Магаданские школы о "Школе"


Под лежачий камень вода не течет. Вот и наша газета снова решила обратиться к этой волнующей и, как нам кажется, касающейся каждого нормального человека теме. Мы будем говорить о современной школе. Только на этот раз вы, уважаемый читатель, не увидите развернутого анализа очередной серии одноименного фильма. Основная канва «художественного повествования» в «Школе» Валерии Гай Германики мне, в общем-то, ясна.

Да и вам, я уверена, - тоже. Одним словом, скука страшная. Да и объективность у режиссера получается уж больно странная: с особым пристрастием к разного рода непристойностям современной жизни, с акцентом на телесность. Только разве эпатажем кого-либо сейчас можно удивить?

Магаданские школы о "Школе"


В далекие перестроечные времена своим «Змеем» шокировал зрителей известный режиссер А. Мурадов. Другой известный режиссер И. Дыховичный снял фильм «Копейка», сценарий к которому написал культовый писатель современности В. Сорокин. В «Копейке» И. Дыховичного, также как и в «Змее» А. Мурадова, жизнь социума начисто лишена смысла. Сплошная физиология, слепая агрессия вечно пьяных, вечно матерящихся людей.

Видимо, чем больше скандальных моментов - тем лучше! Тогда зрителя эпатировали бредом алкоголиков и наркоманов, исповедью вокзальных «жриц любви», элементарной нецензурщиной, а сейчас начинающие свой творческий путь молодые режиссеры хотят удивить нас современной школой, в которой якобы все прогнило и истлело. Конечно, в свободном государстве каждый гражданин имеет право на свою точку зрения. Мы все очень разные, поэтому и мироощущение у каждого из нас свое, особенное.

Художник в своих произведениях представляет на суд зрителя мир таким, каким он видит его. Довольно часто этот мир является отражением внутреннего состояния автора. Авторский взгляд на действительность, его субъективные ощущения могут совпадать или резко отличаться от нашего мировосприятия, от наших ощущений, поэтому мы, зрители, читатели, либо соглашаемся с позицией автора, либо не соглашаемся с ней. Наше право иметь свою позицию. Как справедливо отметил В.В. Путин, на скандальный фильм «обратить внимание нужно», но обсуждение проблем, имеющих место быть в школе, не должно быть слишком эмоциональным. О проблемах школы наше правительство знает, старается оперативно на них реагировать. Разумеется, одним указом невозможно решить все наболевшие проблемы. Школа - живой организм, требующий от всех нас взвешенных решений, чуткости и понимания.

Магаданские школы о "Школе"


Конечно, современные подростки далеки от идеалов классической художественной литературы. Изменились времена - во многом изменились и нравы. Да, в нашей жизни много сложных моментов. К сожалению, неразрешимые проблемы «отцов» становятся проблемами детей. Негативные стороны жизни взрослых не закрыты от взора молодого поколения, но, согласитесь, что видеть или специально выискивать в действительности лишь отрицательные проявления - это не решение проблемы. Показать канализационный слив - особого ума не надо, а вот снять правдивый фильм о наболевшем так, чтобы комок к горлу подкатывал,- особый талант нужен.

Мой жизненный опыт говорит мне: режиссер и его творческая группа лукавят, когда настаивают на том, что их фильм отражает шокирующую, но действительную жизнь современной школы. Справедливости ради нужно заметить, что режиссеру кое-что из реальной жизни ухватить удалось, но «кое-что» - это слишком мало для обобщений. На реализм это все-таки похоже мало.

Я верю своему сердцу. Я верю тем людям, которые знают прошлое и настоящее нашей школы изнутри. Кто ранним утром, когда многие из нас еще спят, уже встречает детей в школьных коридорах, кто ведет очередной урок, когда мы только приступаем к работе, кто проверяет несколько стопок тетрадей, пишет многочисленные педагогические отчеты о проведенных мероприятиях, когда мы, уставшие за целый день, уже давно спим? Они, директоры, завучи, учителя, классные руководители, знают о проблемах школы все. Они открыты для честного диалога.

Поэтому мы будем говорить о современной школе с теми, кто досконально знает специфику педагогической деятельности, для кого школа не просто работа, а необходимая часть жизни, часть души. Зная, насколько сложна и напряженна работа в общеобразовательных учреждениях, я задала директорам магаданских школ всего лишь один вопрос: отражает ли фильм «Школа» действительную, реальную жизнь современной магаданской школы? Вот мнения о фильме директоров некоторых магаданских школ.

ДИРЕКТОР ЛИЦЕЯ №1 ИМ. H. КРУПСКОЙ НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА ГРИЩЕНКО:

«Не надо чернить российскую школу! Да, конечно, проблемы в современной системе общего образования есть. А где их, скажите, нет? Но эти проблемы решаются. На самом высоком уровне был поднят вопрос о статусе педагога в обществе. По инициативе ДА. Медведева 2010 год объявлен Годом учителя,-.а этим сериалом авторы просто нанесли оскорбление всему учительскому сообществу. Фильм - это своеобразная концентрация негатива. Но не надо пугать такой школой родителей - такой ужасной школы у нас просто нет! Старшеклассники спокойно.; относятся к этому фильму. Они говорят, что режиссер собрал все отрицательные моменты - и не очень много положительных. Мне было достаточно посмотреть несколько серий, чтобы понять, что снятый фильм - это заказной «художественный» вымысел, не соответствующий реальной действительности».

ДИРЕКТОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ №7 МАРИНА ЛЬВОВНА ПУЛИКО :

«В этом фильме меня не удивило поведение детей. Дети везде разные. У каждого ребенка свои особенности мировосприятия, взаимоотношения с семьей, школой. Детей, даже самых сложных, самых запущенных, надо вести по жизни. Школа - это тот дом, в котором внимательные, чуткие педагоги помогут каждому ребенку в будущем занять свою нишу в обществе, стать достойным гражданином России. Учителя нашей школы знают о своих воспитанниках практически все, поэтому мне даже представить трудно, что в сложных педагогических ситуациях они будут беспомощно разводить руками, расписываясь тем самым в профессиональной непригодности Работа в школе требует от учителя огромного напряжения ума и сердца, может быть, поэтому не очень охотно в школу идут молодые. В нашем лицее много опекаемых ребят, которые требуют, согласитесь; особого отношения со стороны педагогов, администрации. Педагогический коллектив лицея №7 выполняет свою работу по обучению и воспитанию детей профессионально и честно».

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ №12 НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА ЧИКАЛОВА.

«Этим фильмом всем нашим учителям нанесли глубокое оскорбление! Конечно, очень обидно за учителей, честно исполняющих свои обязанности по воспитанию и обучению подрастающего поколения. Они, поверьте, учат наших детей не за взятки от «особо внимательных» родителей. Они не ставят слабым ученикам «пятерки», не отвечают за учеников домашнее задание; не позволяют учащимся цинично срывать уроки, не ставят 3ia хамство «двойку» гю предмету. Разумеется, в современной российской школе много проблем. Да, мы живем в сложное время. Но, я считаю, что подло показывать школу такой, какой мы увидел и ее в сериале Гай Германики Это фильм, наносящий вред нашим детям, потому что многие из «сложных» ребят могут получить дополнительное руководство по маргинальному поведению в школе, на улице, дома: Таких фильмов, я думающие должно быть в нашем обществе^ стремящемся к духовному возрождению» .

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ №14 ВАЛЕНТИНА ИЛЬИНИЧНА СУДЬИНА:

«Школа» Гай Германики - это ужасно лживый фильм. Это не реальная российская школа, в которой, разумеется, есть свои проблемы, требующие разрешения, немедленного реагирования со стороны учителей-предметников, школьных психологов, классных руководителей и, конечно, родителей. Да, в нашей школе, к сожалению, тоже есть сложные дети, но я не могу себе представить, что учителя, проработавшие не один десяток лет с детьми, будут беспомощно разводить руками перед наглостью и хамством таких учеников, будут за откровенно слабые ответы ставить учащимся «пятерки». Невозможно представить, что педагоги, изо дня в день добросовестно выполняющие свою нелегкую, но очень нужную работу по обучению и воспитанию наших с вами детей, будут за хорошую мзду со стороны родителей ставить «нужным» ученикам высокие баллы, будут «тянуть» школьников со средними способностями на золотую медаль: Такого просто нет, да и не может быть в школе! Почему широкая общественность так вяло реагирует на этот скандальный фильм? Российской школе нанесли оскорбление! А фильм продолжают показывать. Почему не запрещают подобного рода сериалы?».

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ №4 НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ЗАИТОВА:

«Отношение к фильму «Школа» у меня, да и у всех учителей нашей школы, резко негативное. Думаю, выражу мнение всех учителей города Магадана, что фильм лживый, аморальный. И дело ведь не в том,! что мы не хотим говорить о многочисленных проблемах, которые имеют место быть в современной российской школе, а в том, что сложнейшие проблемы воспитания и обучения молодого поколения решаются Я рада, что дети нашей школы возмущены неправдой этого скандального фильма. Твердо убеждена, что подобные картины нельзя показывать в широком прокате - это опасно для психики ребенка и процесса социализации».

ДИРЕКТОР ГИМНАЗИИ №13 АНГЕЛИНА ЛЬВОВНА БИРЮКОВА:

«Фильм «Школа»-это пародия на учителей и учеников. Во многом лживый фильм, оскорбляющий все учительское сообщество. То, что показано в «Школе» Гай Германики, не имеет отношения к реальной школе; Конечно, в любом обществе есть проблемы. Школа - это часть нашего общества. Безусловно, есть:е диничные случаи проявления недостойного поведения со стороны некоторых учеников, но, к счастью, это ЕДИНИЧНЫЕ случаи!
В гимназии №13 в большинстве своем учатся хорошо воспитанные, духовно неограниченные, талантливые ребята; а не пустые потребители разного рода благ Поэтому им совсем не интересно смотреть этот сериал: Низменные интересы, отсутствие внутренней культуры, гражданской позиции у учеников, низкий уровень психолого-педагогических знаний у учителей - вот мир, который нам преподнесли средства массовой информации, но мы не принимаем такую «реальность», потому что она во многом лжива. Почему бы не снять фильм о хороших детях, заботливых родителях, о талантливых, чутких педагогах? Ведь их, согласитесь; большинство. Почему бы не рассказать режиссеру о школах, работающих по-новому, которые целенаправленно развивают творческий потенциал школьников, воспитывают у ребят стремление к самостоятельному получению научных знаний, активному образу жизни в своем Отечестве?».

Вас не удивляет, уважаемый читатель, схожесть ответов? Меня не удивляет. К сожалению, по ряду объективных причин я не смогла встретиться с директорами всех магаданских школ. Но я думаю, что они поддержали бы мнение своих коллег. Я искренне верю этим людям, которые знают проблемы современной школы и изо дня в день решают их на своем уровне. Они честно отдают душу и свои знания любимому делу и детям. По инициативе президента Д. А. Медведева 2010 год объявлен Годом учителя, поставлены конкретные задачи повысить статус и престиж педагога в обществе. Я уверена, что общество по достоинству оценит труд наших учителей!

Елена АВЕРЬЯНОВА
"Северная надбавка"