Мастер-класс от маэстро


С ним хочется провести не один вечер, а целую жизнь. Слушать, как он играет. Каждому, сидящему в концертном зале казалось, что скрипач-виртуоз, стоящий на сцене, исполняет Баха, Франка и Брамса лично для него, затрагивая самые потаенные струны души. Оттого и лица людей, пришедших в этот дождливый октябрьский вечер в МЦК, на глазах обретали четкую выразительность, хорошели.

Он сыграл магаданцам на скрипке Андреа Гварнери XVIII века стоимостью 2,5 миллиона долларов, но поразил, конечно, не этим. Статный и трогательный, наполненный изысканной печалью, как античный герой, живущий в барокамере абсолютного одиночества и столь же абсолютной своей взаимной страсти - музыки - он превратил весь концерт в кино-стихотворение о преданном служении красоте, о неуловимом счастье, которое неспешно открывается, как бронированные двери, а за ними - та самая вечная музыка, которую будут помнить, пока на Земле есть жизнь.

ВЕЧЕР

Приезд на Колыму музыканта с мировым именем, титулованного скрипача Павла МИЛЮКОВА и ведущего солиста Московского камерного оркестра «Musica Viva» Эмина МАРТИРОСЯНА стал возможен благодаря федеральной программе Министерства культуры РФ «Звезды XXI века». И безмерной радостью для всех местных ценителей высокого искусства явился тот факт, что магаданская областная филармония, начиная с этого концертного сезона, стала участником данной программы, что обещает отныне в будущем регулярные встречи с прекрасным.

Вот Павел Милюков вышел на сцену. Взмахнул смычком - и, словно животворный, золотой свет хлынул в зрительный зал. Призраки испугались, ослепли, сгорели, растаяли. Есть только Музыка и он. Никакой искусственной красивости, никакого ледяного сияния, никакой самовлюбленности в Павле нет.

Слушаешь, как он играет, и окончательно выпадаешь из реальности, в которой ничего не понять и ничего не исправить. Милюков словно приглашает заглянуть в иной, чарующий мир - что там? Может, там светлей, интересней, понятней? Стоит ли добавлять, что, ведя свою партию, он не издал ни единого фальшивого звука.

О нем говорят, что он родился со скрипкой в руках. Вундеркиндом Павла Милюкова назвали в 4 года, когда он впервые взял в руки этот музыкальный инструмент, а в пять уже выступал. Сегодня ему тридцать один и он - дивно интересный молодой человек со взглядом, направленным внутрь себя и явно притягательной внутренней жизнью. Глупо приставать к нему с обычным, тупо-профессиональным инструментарием критика - перед нами не правило, а исключение, сотканное из драгоценной материи. А там, где оригинальность, необычность, - там, вестимо, тайна. Милюков, как бы он ни был расположен к миру, преломляет все на свой, ему одному известный лад.

Когда мы оказываемся лицом к лицу на интервью, в глаза бросается приметный шрам с левой стороны шеи - след от скрипки.

- Четыре месяца тому назад на престижнейшем XV международном конкурсе имени П.И.Чайковского вы играли на скрипке Страдивари. До этого - на скрипке Вильома, а в Магадан приехали с Гварнери… Каждая из них стоит целое состояние. Сколько их у вас?

- Ни первая, ни вторая не были в моей собственности. Мне их предоставляла наша Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов. А Гварнери принадлежит мне по бессрочному контракту со Швейцарским Фондом, который выкупил ее специально для меня. Сто лет тому назад скрипка, на которой я сейчас играю, принадлежала легендарному скрипачу первой половины XX века Йожефу Сигети, внесшему неоценимый вклад в мировую скрипичную школу. Моя скрипка застрахована, летает со мной в салоне самолета. Инструменты старинных мастеров действительно звучат по-иному. Не знаю, почему. Но это действительно так. Они отличаются невероятным тембром и глубоким, мягким и кристально чистым звуком, словами это не описать. Секрет остается неразгаданным до сих пор.

- Помнится, когда мы беседовали с Дмитрием Коганом, он рассказывал, как по-особому берегут свои руки скрипачи. Вы же, насколько я знаю, и в хоккей играете, и в бильярд…

- Это бывает крайне редко ввиду отсутствия свободного времени. Я ведь живу на несколько городов и стран одновременно, совмещая гастрольные туры с учебой. Я - солист Санкт-Петербургского Дома музыки и Московской государственной академической филармонии, но половину своего времени приходится проводить в Вене, подстраиваясь под график гастролей. Подготовка к концертам, занятия с профессором…

- Вы ввергнуты в опасную и пленительную игру с музыкой с раннего детства. Означает ли это, что за свой дар вы расплатились, собственно, детством и юностью, которых не было?

- Я бы не стал говорить столь громких слов о моей одаренности. Кто-то из великих музыкантов на подобный вопрос ответил: «Зачем вы мне задаете вопросы про гениальность, когда я занимался по восемь часов в сутки?»

- А вы по восемь занимались?

- И по восемь тоже.

- Помните свой самый первый успех?

- Мне было 5 лет. Я играл на сцене в шортах и бело-голубой маечке (смеется).. В 1989г видеокамеры еще были редкостью и никаких записей в домашнем архиве не осталось.

- Когда в 4 года вам в руку вложили скрипку, вы сразу взяли смычок и начали играть?

