Это не приговор


Как в Магадане заражаются ВИЧ

В конце 2016 года многие СМИ начали говорить о том, что в России эпидемия ВИЧ. На конец третьего квартала более миллиона человек в стране были официально зарегистрированы как инфицированные вирусом иммунодефицита человека.

Россия находится на третьем месте по количеству новых случаев заражения, а, по некоторым данным, даже возглавляет этот список. Как обстоят дела с ВИЧ в Магадане, мы решили узнать у заведующей лечебно-консультативным отделением ГБУЗ «Магаданский областной центр профилактики и борьбы со СПИД» Ольгой ЖУРАВКОВОЙ.

– Сколько зарегистрировано людей с ВИЧ в Магаданской области?

– За 20 с лишним лет от момента начала регистрации зарегистрировано 552 российских гражданина. Причем из них 462 человека – те люди, которым впервые в жизни был установлен диагноз ВИЧ-инфекция. Есть люди, которые к нам сюда приезжают пожить и поработать с уже установленным ранее диагнозом. На 1 февраля 2017 года 450 из них – постоянные жители Магаданской области.

– А как заражаются?

– С 2011 по 2015 год у нас на территории шла передача преимущественно внутривенным путем при употреблении наркотиков. В 2013 году был пик – 68% инфицировались таким образом. За 2016 год только 36,7%. Вы видите, как вырос половой путь передачи на нашей территории. Это происходит по закону эпидемиологии, мы все это проходили и раньше. В 2010 году у нас была высокая частота инфицирования половым путем, в 2009 году она доходила почти до 100%, но в том году было зарегистрировано всего 10 человек. За прошлый год впервые был установлен диагноз 60 людям. Из них только 36% инфицировались внутривенно.

– Как в наше время заражаются инъекционным способом, если в каждой аптеке есть дешевые шприцы?

– Мы проводили исследование несколько лет назад, на пике, когда болели потребители наркотиков. Было очень много, до 40% острых случаев, то есть тех, кто заразился в течение последних 6 месяцев. Оказалось, что они употребляют психостимуляторы в компаниях. Частота инъекций в сутки доходила до 25, то есть каждые 40 минут. При этом либо емкость общая, либо они в пылу хватают чужой шприц. То есть они контролируют себя только до определенного момента. Достаточно одного человека, употребляющего психоактивные вещества, чтобы заразить многих. Рискуют их сексуальные партнеры. Выясняя причины заражения, находишь бывшего или настоящего потребителя наркотиков. Может, этот потребитель уже сам не употребляет 10 лет, но он инфицировался в свое время и инфицировал партнера. То есть корни зла лежат в наркотиках.

– Хватает ли у нас препаратов для больных ВИЧ?

– Препаратов у нас хватает. В прошлом году, не считая УФСИН, у которых свои источники финансирования, лечение получали 145 больных ВИЧ-инфекцией. Такого, чтобы не получали терапию из-за того, что нет препаратов, я не помню.

– Остальные сами не хотят получать лечение?

– У нас существуют четкие клинические рекомендации, которые оговаривают назначение терапии. Кроме того, это желание пациента ее получать. Не все готовы к ее назначению, нужна большая подготовка. Очень часто в ситуации, когда терапия показана, мы встречаем негативное отношение к терапии. «Спасибо» СПИД-диссидентам, т.???е. людям, отрицающим связь между ВИЧ и развитием иммунодефицита. Второй момент – это мифы и легенда о том, как наживаются фарм­компании на пациентах. В конце октября 2016 года Правительством РФ была принята государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции, и там четко оговаривается охват терапии. К 2020 году мы должны выйти на показатели, которые рекомендованы нам ВОЗ. На 2016 год – это 41% пациентов от числа стоящих под наблюдением. У нас получилось около 43%. Далее ежегодно процент получающих будет прибавляться. С первой встречи с пациентом мы говорим о том, что рано или поздно терапия будет назначена, но она должна приниматься с высокой приверженностью. Пропуск ведет к тому, что развивается устойчивость вируса, и он уходит дальше в популяцию. Поэтому сказать «Я буду всех вас лечить» я не могу. У нас в области все проводится в соответствии со стратегией, мы с этим справляемся.

– Умирают у нас люди от СПИДа?

