По законам милоссердия.


Любовь Мезенцева
Руководитель департамента социальной поддержки населения администрации Магаданской области


По национальности, не указываемой нынче в российских паспортах, - украинка. Младшая из троих детей в трудолюбивой крестьянской семье. Школу окончила на «отлично». Самый близкий по духу писатель - Федор Достоевский, любимый поэт - Тарас Шевченко.

С раннего , детства мечтала стать доктором. Больше всего возмущает, когда врут. Не приемлет социальную несправедливость, с чем всю жизнь и борется. Считает, что нынешняя молодежь очень хорошая, грамотная, любопытная и ответственная.

Любит наш магаданский театр, хотя ходит в него за неимением времени редко. Обожает колымскую природу, а та ее еще больше - когда никто из коллег не может найти в лесу ни единого гриба, те сами лезут в ее корзину. Придя домой, предпочитает полистать на досуге закон-другой.

Любимый журнал - «Ваше право», один из любимых авторов - Вульф. Обладает удивительной всеобъемлющей памятью, которая ее ни разу не подводила.

Как вы уже, наверное, догадались, речь идет о высочайшем профессионале своего дела и бессменном руководителе департамента социальной поддержки населения администрации Магаданской области Любови Семеновне Мезенцевой, принимающей в эти юбилейные для нее дни слова признательности, благодарности и любви.

Именно этот человек в трудный для России период взял на себя здесь, на самом северо-восточном краешке земли, неимоверную ответственность за происходящее в социальной сфере. И результаты не заставили себя долго ждать.

За время ее работы на Колыме вступило в действие более 20 региональных законов, один за другим открылись 18 различных социальных центров, и это еще не предел.

Вот уж действительно, на пустом месте и трава не растет. С ранних лет вставала украинская девчоночка с первыми лучами солнца и в каждый положенный природой срок старательно обирала или липовый цвет, или разросшуюся чуть ли не до небес чайную розу, или яблоки, фуши, вишни...

А еще все это нужно было разрезать, разложить на чердаке, высушить и из вишни каждую косточку убрать. Словом, все в большой и дружной семье споза^ ранку занимались своим делом, ост| ощущая сопричастность и ответственность. А примером во всем были отец имама.

Счет-то в отдаленном колхозе шел не на зарплату, а на трудодни. Вот и приходилось Семену Никифоровичу еще затемно, чуть ли не с первыми криками петуха, ездить в райцентр на рынок и покупать у солдат шинельки, а потом распарывать их, выпаривать, красить в черный цвет и шить на продажу прочные теплые бурки. Так и поднимали ребятишек на ноги.

Между тем Люба окончила семь классов и решила, что пришло время покинуть родительский дом. Еще во время выпускных экзаменов она вместе со своей подружкой попросила одноклассника Ивана -только у него одного на всю деревню имелся радиоприемник - ловить по нему каждую весточку о том, куда поблизости можно поступить после школы. Выбор пал на одесский кооперативный техникум.

Потихонечку от родителей собрали девчата из-под кур по два десятка яиц и на вырученные в заготпункте деньги отправились пешком в райцентр документы ценным письмом отправлять. Ответ не заставил себя долго ждать - и Любу, и ее подругу как круглых отличниц сразу зачислили без экзаменов на первый курс.

И тут вдруг словно гром среди ясного неба:

- Ты никуда не поедешь!

Это Любины родители воспротивились - младшей дочке еще и четырнадцати-то лет не исполнилось, а она уже самостоятельности захотела. Впрочем, мама подружки сумела-таки их уговорить:

- Сама лично их в город увезу и жить у своей хорошей знакомой определю.

И определила. На 16-й станции по Большому Фонтану. Так и ездили с подружкой Надей на трамвае каждый день за три копейки в техникум и обратно. Хоть и отличница, а учиться' сначала было ох как сложно - русский язык для нее, украинской девчонки, был что иностранный.

Понятно, к примеру, что такое произведение в литературе, но причем здесь произведение в математике? Впрочем, за первый семестр памятливая ученица справилась и с этой незадачей. А вскоре ее избрали еще и старостой группы. И закрутилась комсомольская жизнь.

Тут возле самого Черного моря и познакомилась Люба со своим суженым и единственным - Юрием. Бравый курсант из мореходки сразу сразил ее наповал. Два года до свадьбы дружили.

А перед самым окончанием мореходного училища попросил у любимой девчонки руку и сердце и... отправился на полгода в загранплавание. А когда вернулся с деньгами и подарками, тогда и сыграли скромную комсомольскую свадьбу.

- Девчонки наготовили всяких вкусностей, а пили мы пунш и шампанское, - вспоминает Любовь Семеновна. -Как сейчас перед глазами этот день!

Когда на свет появилась старшенькая, Светланка, Юрий в Антарктике трудился в китобойной флотилии. Сам капитан спустился к нему в каюту:

- Поздравляю, у тебя родилась дочь! И тогда кэп размочил сухой закон, разрешив экипажу принять на грудь по сто командирских граммов.

Когда Юрий вернулся из экспедиции, дочурке было уже целых пять месяцев. Работать устроился на Новороссийский судоремонтный завод - все ближе к морю. Быстро пошел на повышение, стал мастером, поступил заочно в политехнический институт.

Поскольку жили пока у знакомых, встали в очередь на получение квартиры. Вскоре и вторая дочка появилась на свет. Регистрировали ее в торжественной обстановке во Дворце моряков.

И именно в этот апрельский день пришла телеграмма - с Юриным отцом плохо. Он тут же выехал в Ходыженск, а спустя 10 дней вернулся сам не свой и вынес на семейный совет предложение переехать в Ходыженск, потому как, кроме матери, за парализованным отцом ухаживать больше некому.

- Ты на сто процентов прав, потому что родители у каждого из насодни, а квартиру мы всегда успеем получить, -сказала тогда Любовь Семеновна.

Юрий взял на заводе расчет, за один день собрал вещи, и они отправились в дорогу: отец со старшей дочкой на грузовике, а Люба с грудной девочкой следом на такси.

Трудно, конечно, пришлось тогда. Полгода ухаживали Юрий с матерью за тяжелобольным отцом, спасая его, в одночасье онемевшего и недвижимого, от пролежней. На Любе, помимо детей, была большая часть домашнего хозяйства и обеды...

Вскоре после смерти отца Юрию предложили поработать на Колыме. Только начал было трудиться в Магадане на рыболовецком сейнере, как появилась возможность перебраться в эвенскую флотилию. Недолго думая согласился - пообещали жилье.

Когда дали две комнаты с печным отоплением в бараке на шесть семей, прилетела Любовь Семеновна. Так с 1971 года и началась ее колымская эпопея.

Работать в Эвенске пошла по специальности - в райпо. Удивившись древнему обслуживанию -люди приходили в магазин со своими льняными мешочками, начала как товаровед сначала внедрять бумажные кульки, затем пакеты, кассовые аппараты. И даже магазин самообслуживания, на удивление всем, открыли в районном центре.

- Как это так, все на виду лежит, что хочешь, то и бери! - изумлялись оленеводы.

Вскоре Любови Семеновне уже доверили руководить райпо. Затем трудилась в райисполкоме, возглавляла поселковый совет. И, наконец, сама судьба привела ее в собес - так тогда назывались отделы социального обеспечения населения.

В собесах назначали и выплачивали пенсии и детские пособия многодетным, одиноким матерям, а также детям разыскиваемых родителей. Все эти годы Любовь Семеновна была бессменным депутатом или поселкового или районного совета возглавляла различные общественные комиссии, вплоть до бюджетной.

При этом никогда не зачитывала сугубо по бумажке ни один доклад, до всего старалась дойти своим умом, что называется, самостоятельно перелопатить, а потом популярно разъяснить все это людям.

Вот так же однажды, еще будучи председателем поссовета, Любовь Семеновна решила опробовать созревшую в голове идею: почему бы штрафы за самогонку (а они тогда были немаленькие - целых 300 рублей с носа) не пустить на оплату коммунальных услуг ветеранам Великой Отечественной войны? И депутаты на сессии ее поддержали.

Правда, сначала решили опробовать идею Л. Мезенцевой в действии как эксперимент, а после успешного претворения в жизнь запустили по полной программе.

А когда государство отменило штрафы за самогоноварение, деньги на эти благие цели начали выделять уже из бюджета. Такой вот примечательный факт из трудовой биографии нашей героини.

В памятном нехорошем 92-м году началась реорганизация соцобеспече-ния в социальную защиту, и Северо-Эвенский район был первым и единственным в области, где местные власти приняли и широко развернули программу «Забота», детально разработанную Л. С. Мезенцевой.

Благо деньги, переданные из приказавшего долго жить райкома партии, разрешили тратить на социальные нужды народа. Тогда-то и открыли, опять-таки первыми в области, Центр социального обслуживания.

- Забирайтевесь первый этаж, все равно пятиэтажку отапливать нужно, -распорядился возглавлявший в то время районную администрацию Виктор Николаевич Проказин.
В бывшем промтоварном магазине и обустроились.

Чем только не приходилось заниматься Любови Семеновне со своими верными соратниками! Даже лосятину разделывали и раздавали всем нуждающимся. А еще заказали в кубанской станице Динской побольше дешевых консервов и затем продавали людям по себестоимости, оплачивая транспортные расходы из социального фонда.

И еще стариков от одиночества и тоски спасали. Хотя, смею напомнить, пенсии на Колыме никогда в отличие от ЦРС не задерживали, все равно с теми копейками, что ветераны в начале 90-х получали, ох как трудно было концы с концами свести, тем более в отдаленном и малодоступном районе.

Вот и сидели пожилые люди дома, из окошек выглядывая: сами ни к кому не ходили и других к себе не приглашали. А тут, в центре соцобслуживания, для них и концерты, и посиделки задушевные начали устраивать. Все радость какая-то и забытое ощущение праздника.

