Новорожденному дарить ОЛЕНЯ


Для северных этносов олень - больше чем олень. Он всегда был животным сакральным, объектом фетиша, олицетворением благосостояния и удовлетворенности жизнью.

У эвенов и коряков существует добрый обычай - дарить оленей родственникам, хорошим друзьям. Рождался ребенок - ему дарили оленя. Человек рос, приумножалось и число животных.

Отношение человека к оленю носит характер тесной социальной привязанности. Во все времена домашнее оленеводство оставалось под контролем северных народов, обеспечивая определенную жизнеутверждающую стабильность.

Новорожденному дарить ОЛЕНЯ


В советский период совхозных оленей пастухи считали как бы своими и в части содержания и охраны относились к ним как к собственным. При этом коренные жители владели и личными оленями, которые выпасались в одном стаде с общественными.

Но по регионам России имелись значительные различия в их количестве. Так, на Европейском Севере: в Ямало-Ненецком, Ненецком автономных округах, Республике Коми - в 70 - 80-е годы в личном владении находилось от 20 до 45 % всего поголовья домашних северных оленей. Практика частного семейного хозяйствования существовала здесь и при советской власти. В названных регионах и сегодня оленеводство сохранилось в дореформенных объемах, в то время как в других оно резко сократилось.

Отмечена четкая закономерность: чем выше был уровень обобществления оленеводства в советский период, тем ниже он стал в эпоху рыночных преобразований. Эта катастрофа постигла в большей степени Магаданскую область, Чукотку, Корякию, где существовало высокоразвитое совхозное оленеводство.

В настоящее время оленеводство России характеризуется многообразием организационно-правовых форм. Есть хозяйства с государственной собственностью, муниципальной. Существуют родовые общины, фермерские и личные подсобные хозяйства. На предприятия с коллективной формой собственности приходится свыше 55 % поголовья оленей, на оленеводов-частников - 40 %. В Республике Саха (Якутия) и на Чукотке успешно развиваются коллективные хозяйства.

За кем будущее? Очевидно, за теми, кто сможет лучше сохранить и приумножить стада.

В 80-х годах в Магаданской области (без ЧАО) выпасалось 128 тыс. оленей - 123 тыс. (96 %) совхозных и 5 тыс. (4 %) личных.

Наибольшее количество оленей насчитывалось в Северо-Эвенском районе - 62,3 тыс. Из них личных - 3300, что от общего поголовья в районе составляло 6 %.

В Среднеканском районе выпасалось 15,6 тыс., в том числе 700 личных оленей, или 5 % имевшихся. В остальных районах в частной собственности находилось 1 - 3 % всего поголовья.

Существовала определенная корреляция: чем больше оленей в общественном хозяйстве, тем больше их и в личной собственности.

Сегодня жизнеобеспечивающие возможности традиционных отраслей весьма ограниченны. Заработная плата у людей, занятых в сфере оленеводства, крайне низкая. В таких условиях остался почти единственный фактор сохранения заинтересованности коренного населения в своем труде - наличие собственных оленей в общем стаде.

Как и в прежние времена, сегодня самое большое поголовье сосредоточено в Северо-Эвенском районе. Из 15800 имеющихся здесь оленей 13 тыс. (82 %) - муниципальные, 2800 (18 %) - личные.

Все поголовье частных оленей принадлежит 149 владельцам, в среднем на одного приходится около 20 голов. От 1 до 5 оленей имеют 28 % владельцев, от 6 до 10 - 31 %, от 11 до 15 - 11 %, от 16 до 25 - 15 %, от 26 до 45 - 9 %, от 50 до 100 - всего лишь 6 %.

Все нынешние частные олени - наследие советских времен. В совхозах в качестве поощрения за высокую сохранность поголовья и деловой выход телят живые олени выдавались пастухам в качестве натуральной оплаты. Поэтому самыми крупными собственниками оленей становились, как правило, те, кто лучше работал. Животные плодились. Наиболее рачительные хозяева на мясо забивали самцов, оставляя самок в стаде, чтобы быстрее приумножалось поголовье.

Личные олени выпасались в общих стадах вместе с совхозными. Своих животных можно было продавать государству. Так, семья И. Проха из ордена Дружбы народов совхоза «Расцвет Севера» в начале 80-х годов имела в собственности 350 оленей. 100 голов они продали совхозу, получив за это 25 тыс. рублей - по тем временам большие деньги.

В настоящее время в Северо-Эвенском районе личное поголовье содержится во всех стадах также вместе с общественным (муниципальным). Учет ведется по отдельным ведомостям.

Наибольшее число частных оленей выпасается в передовой бригаде В. Н. Элрики - 774. У него и самое крупное общее поголовье - свыше 5 тыс. Чуть меньше личных оленей в бригаде, возглавляемой В. И. Амагачаном, - более 700 голов. В седьмой бригаде В. Н. Мейветова поголовье личных оленей превышает 500. Это второе по численности стадо в МУСХП «Ирбычан», в нем 2250 оленей основного стада.

Больше всех личных оленей имеет передовик производства Роман Элрика - 92 головы. У старейшего бригадира Виталия Николаевича Элрики в собственности 68 оленей, у его жены Улиты Ивановны - 67. В. Т. Ханчалан владеет 89, М. Ф. Коркопская - 63. Эти люди всю жизнь проработали в тундре, ныне пенсионеры. Олени - почти все, что у них есть, заработаны тяжелым трудом, а их владельцы - настоящие хозяева.

