлом году мы обратились в администрацию Магаданской области с просьбой помочь в решении проблемы осужденных, которые вынуждены целую неделю ждать рейс. Недавно был открыт центр социальной адаптации. Что касается поселка Сокол, скажу, что, видимо, речь идет о тех осужденных, которые, освободившись из колоний, отправляются в близлежащие поселки. Зная, что там есть безнадзорные квартиры, они пользуются этим.

Домашний арест - это только начало. В начале прошлого года состоялось заседание Госсовета, на котором Дмитрий Медведев поставил задачу - разработать новую концепцию реформы уголовно-исполнительной системы, которая предусматривала бы декриминализацию части уголовно наказуемых деяний, сокращение сферы применения уголовно-процессуальных пресечений в виде заключения под стражу (домашний арест). Главная цель новой реформы - вывести систему исполнения наказаний на цивилизованный европейский уровень.

- Реализация реформы будет осуществляться до 2020 года в три этапа, - продолжил руководитель управления. - Колонии заменят тюрьмы общего, усиленного и особого режима. Первые предназначены для содержания лиц, впервые осужденных за преступления небольшой и средней тяжести.

Усиленный режим назначат тем, кто прежде не менее двух раз отбывал наказание в виде лишения свободы и вновь осужден за тяжкое преступление. В тюрьмах особого режима будут содержаться лица, осужденные за неоднократное совершение особо тяжких преступлений, активные члены преступных сообществ, особо опасные рецидивисты, осужденные за тяжкие преступления террористической и экстремистской направленности.

Главное отличие новой системы не только в том, что тюрьмы заменят колонии. Ее суть - в раздельном содержании осужденных с учетом их общественной опасности. Вместо огромных «хат», где одновременно находится 20 - 30 заключенных, появятся камеры европейского образца, рассчитанные на одного-двух осужденных. В течение всего срока они не смогут общаться с теми, кто находится в соседней камере. Это позволит свести криминальные связи к минимуму.

Условия содержания заметно улучшатся, чего не скажешь о самом режиме. Для наглядности Г. В. Кирюшин привел такой пример:

- Осужденный за особо тяжкое преступление попадет в камеру, рассчитанную на двоих человек. Он в течение половины срока не будет получать посылок, передач, не сможет связываться по телефону с родными. На покупку продуктов в магазине будет получать не более 250 рублей в месяц. Учеба в вечерней школе или ПТУ исключается. Если половину срока у него не будет ни одного взыскания, его переведут на усиленный режим, где тоже «двушка» (двухместная камера). Там в течение полугода разрешается одно краткосрочное свидание (через стекло), один телефонный разговор до 15 минут и 500 рублей на «отоварку» в месяц. Ни в одном из видов тюрем не будет УДО (условно-досрочное освобождение). То есть человек будет практически полностью отбывать свой срок. Жестче станет режим и в колониях-поселениях. Но если там осужденный совершит хоть одно нарушение - его тут же отправят в тюрьму на общий режим. Там, к слову, в камерах будут содержать по 4 - 6 человек и не более.

Государево слово не разошлось с делом. На выделенные средства из федерального бюджета в десяти регионах уже строятся тюрьмы европейского образца. Под новую реформу готовится законодательная база, что повлечет за собой изменение Уголовного кодекса. Примечательно, что осужденных, которые сейчас отбывают наказание, нововведения касаться не будут. Они досидят свой срок в колониях.

- Благодаря новой реформе системы исполнения наказаний преступность сократится процентов на сорок, - считает полковник с тридцатилетним стажем работы в ФСИНе, - романтика, идеализация преступности, героизация воров в законе - все это пройдет. Когда заключенный будет знать, что, зайдя в камеру, он пробудет там 10 лет без возможности УДО (условно-досрочного освобождения), телефона, передач, преступность резко сократится. Контакт, общение с другими заключенными, как я уже говорил, будут исключены. Рецидивисты не смогут влиять на тех, кто впервые попал в тюрьму. Сейчас в местах лишения свободы сидят 800 тысяч здоровых мужиков, которые могли бы работать на благо общества. И если сегодня многие попадают к нам по второму, третьему разу, то завтра они будут обходить тюрьму десятой дорогой.

Подтягивание тюрем до европейских стандартов идет не только в центральных районах страны, но и в нашем отдаленном регионе. На днях в ИК-3 было завершено строительство административно-бытового комплекса. Группа журналистов, которая там побывала, была премного удивлена пластиковым окнам, современным металлические дверям, изящной кафельной плитке. Новая прачечная (до этого белье возили стирать в СИЗО) укомплектована самым современным оборудованием. Для осужденных построены спортивный зал с тренажерами, библиотека, две молитвенные комнаты. Кроме того, есть помещение для строгих условий содержания осужденных, нарушивших режим.

У представителей СМИ создалось впечатление, что они попали не в тюрьму, а в офисное здание, отделанное металлосайдингом. Разница лишь в том, что на пластиковых окнах установлены решетки. Построен новый корпус за счет федеральных средств силами магаданских подрядчиков, труд заключенных при этом
не использовался. Несмотря на благостное впечатление, лично у меня появилось одно желание - поскорее выйти из колонии и очутиться по другую сторону забора. Там ты начинаешь отчетливо понимать, что дороже воздуха свободы на свете ничего нет.

Виталий ХОЛОИМОВ.
"Магаданская правда"








Колымские колонки