А уж сколько раз Любови Семеновне нареченной мамой быть приходилось, она уже и со счета сбилась Только и успевала из роддома мамочек с новорожденными забирать. Времена-то трудные были: кто-то из тундры выехать не мог или из Магадана вылететь денег не было, в общем, немало всяких причин у людей было.

Конечно же, такого профи и душой болеющего за дело человека не единожды и в Магадан, и в Ольский район старались переманить, да Любовь Семеновна все время отказывалась. Но когда муж серьезно заболел и ему потребовалось длительное стационарное лечение, выбирать уже не приходилось.

С марта 1994 года Любовь Семеновна возглавила пенсионный отдел областного управления, а спустя два года уже работала заместителем руководителя социального ведомства. А в 2000 году был подписан указ Президента, согласно которому всем субъектам РФ рекомендовалось передать полномочия со всеми кадрами Пенсионному фонду.

Любовь Семеновна так и осталась в областной администрации, вернее, тогдашний губернатор Валентин Иванович Цветков ее никуда не отпустил.

- Все равно постепенно регионы будут сами многие вопросы решать, так что нам такие кадры нужны, - сказал он, прозорливо заглядывая в будущее. Так и вышло.

Над первым областным законом Любовь Семеновна работала еще в Пенсионном фонде. И хотя были и другие разработки, прошел вариантЛ. С. Мезенцевой. Целью второго закона была поддержка старожилов Магаданской области.

- Это был как раз такой момент, когда законодательство, на мой взгляд, совершенно несправедливо разделило пенсионеров, условно говоря, на две группы, - рассказала Любовь Семеновна.

-Те, кто вышел на пенсию до 1991 года, должны были получать минимальную, а тем, кто стал пенсионером после (при том же стаже и одинаковой должности), почему-то решили платить больше. Тогда-то мы с депутатом Елисейкиным обратились к Валентину Ивановичу.

И хотя с бюджетом тяжеловато было, тот сразу согласился, мол, поддержать старожилов крайне необходимо. Сначала мы поддерживали тех, кто старше 75 лет, затем - 70, словом, снижали и снижали возраст, потом поменяли стажевое требование.

И сейчас этот закон достаточно отработанный, хотя и дорогостоящий - где-то в пределах 50 миллионов рублей. И это правильный закон - он поддерживает сегодня неработающих пожилых людей старше 60 лет, и они получают доплату в виде ежемесячной денежной выплаты.

Третий областной закон - о ветеранах труда Магаданской области - региональное законодательное собрание принимало уже по инициативе Николая Николаевича Дудова.

Вернувшись из своей первой губернаторской командировки по районам области, он пригласил к себе Л. Мезенцеву и попросил ее разъяснить, что это за категория такая - ветераны Магаданской области - и почему они не могут наравне с ветеранами труда РФ пользоваться такими жельготами.

И тогда родился третий закон - «О мерах социальной поддержки ветеранов труда Магаданской области». Согласно ему ветераном области могут стать женщины, проработавшие на Колыме не меньше 25 лет и мужчины с трудовым стажем не менее 30 лет.

Все последующие законы были связаны уже с монетизацией. У большинства пенсионеров только при упоминании одного этого слова до сих пор начинают мурашки по телу бегать. Тогда они шли в редакции газет непрерывным потоком и, ничегошеньки не понимая в этой самой монетизации, плакали вот такими горючими слезами.

И Любовь Семеновна вместе со своими коллегами неустанно разъясняла и разъясняла каждому, что ему было непонятно, тем самым успокаивая и давая надежду на будущее.

А еще очень важно, что этот человек всегда работает в связке с единомышленниками, будь это коллеги (а коллектив в соцзащите, надо обязательно подчеркнуть, стабильный, работоспособный), депутаты Магаданской областной Думы или руководители смежных департаментов, и в первую очередь, конечно, департамента финансов - с Валентиной Андреевной Моисеевой они друг друга по прошествии всех этих лет уже с полуслова, с полу взгляда понимают.

В этом году службе социального обеспечения на Колыме исполнилось 55 лет. Так вот, в этих 55 годах без малого 35 лет ее - Любови Семеновны Мезенцевой.

Можно сказать, по стопам бабушки пошла и ее любимая внучка Алена. В Пенсионном фонде о ней отзываются как об исполнительном, ответственном и грамотном работнике. Может, этим профессиональная династия Мезенцевых и не ограничится, ведь у Любови Семеновны подрастают двое замечательных правнуков.

...Есть профессия, овладеть которой невозможно. Хоть годами сиди за учебниками, если... Если не станешь добрым, терпимым, отзывчивым, бескорыстным и обязательным человеком.

Другими словами, пока не приобретешь тех личностных качеств, какие собираются в слове «милосердие». Все это в полной мере относится к Любови Семеновне Мезенцевой.

Ирина Нефедова
Магаданская правда








Колымские колонки