В седьмой бригаде больше всех оленей у руководителя коллектива Валерия Ивановича Мейветова - 59 голов. У его жены повара-швеи Тамары - 39.
Бригадир десятой бригады глава известной оленеводческой династии Василий Иванович Амагачан - владелец 55 оленей. У его сыновей: старшего оленевода Ильи Амагачана - 33, ветеринарного фельдшера Андрея Амагачана - 25. Дочь повар-швея Валентина Нинбит - обладательница 28 голов.
Некоторые молодые, но успешные оленеводы также являются собственниками оленей. К примеру, тракторист-оленевод пятой бригады Н. И. Коркопский имеет 32 оленя, Р. Б. Прох из седьмой бригады владеет 26 животными.

Почти все солидные оленевладельцы - это работники и пенсионеры бывшего ордена Дружбы народов совхоза «Расцвет Севера».

Меньше других имеют в личном владении оленеводы бывшего совхоза «Пареньский». Так, тринадцатая бригада выпасает небольшое стадо, в нем всего около 500 оленей, из них 43 частных. На одного собственника здесь приходится не более 1 - 8 оленей.

Руководители этого хозяйства, имевшего в советское время свыше 32 тысяч оленей основного стада, в 90-е годы практически все поголовье пустили по ветру. Почти не осталось ни совхозных, ни частных оленей. В личной собственности оленей имеют не только пастухи, работающие в бригадах, но и пенсионеры, ранее трудившиеся в традиционной отрасли, а теперь проживающие в поселках. Владеют оленями и некоторые другие категории местных жителей.

Для коренного населения, в большинстве своем имеющего низкий жизненный уровень, личное поголовье служит ныне одним из источников благосостояния, способствует обеспечению продуктами питания, выживанию в сложных экономических условиях. К сожалению, собственниками оленей являются только 8 % коренных жителей, проживающих в национальном районе.

В Магаданской области осуществляются некоторые меры поддержки личного оленевладения. К примеру, частных оленей в стадах МУСХП «Ирбычан» обрабатывают против оводовой инвазии, как и муниципальных, препаратами, приобретенными на средства, выделяемые по областной целевой программе. Олени в родовых общинах Среднеканского района находятся в частной собственности, и на них идут дотации из госбюджета.

В личном оленеводстве существуют и нерешенные проблемы. На содержание общественных оленей МУСХП «Ирбычан» получает компенсации из федерального и регионального бюджетов. За выпас муниципальных оленей работникам оленеводческих бригад платят зарплату.

На содержание находящихся в личной собственности оленей, хоть и выпасающихся в одном стаде с муниципальными, дотации ни из каких источников не выделяются. Зарплату за их выпас оленеводы не получают. Своих оленей каждый работающий в бригаде выпасает сам, а чужих частных пасут и охраняют бесплатно.

Немало личных оленей принадлежит пенсионерам, которые живут в поселках, получают маленькую пенсию и платить за выпас животных, естественно, не могут. Фактически частное поголовье выпасают на общественных началах. И это специфическая форма самоорганизации коренного населения.

В качестве платы за выпас и охрану частных оленей их владельцы - работоспособные пенсионеры, школьники-подростки - отрабатывают определенное время в составе оленеводческих бригад, помогая штатным пастухам в летний период.

В Хабаровском крае еще при губернаторе В. Ишаеве проблему дотаций частному оленеводству решили следующим образом: собственников оленей в поселковых администрациях зарегистрировали как индивидуальных предпринимателей. При этом они обрели право получать компенсации на содержание своих оленей из регионального бюджета.

В Северо-Эвенском районе выход из сложившейся ситуации искали давно. Если личных оленей передать в родовые общины, то на них можно иметь дотации. Но владельцы оленей отнеслись к такому предложению с большой осторожностью. Только в пятой бригаде сумели решить этот непростой вопрос: оленей передали в родовую общину, возглавляемую А. И. Коркопским. И пастухи за их выпас теперь имеют право на оплату своего труда.

На современном этапе развития аграрного сектора личные подсобные хозяйства представляют неотъемлемую часть экономики России. Для аборигенного населения Севера ЛПХ реализуется в виде личного оленевладения и отличается своей специфичностью.

Особое экономическое и социальное значение личные подворья имеют для районов области, где с ликвидацией совхозов поселки находятся в депрессивном состоянии, значительную часть населения составляют безработные и граждане с низким уровнем доходов.

Потенциал личных подворий далеко не исчерпан и может значительно возрасти при оказании им соответствующей помощи. Магаданской области необходима эффективная экономическая политика в деле дальнейшего развития личных подсобных хозяйств, в том числе и в оленеводстве.
Это позволит увеличить поголовье животных, улучшить благосостояние малообеспеченных граждан, снизить уровень бедности, упрочить продовольственную безопасность.

Владение оленями позволяет коренному жителю поддерживать национальный образ жизни. Быть владельцем оленей - значит осознавать причастность к своему этносу, обычаям своего народа, национальному роду занятий, традиционному виду хозяйственной деятельности. Олень - это пища, одежда, жилище, средство передвижения, это - все, что требуется человеку. Олень - это воплощение богатства и счастья. Олень - это жизнь!

Администрации Северо-Эвенского района в целях стимулирования роста поголовья в МУСХП «Ирбычан» и личных оленей коренного населения было бы уместно рассмотреть вопрос о натуральной оплате живыми оленями, тем более что такая успешная практика существовала в советское время.

И чтобы каждому новорожденному дарили оленя!

Георгий БРЫЗГАЛОВ,
зав. отделом оленеводства ГНУ МНИИСХ Россельхозакадемии.
"Магаданская правда"









Колымские колонки