Наша цель - правопорядок

/uploads/posts/2010-01/1263340612_krylov.jpg



Олег Крылов
Уполномоченный представитель АСБ ДФО по Магаданской области

Взаимовыгодное сотрудничество государственных и негосударственных структур безопасности - залог цивилизованного развития индустрии безопасности России


Представительство АСБ ДФО по Магаданской области начало свою работу в июле 2009 года. По территориальности к представительству прикреплен и Чукотский автономный округ. Задача по расширению присутствия АСБ ДФО в регионах не проста, но объединение усилий ради общего дела всегда окупается.

А поскольку наше общее дело - обеспечение безопасности во всем регионе, заниматься мы им должны вместе и профессионально на всех участках обеспечения безопасности населения, тогда и результат будет ощутимей, и эффективность будет выше.

Для этого должна произойти реальная консолидация профессионалов этой сферы, во всех регионах должен быть выстроен конструктивный диалог с властью и силовыми структурами.

Перед силовиками и органами власти встали новые задачи, требующие иного подхода к их решению, такие, как пресечение экстремистской и террористической деятельности или, например, внедрение комплексных систем мониторинга безопасности, причем не только в крупных населенных пунктах.

Это и есть одна из важнейших задач АСБ ДФО, работа в этом направлении ведется постоянно, руководство Ассоциации привлечено к решению проблем безопасности на уровне отдельных субъектов Федерации.

Оказалось, что перед силовыми структурами и органами власти в данный момент стоит решение таких задач, часть из которых негосударственный сектор уже решил. Более того, в некоторых моментах негосударственные структуры безопасности идут на шаг вперед и готовы делиться своими наработками и опытом с другими организациями отрасли.

Например, во Владивостоке сейчас идет реализация такого масштабного проекта, как «Безопасный город». В то же время специалисты ГЛО-НАСС (компания «М2М») и АСБ ДФО разработали проект совместной системы, решающей аналогичные задачи в комплексе, но рассчитанной уже на охват территории всего региона!

Причем для создания данной системы безопасности не требуются огромные инвестиции, ведь у многих частных охранных структур есть опыт по внедрению и эксплуатации подобных систем. Наладив обмен информацией между ними, можно значительно повысить уровень безопасности на территории.

- В какой форме упомянутое вами взаимодействие реализовано в Магаданской области?

- В каждом субъекте ДФО есть свои положительные и отрицательные моменты. Магаданская область ушла значительно вперед в реализации совместных программ по физическому взаимодействию, заключены соответствующие соглашения между УВД по г.Магадану и рядом негосударственных охранных структур.

В то же время имеются отставания в доработке и реализации программы «Безопасный город». По России есть лучшие регионы, есть худшие, мы не относимся к последним, но и до первых далеко. Есть много положительных примеров взаимовыгодного сотрудничества других субъектов (Татарстан, Санкт-Петербург, Ростовская, Омская, Рязанская, Ленинградская области и другие), которые можно было бы применить и на нашей территории, но с учетом специфики и численности региона.

Конечная цель - это правопорядок не только в центральных городах, а в любом населенном пункте или районе всего региона. А это не возможно без профессиональных взаимоотношений и взаимовыручки.

- Что является основной задачей АСБ ДФО и Вашей как представителя в Магаданской области?

- Основными задачами АСБ ДФО являются:

- консолидация ведущих негосударственных структур безопасности с целью обеспечения более качественного решения вопросов безопасности и охраны в Дальневосточном федеральном округе путём внедрения современных технологий и использования своего кадрового и финансового потенциала;

- взаимодействие с государственными органами власти, а также правовыми и силовыми структурами, их частичная разгрузка и оказание практической помощи в решении вопросов обеспечения безопасности личности и охраны имущества собственников;

- координация собственных программ, программ АСБ ДФО, КЦ РОСС, ДООП МВД РФ с органами власти, научно-методическое и организационное содействие государственным органам в реализации программ борьбы с преступностью, терроризмом и укреплению правопорядка в регионе;

- освещение профессиональной, культурной и спортивной деятельности АСБ ДФО в средствах массовой информации для повышения профессионального мастерства и престижа профессии;

- обеспечение социальных гарантий работников отрасли и создание резерва рабочих мест для сотрудников и военнослужащих, уволенных в запас из МВД, Российской Армии и других силовых структур;

- обмен опытом и взаимодействие с аналогичными структурами безопасности на федеральном и международном уровнях - на федеральном уровне эта работа уже ведется в рамках КС при ДООП МВД РФ и КЦ РОСС.

Также реализуется программа ДФО по противодействию демпингу со стороны недобросовестных участников рынка, хотя сейчас она требует корректировки.

- А какая связь между демпингом и всем, о чем мы говорим?

- Прямая. В отдельных регионах рынок перенасыщен, хотя эта проблема частично решится уже к лету-осени 2010 года. Отдельные участники вместо того, чтобы предлагать новые или более качественные услуги в сфере охраны и безопасности, сбивают цену ниже сложившейся на рынке, зачастую даже ниже реальной себестоимости.

Позднее эти же предприятия становятся заложниками ситуации, которую сами создали, и начинаются проблемы с выплатой зарплаты, налогов, исполнения социальных обязательств и обязательств перед поставщиками.

В поисках средств на существование они вступают в сомнительные сделки, связанные с оборотом служебного оружия и боеприпасов. В итоге страдает конечный потребитель, получая услуги сомнительного качества, и все общество в целом.

Более ярко это выражено в центральных регионах. Здесь более действенны контрольные полномочия органов внутренних дел.

- Но у органов внутренних дел совершенно другая функция, здесь отношения коммерческих структур...

- И да, и нет. Вот грубый пример, который будет понятен всем: себестоимость авиаперелета из пункта А в пункт Б составляет 10 000 рублей, билеты реализуются по 12 000.

Вам предлагает другой авиаперевозчик приобрести билет за 8 000 рублей. Дешевле себестоимости он может стоить, например, потому, что вместо четырех штатных двигателей у самолета всего три (на последний не хватило денег, или он в ремонте - на его установку нет денег).

Или не проводится обработка реагентами для предотвращения обледенения. Или вместо двух пилотов в экипаже только один. Вариантов хватает. Вот, казалось бы, и экономия в расходе топлива авиалайнера, техническом обслуживании и оплате труда.

Но в авиации никто не допустит такой самолет к полету, для этого есть ряд контролирующих органов в области авиационного движения.

Для решения аналогичной проблемы в охранной отрасли разработан ряд проектов приказов МВД и постановлений, некоторые из них прошли согласование в регионах. В этих документах речь идет о квалификационных требованиях к участникам рынка, основные виды услуг разделены на категории, и к каждой категории предъявляются определенные требования для допуска к работам.

Частично это реализовано в последних правках законодательных актов (в части размера уставного капитала), но без перегибов тут обошлись с большим трудом. Первоначально предполагалось минимальный уставной капитал установить в размере 3 миллионов рублей, позднее сошлись на вариантах в 100 и 250 тысяч рублей.

Минздравсоцразвития РФ в своем Приказе № 199-2009 г. тоже неожиданно двинулось в этом направлении. Так, для работы на объектах 6-й категории требуются и работники 6-го разряда.

- В течение всего уходящего года неоднократно звучали вопросы о правовом положении негосударственной охранной и сыскной деятельности. Что изменилось к концу уходящего года?

- Очень сложная и больная тема для каждого, кто занят в отрасли негосударственной охранной и сыскной деятельности. Изменилось многое, но при этом далеко не в лучшую сторону.

Четыре года охранная деятельность осуществляется в правовом хаосе, отрасль существует скорее по выработанной ранее правоприменительной практике. Имеется ряд правовых проблем в реализации самостоятельных и совместных задач. Отметим некоторые из них.

- Несовершенство Закона РФ 1992 года «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», который давно устарел морально и физически. Из него удаляются отдельные абзацы, статьи и вставляются новые, которые не согласуются с остальным текстом.

- Противоречия между Постановлением Правительства РФ № 886 и Распоряжением Правительства РФ № 1629-р от02.11.2009 г. Данные акты изданы в один день, одним органом, но при этом содержат нормы, противоречащие друг другу.

Опытные правоведы знают, что в таких случаях действует общепринятый принцип верховенства постановления над распоряжением, федерального закона над постановлением.

Однако некоторые исполнители на мес-гах пользуются данной ситуацией как им заблагорассудится, при этом разбазаривая миллионы бюджетных средств. Здесь имеются конкретные факты, по ним проводится проверка соответствующими органами.

- Издаются новые правовые акты, но при этом не от меняются принятые ранее.

- Принимаются законы, но не издаются правовые акты, направленные на их реализацию, и возникает ситуация, когда есть норма закона, подлежащая исполнению, но не определен сам механизм исполнения;

- В регионы на согласование направляются проекты одних правовых актов, а принимаются совершенно другие.

Практически ежедневно проходят переговоры «в верхах», обещания, рождаются и умирают разного рода проекты, компромиссные варианты и т.д. Ситуация в целом складывается не очень неблагоприятная, но не безвыходная. Для формирования полной подзаконной нормативной базы деятельности охранных организаций необходимо принять: 4 Постановления Правительства РФ; 4 приказа МВД РФ; 1-2 приказа Минобразования РФ; 4-5 Методических рекомендации по исполнению приказов (которые будут изданы).
Из ДООП МВД РФ одно за другим следуют указания о необходимости увеличения взаимодействия, но принимаются нормативные акты, направленные, скорее, на ликвидацию отрасли.

Должность «охранник» появилась спустя 17 лет (17 апреля 2009 г.) после создания отрасли, ее фактического существования. Только в этом году Приказом Минздравсоцразвития № 199 утвердило нормы о том, кто это, права и обязанности, разряды. Должность охранника стала профессией.

- Что входит в функции представителя КЦ РОСС и КС при ДООП МВД РФ? Как фактически реализуются эти функции?

- Координационный центр Российских охранно-сыскных структур объединяет более 60 субъектов Федерации. Представители на местах осуществляют обзор ситуаций, связанных с охранной и сыскной деятельностью, проводят разъяснительную работу, организацию системы доведения информации правового, методического характера, представляют в регионе комитет по общественным наградам и ряд других.

Координационным центром РОСС (под руководством И. А. Голощапова) проводятся ежедневный мониторинг ситуации в регионах, совещания с представителями департаментов МВД РФ, выездные мероприятия.

В декабре 2009 г. такие мероприятия с участием старшего инспектора по особым поручениям ЛРУ ДООП МВД РФ Д. А. Декина проведены в Приморском крае и Сахалинской области.

Планируются и в ряде других регионов. Считаю, что такие мероприятия в подобном составе нужно проводить обязательно во всех регионах, так как в таком тандеме представлены обе стороны «охранной баррикады» и есть возможность ведения конструктивного диалога.

Многие имеющие отношение к охранной деятельности наслышаны о ситуации в Краснодарском крае. Крайне жестка позиция начальника ЛРУ ДООП МВД РФ Л. В. Ве-денова к подобным выходкам отдельных «самодуров» от власти.

Нет смысла мне цитировать все публикации на эту тему - электронные и печатные СМИ достаточно быстро доводят эту информацию до населения.

- А в Магаданской области?

- В Магаданской области пока все идет предсказуемо, в рамках действующих законодательных и нормативных актов. Есть сложности с исполнением отдельных норм. Есть нормы, которые невозможно было выполнить в 2009 году по объективным причинам, по этим вопросам ЛРУ ДООП МВД РФ изданы методические рекомендации.

