Время собирать камни

Фото: фотография из соцсетей    Версия для печати    Отправить сообщение об ошибке

Что может случится с Портовым шоссе?

Более 500 кубометров грунта, включающего глыбы и валуны, свалилось на дорогу по направлению в Магаданский морской торговый порт в районе причалов портофлота. Груда камней повалила столбы ЛЭП. К счастью, никто из водителей, двигающихся по Портовому шоссе, не пострадал.

Случайность ли?



По словам научного сотрудника СВКНИИ, кандидата геолого-минералогических наук Бориса ВАЖЕНИНА, ситуация была предсказуема. Возможность ее возникновения он описал в статье, опубликованной в интернет-журнале «Технологии техносферной безопасности» в 2014 году. В ней Важенин разместил фотографию того места, где недавно и сошел оползень. В комментариях к ней указал, что в этом месте наблюдается активизация склонных процессов. И как в воду глядел: через два года сбылось то, о чем он предупреждал.

Кто виноват?



Причин несколько. Основная – это подрезка основания склона, которая произошла при строительстве шоссе и отсыпке искусственной террасы. На ней находятся сооружения торгового порта, пожарная часть и сквер «Морской».

«Обваливание и осыпание грунта я неоднократно наблюдал по весне, когда оттаивал склоновый чехол и образовывался довольно крупный обвально-осыпной конус выноса. «Дармовой» материал, пригодный для строительства дорог, регулярно убирали, тем самым подрезая подножье крутого склона. Это в дальнейшем и привело к крупному обрушению,– рассказывает Борис Важенин. – Осенью верхний слой склонного грунта начинает промерзать. Между ним и коренным склоном находится еще талая прослойка. Вот по ней, как по смазке, и сходят оползни».

Обвально-оползневые процессы активны и на Нагаевском клифе. Согласно исследованиям Бориса Важенина, за десять лет наблюдений там сошло 9 довольно крупных оползней. Один из них, уже размытый морем, имел объем 14 тысяч кубометров, что равно кубу с ребром 24 метра – высотой с восьмиэтажный дом.

Большая часть оползней образуется осенью. Именно в этот период года происходит расшатывание структуры склонного чехла за счет частых переходов через ноль градусов Цельсия. грунт при этом многократно замерзает и оттаивает – вспучивается и сжимается. Это действует на склон как вибратор, выводя его из состояния равновесия.

Подобные сходы, по мнению ученого, еще будут. Обвалы и оползни в наших краях не столь уж и редки. Так, только после экстремальных ливней 2014 года с крутых берегов бухт Нагаева, Гертнера и Веселой вследствие их переувлажнения сошло около 50, большей частью небольших (размером по 50–70м), оползней. Самая крупная глыбовая лавина длиной аж в 480 м сорвалась в море с Каменного Венца.

Что делать?



По словам ученого, для того чтобы снизить вероятный ущерб от обрушений на Портовое шоссе, надо отодвинуть его на 60 метров в сторону моря – на территорию портофлота. Обвальные массы, которые сыпались и будут сыпаться со склона Нагаевской сопки, пожалуй, надо убирать и делать на их месте котлован глубиной в 10–15 метров, способный вмещать крупнообъемные обвально-оползневые тела.

Дорога в порт



На сегодняшний день тот грунт, который убирают с дорожного полотна шоссе, Важенин предлагает не увозить на свалку, а отсыпать у подножья берегового обрыва (у дома № 38 по Портовой улице), грозящего оборвать единственную дорогу в Торговый порт. И делать это надо немедленно для исключения подрезания клифа морским прибоем. Образование в его подножье волноприбойной ниши – особенно в наступивший период сильных осенних штормов – наряду с осенним же промерзанием поверхности склона является причиной схода наиболее крупных обвалов и оползней. Иначе есть вероятность, что «полочка», по которой проходит шоссе, может рухнуть.

Тем временем, как стало известно «ВМ», проекта берегоукрепления и помпезной набережной, о которой мы писали в прошлых номерах, больше не существует. По словам руководителя департамента САТЭК Надежды ГОРНОСТАЕВОЙ, вопрос закрывается по объективным причинам: «Дело в том, что при сверке данных наших исполнителей выяснилось, что организация, которая с нами по контракту выполняет работы по проектированию берегоукрепления с устройством набережной в бухте Нагаева, с июля текущего года не имеет допуска к проведению таких работ. Это выявилось, и, соответственно, мы не можем принять документацию от организации, которая не имеет такого допуска, потому что это основное требование, условие муниципального контракта. В этой связи мы подготовили соглашение о расторжении муниципального контрактного проектирования и направили его в адрес проектировщика для подписания. Другая компания может быть определена исключительно по результатам аукциона».

В следующем году берегоукреплением обещает заняться Правительство региона.

Автор:  Наталья Мифтахутдинова "Вечерний Магадан"




  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки