Снегурочка из неолита


Чудные истории на новогодние праздники с людьми и целыми городами встречаются не только в кинофильмах. Ретроспективу реальной новогодней небывальщины собрал «АиФ-Магадан».

Новый год, а елка на асфальте

В удивительной ситуации на Новый год оказался весь Магадан совсем недавно - в зиму с 2002-го на 2003 год. Это помнят многие - главная городская елка у театра стояла на асфальте!

Дети грустили без неотъемлемого атрибута общегородского празднества - большой снежной горки, а их родители-автомобилисты радовались: ведь они смогли проездить на своих авто с октября по середину января на летней резине.

Магаданцы в ту зиму шептались: мол, снег не выпадет в городе до той поры, пока на строящемся соборе не установят хотя бы один крест. Удивительно, но так и произошло. Как только водрузили на главную луковку Кафедрального собора большой крест, в Магадане запорошило снежком.

Кстати, если кто заметил -на прошлый Новый год в столицу Колымы снова приходила оттепель. Единственный минус, который она принесла городу, - серьезно подтаяли ледяные фигуры II конкурса «Магаданский хрусталь».

В полет - по чистому шелку

Некоторые магаданцы отмечают Новый год в ресторанах и кафе. Но многие из них уже не помнят, что точно также отмечали новогодние праздники горожане почти сорок лет назад. 1970-е в столице Колымы были «золотыми годами», как бы сейчас сказали, для ресторанного бизнеса.

Работали рестораны «Северный», «Приморский», «Магадан», «Центральный» (он же «Березка»), «Вечерний», «Астра», «Южный», а также кафе, которые ничем не отличались от ресторанов, только без живой музыки, но с магнитофонами.

Как вспоминают бывшие работники магаданского общепита, на новогодние праздники рестораны умножали свою выручку минимум вдвое! При этом клиенты-колымчане, с длинным рублем в кармане, умудрялись расходовать на праздничные дни до тысячи рублей!

Причем больше всего отмечавшие Новый год тратили денег не на выпивку с закуской, а на чаевые музыкантам (по червонцу за песню) и заключительную часть «банкета».

Последнее могло выглядеть так - отметив Новый год в Магадане, какой-нибудь старатель на утро 1 января заказывал такси и ехал на нем до самого Сусумана. Это без малого 630 км с включенным счетчиком таксомотора!

Другой случай, как пример бесшабашного веселья магаданцев, любят рассказывать старейшие работники ресторана «Магадан». Их история произошла в 1960-х: компания друзей, состоящая наполовину из старателей, встретила 1 января в «Магадане» и перебралась завершать встречу Нового года в небольшой ресторан «Пилот» на 13-м километре основной трассы.

Оттуда же из небольшого аэропорта должен был улетать один из друзей компании - то ли на материк, то ли на Чукотку. Собутыльники проводили его с размахом, предварительно заказав в городе несколько рулонов белого шелка.

От небольшого здания аэропорта на 13-м и до самолета путь другу провожающие устлали чистым шелком!

Под Новый год «до нашей эры»

В магаданском радио-такси «Талисман» работает таксистом старожил Колымы - 60-летний Аркадий Кепчик. Всем своим пассажирам он любит рассказывать реальную, почти сказочную и трагикомичную новогоднюю историю.

А произошла она в конце 1970-х годов в колымском поселке Тал-Юрях. К слову, в поселке уже долгие десятилетия добывают для Колымы и соседней Якутии уголь.

Аркадий Кепчик работал в те годы подрывником на угольных копях. Бригадир Аркадия, обеспокоенный плановыми показателями, попросил произвести дополнительные взрывные работы. Добавим, что на Колыме, когда человек тревожит вечную мерзлоту, нередко находят, к примеру, остатки мамонтов.

Итак, после очередных взрывов в угольных пластах обнажилась ледяная стена. Прозрачная, как стекло. А внутри огромного ледяного куба, торчащего одной гранью из земляного откоса, бригада увидела замороженную стоянку древнего человека.

Все как живое: только что потухший каменный очаг, а возле него, во льду, в странном одеянии из шкур сидело что-то очень похожее на человека с распущенными длинными волосами.

Бригадир этой находке расстроился, ведь если приедут археологи, то работы на участке могут остановиться на долгие месяцы. Поэтому он приказал Аркадию Кепчик продолжить взрывные работы. Но напарник Аркадия, молодой новичок-взрывотехник, воспротивился распоряжению начальства.

Он кричал, что эта находка может быть главным открытием советской археологии, и побежал в поселок на почту звонить в Магадан.

Он сообщил ученым СВКНИИ об открытии и вернулся на угольные копи, где возле ледяной глыбы разбил подобие палатки с буржуйкой внутри и стал охранять находку. Бригадир тоже не растерялся. Он подсадил в палатку к парню матерого шахтера-алкоголика.

Тут же в жилище «сторожей» оказались бутыли спирта и закуска. Пили они неделю. Так встретили Новый год. А потом...

Потом в первых числах января в Тал-Юрях приехало несколько археологов из СВКНИИ специально, чтобы увидеть неолитическую Снегурочку во льду. Бригадир развел перед учеными руками, мол, не было никакой Снегурочки, но был молодой парень, который допился до белой горячки и стал бредить неандертальцами.

Для убедительности он показал археологам рисунки новичка-взрывотехника. И сказал, что они опоздали всего на несколько часов -«местного археолога» с очередным приступом белой горячки увезли в больницу Сусумана...

Николай Добротворский
"АиФ-Магадан"









Колымские колонки