Эта ситуация будет отслеживаться и дальше. С представителями органов внутренних дел Магаданской области мы ведем конструктивный диалог.

Хочу напомнить представителям охранного сообщества о необходимости исполнения норм прямого действия Закона № 272-2008. Нормы прямого действия не требуют подзаконных актов, времени исполнения для таких норм было достаточно.

- Но недовольства-то хватает...

- Хватает, согласен. Меня самого такое положение дел не устраивает. Возмущения в значительной части обоснованны. Но вышеупомянутые законодательные и нормативные акты приняты, вступили в законную силу и подлежат исполнению.

В таком правовом хаосе можно проработать еще 15-20 лет, но, как говорится, поживем - увидим. Хотели-то как лучше, а получилось как всегда. Это неизменная составляющая российского законотворчества...

- Как сейчас обстоит вопрос с кадровым комплектованием в Магаданской области в связи с упомянутыми разрядами и категориями?

- Соответствующий нормативный акт МВД РФ издало 21.09.2009 г., но его регистрация в Минюсте произошла в конце ноября 2009 г. Предусматривается переходный период от старых норм к новым. Проблемы с качественным кадровым комплектованием возникают очень часто (как и по всей стране).

К лету-осени рынок услуг претерпит изменения, соответственно, должен измениться и кадровый состав, что пойдет на пользу как потребителям, так и исполнителям. Некоторые останутся без работы, кто-то получит более оплачиваемую работу.

В течение двух последних месяцев я неоднократно встречался с ведущими игроками отрасли как в области, так и за её пределами. Мы обсуждали эти вопросы и наметили общий план действий, но давать точные прогнозы еще очень рано.

- В декабре принято подводить итоги. Что запланировано и что сделано?

- Традиционно запланировано больше, чем сделано, есть к чему стремиться. Как я уже говорил, задачи АСБ ДФО и Координационного совета при Департаменте охраны об-
щественного порядка МВД России во многом идентичны.

КС при ДООП МВД РФ занимается координацией негосударственных структур безопасности и органов внутренних дел субъектов РФ в решении задач обеспечения охраны общественного порядка.

АСБ ДФО в этом вопросе более гибка, так как у нее нет каких-либо обязательных программных планов по выявлению и пресечению правонарушений, количестве сотрудников в дружинах, имеется возможность разработки собственных программ, более адаптированных к конкретному региону.

Пока особыми результатами похвастаться не могу, но в I квартале 2010 года вновь заработает сайт координационного совета при УВД по Магаданской области (sovet.jaguar49.ru), где будет оперативно размещаться информация для предприятий и работников отрасли, бланки необходимых документов.

Представительство АСБ ДФО обеспечивало правовую и информационную поддержку своих участников и партнеров. Сложно оказывать такую поддержку в том правовом хаосе, о котором я уже говорил. На встречах в основном обсуждалось выполнение норм прямого действия ФЗ № 272-2008, сложившаяся ситуация в целом.

Рассмотрен ряд представлений о поощрении от имени АСБ ДФО, КЦ РОСС. По пяти представлениям вынесены положительные решения. Впервые в ДФО сотрудники негосударственных структур безопасности были награждены медалями и нагрудными знаками:

- начальник ДСО О. Н. Михайлова - медалью «За безупречный труд»;

- помощник НДСО Д. А. Мазин - медалью «За безупречный труд»;

- водитель-охранник ГБР Е. В. Агафонов - медалью «За безупречный труд»;

- охранник О. Д. Ким -знаком за выслугу лет «15 лет»;

- помощник НДСО О. С. Клещев - знаком за выслугу лет «5 лет».

Более примечательно, что все награжденные - магаданцы. В этом вопросе перешли от слов к делу, а за положительный результат всегда приятно.

Дарья Трифонова