– Конечно же, да. За все время от разных причин, не только от ВИЧ-инфекции, погибло 52 пациента, из них от заболеваний, связанных с ВИЧ, – 15. Чаще всего это или отказ от антиретровирусной терапии, или поздняя постановка диагноза. На 2017 год у нас планируется очередное повышение охвата тестирования. Хотя Магаданская область и так впереди планеты всей. В последние годы у нас охват – 31%. В этом году законодательно при прохождении диспансеризации по поводу любого заболевания пациенту должны предложить тестирование на ВИЧ. Добровольно и бесплатно. Это большая сложная работа, но это внедряться будет. Цель одна???–???выявление пациентов с иммунодефицитом. Чем раньше заметим, тем раньше назначим антиретровирусную терапию, тем больше шансов, что человек проживет полноценную жизнь. Средняя продолжительность жизни у людей, живущих с ВИЧ, – 65 лет. Должна быть 67.

– А в каком возрасте заражаются?

– Почти 90% – от 20 до 39 лет. То есть молодой, трудоспособный, сексуально активный возраст. Поэтому если человек доживет до 67 лет – это великолепный результат. Живут так долго, потому что они постоянно бывают под наблюдением. У нас активная тактика: мы приглашаем пациентов к себе, особенно тех, кто на терапии. Система наблюдения разработана. Она работает, но риски для нашей территории остаются – это дальнейшее распространение инфекции половым путем. Над этим мы работаем. При защищенном сексе тоже остается риск заражения, да и терапия не дает гарантии. Нулевой вероятности заражения ведь никто не даст.

– ВИЧ-инфицированные в Магадане рожают?

– Рожают. В прошлом году было 7 родов, и дети все здоровы. Сейчас мы уже к возрасту 4 месяца можем сказать о том, здоров ребенок или нет. На сегодняшний день в январе были роды у женщины, она длительно получала антиретровирусную терапию, у нее все благополучно, я думаю, что у ребенка тоже все будет нормально. Нет предпосылок к тому, чтобы все было плохо. Сейчас у нас пролонгируют беременность еще 7 женщин. Первые роды у нас были в 2005 году. Раньше женщины боялись, в год было всего 1–2 родов. Сейчас эпидпроцесс сдвинулся в сторону социально адаптированного населения. То есть нормальные женщины, имевшие не так много сексуальных партнеров в своей жизни, иногда – единственного. И оказалось, у него ВИЧ-инфекция. Бывает в жизни всякое. На сегодняшний момент у нас родилось 34 ребенка от матерей с ВИЧ-инфекцией. Из них ВИЧ-инфекция только у одного ребенка в 2012 году. Для нас это была большая трагедия. Мама – потребительница инъекционных наркотиков, в течение беременности не наблюдалась. Диагноз ВИЧ-инфекция был установлен уже в роддоме.

– Многие беременные возмущаются, что их мужьям приходится сдавать кровь на ВИЧ. Говорят, что мужья работают, у них нет времени, да и смысла это не имеет.

– Мы выявляем партнеров беременных женщин в обязательном порядке. Это нам очень помогает выявить женщин с риском. Когда в 2104 году у мужей 5 беременных женщин была выявлена ВИЧ-инфекция, а у двоих из этих пяти был установлен диагноз ВИЧ-инфекция, при этом на момент приглашения в Центр они еще имели отрицательный результат, тогда народ призадумался, а так ли неправильно мужей обследовать? Если мы выявим беременную женщину раньше, у нас будет больше времени на профилактику передачи от матери к ребенку. Мы были одной из первых территорий, внедривших у себя тестирование половых партнеров. Это недешево. Но, как показала практика, мы не зря работаем. В 2015 году было обследовано 1???108 половых партнеров, это 61% и 1???810 беременных женщин. Из этих 1???810 четыре – ВИЧ-инфицированы. Из них двое – по факту обследования половых партнеров. При постановке на учет в женскую консультацию первичный результат отрицательный, а по факту – острая ВИЧ-инфекция.

– Ловили кого-нибудь, кто целенаправленно заражал других, уже зная о своем диагнозе?

– Целенаправленно – это злой умысел, который нужно доказать. Нарочно, вроде, никто не ходил, не заражал. За это есть уголовная ответственность. Обращения в прокуратуру и СК по поводу преднамеренного заражения ВИЧ были, но сказать, что злонамеренно кто-то ходит и заражает, такого я утверждать не могу. Я не понимаю одного. Да, он не предупредил, нарушил закон, но на лбу диагноз не написан, и если ты партнера видишь в первый раз, почему ты должен ему доверять?
Это не приговор

Автор:  Виктория Драчкова "Вечерний Магадан"




  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки