43 года назад (1973) приказом директора СВКНИИ № 12 создан геолого-минералогический музей

МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Ответственной за музей была назначена З.В. Кошелкина. Первую программу работ музея рассмотрели на заседании учёного совета 6 февраля 1976 г., докладывал директор музея Г.Ф. Павлов. Открылся музей 18 мая 1977 г.

Отдел геологии минералогии СВКНИИ ДВО РАН представлен материал, собранный из регионов, он представляет раздел палеонтологии и стратиграфии. Этот раздел показывает весь период развития геологической и биологической составляющей на протяжении последних 3,5 миллиардов лет. Здесь размещены уникальные минералогические образцы, которые принадлежат коллекциям, собранным В. М. Мерзляковой и И. Л. Жулановой, Волобуевой и других известных исследователей, сделавших очень многое для развития своей области знаний.

«Магматизм и метаморфизм» – разделы, в которых представлены породы из вулканных поясов Чукотки и других. В этой экспозиции в большом разнообразии представлены продукты, которые относятся к мезозойскому и палеозойскому магматизму разного типа. Есть здесь и метаморфозные образования самой разной природы. Большой интерес вызывают материалы кристаллической природы, возраст которых, согласно оценкам экспертов, превышает 3 миллиарда лет. Все эти образцы проходили объектами в научных исследованиях, которые на сегодня уже полностью завершены. Они снабжены самой четкой геологической и географической привязкой к определенной местности. Интересно, что на сегодняшний день в музей приходят молодые лаборанты для того, чтобы сравнить свои образцы с теми, что представлены в выставочных залах, если у них возникают какие-либо сомнения. Здесь же они могут найти ответы на разнообразные вопросы научного характера.

Здесь расположены и образцы, которые были изъяты из конкреций железно-марганцевого характера, расположенных на дне Тихого океана. Особенно интересно смотрятся коллекции кварца и золота, которые были обнаружены там же, на дне Тихого океана.

Также, стоит обратить внимание на образцы, извлеченные из одного из самых крупных, Наталкинских месторождений. Золото-серебрянные руды из месторождений, расположенных в области Северо-востока дополняют эти коллекции. Представлено и одно из крупнейших месторождений серебряных руд – «Дукат». Кроме того, здесь представлены образцы минералов из других 35 месторождений, здесь есть ртуть, железо, молибден и многое другое. Из пяти месторождений сюда доставили образцы агатов и халцедонов. А академик Н. А. Шило передал музею свою личную коллекцию минералов со всего света, здесь есть представители Урала, Сибири, Якутии, зарубежных стран, это самостоятельный раздел в экспозиции музея. Много интересных и неповторимых экспонатов открывается посетителям этого музея, и научные сотрудники делают все для расширения базы.

В настоящее время СВКНИИ ДВО РАН обладает одной из самых крупных и интересных коллекций метеоритов в мире. Большинство из них было обнаружено в северо-восточной области. Из семнадцати самых крупных находок, пятнадцать находятся в стенах этого музея, здесь же были произведены и исследования. Один из самых известных метеоритов – Омолон, он был обнаружен на северо-западной территории в 1981 году. Еще одна из жемчужин коллекции — метеорит Алискерово. Найден 10 июля 1977 года на территории Билибинского района Чукотки в 4,5 километрах от поселка Алискерово. Вес метеорита 58,4 кг. Найден на глубине 7-8 метров. Судя по возрасту вышележащих рыхлых отложений, падение метеорита могло произойти около 10 тысяч лет тому назад. На метеорите кислотой вытравлено изображение Магаданской области и точкой обозначено место падения. Метеорит «Билибино», вес 1000 килограмм

Самый известный экспонат музея — копия мамонтенка Димы с Колымы. Мамонтенок был найден у ручья Киргилях на глубине около 2 м. Возраст — 6-6,5 месяцев. Абсолютный возраст 44 тыс. лет и 7 месяцев. Сейчас находится в Зоологическом музее Зоологического института РАН.