- Я не помню (смеется), знаю об этом лишь со слов педагогов и родителей. Мама привела меня, четырехлетнего, в музыкальную студию при обычной пермской общеобразовательной школе. Там преподавала Татьяна Шевцова, которая все дальнейшие 11 лет моей жизни провела со мной. Два года я занимался в этой студии, после - год подготовительного класса и затем уже в самой музыкальной школе №1 в Перми. Татьяна Шевцова сделала невероятное за эти годы - по-настоящему влюбила меня в музыку и этот огонь горит во мне по сей день.

- А вы с ней до сих пор общаетесь?

- Да, безусловно. Каждый раз приезжая в Пермь к родителям, я встречаюсь со своей первой учительницей. Мы ходим по городу, разговариваем, делимся профессиональными моментами. Она следит за всеми моими выступлениями по миру, дает много советов, к которым я с благодарностью прислушиваюсь.

- Еще учась в обычной школе, вы уже давали концерты…

- Именно тогда, десятиклассником, я случайно попал на консультацию к профессору Московской консерватории Владимиру Иванову (народный артист России, заведующий кафедрой скрипки, декан оркестрового факультета Московской консерватории - прим.авт.) и с первых минут общения проникся величием этого человека. А окончив школу, позвонил ему и спросил, могу ли я осмелиться приехать попробовать поступить. В итоге приехал и в 15 лет поступил в Музыкальное академическое училище при Московской консерватории, прошел экзамены и он взял меня к себе в класс - на тот момент единственного ученика из этого училища. Много учился и работал над собой. И, если Москва - это alma mater, то Петербург дал мне первые большие концерты, первую путевку в жизнь, и я это очень ценю. Я питерцам буду благодарен всю жизнь. Училище, консерватория, аспирантура, после - Австрия, Грац, Вена, Университет Музыки… Я горжусь тем, что до сих пор учусь…

- …и в данный момент являетесь студентом Венского университета музыки и исполнительского искусства, обучаясь у лучшего в мире педагога по скрипке Бориса Кушнира (советский, австрийский скрипач, педагог, друг Дмитрия Шостаковича и Давида Ойстраха - прим.авт.). Как вы к нему попали?

- Совершенно случайно. Правда, шоком для него самого явилось то, что он взял меня в 26 лет, потому что он не очень понимал, что делать со мной, с моими руками. И я рад, что мне удалось сломать свои и его стереотипы, потому что руки у скрипача можно «менять» до 15-16 лет, как считается, но, оказывается, это можно сделать в любом возрасте. Все зависит от того, какие усилия для этого приложить.

- Неужели прославленный Борис Кушнир имеет к вам претензии даже после окончания вами аспирантуры Московской аспирантуры?

- Знаете, я буду рад, даже если в 65 лет при условии, что доживу и по-прежнему буду играть на скрипке, ко мне кто-нибудь подойдет и скажет «Знаете, я бы вам посоветовал вот здесь сделать так». И я всегда буду прислушиваться к мнению и к критике, и принимать ее с добротой.

- От прошедшего недавно в Москве XV международного конкурса имени П.И.Чайковского было невозможно оторваться, настолько нешуточные страсти там разгорелись. Я внимательно следила за трансляцией по телеканалу Культура. Павел, но почему только III

- Первой премии среди скрипачей не было присуждено, вы знаете.

- У меня один вопрос - почему ее не дали вам?

- Я этим вопросом не задавался ни тогда, ни сейчас. Это ведь не спорт и тут невозможно забить гол и стать первым. Я просто был рад играть там. Многие возмущались, тем более, что у скрипачей уже который год нет ни у кого первой премии, но это вопросы не к нам. Не к музыкантам. Позавчера, к примеру, мы играли замечательный концерт с прекрасной корейской скрипачкой Кларой-Джуми-Кан, которая получила IV место. Она шикарная скрипачка, и насчет нее тоже было много вопросов, почему ей не дали I место. Но конкурс прошел - и прошел.

- При такой занятости у вас остается время на личную жизнь? Не ревнует ли вас супруга к вашей скрипке?

- Я не женат. Скрипка - с одной стороны деревяшка, с другой - вся моя жизнь. Раньше доходило до того, что я с ней спал. Что вы так на меня смотрите? Многие скрипачи спят со своим инструментом.

- К чему стремится сейчас Павел Милюков? О чем мечтает?

- В мире много сцен, оркестров, дирижеров, с которыми хотелось бы поработать. Рикардо Мути (итальянский дирижер, художественный руководитель театра «Ла Скала», - прим.авт.), Даниэль Баренбойм (израильский дирижёр и пианист, - прим. авт.). Надеюсь, когда-нибудь сбудется!

УТРО

Ранним утром следующего дня после своего выступления Павел Милюков давал мастер-класс в Магаданском колледже искусств. Из именитых музыкантов на моей памяти последней, кто преподнес студентам такой бесценный подарок, была известная пианистка Катя Мечетина, приезжавшая в наш город пару лет тому назад с концертом.
- Хочется помочь ребятам. Мы будем заниматься, славно поработаем, - сказал Павел, входя в колледж со своей скрипкой и улыбкой на губах.

Его чуткое ухо профессионала в одно мгновение отличает фальшивые звуки и неверные тона. И то, что магаданским скрипачам повезло оказаться на мастер-классе у Павла Милюкова, конечно, - чудо. И носитель этого чуда, с его трогательной вежливостью и мгновенным откликом на возможность понимания - был прекрасен.

Несмотря на то, что времени было немного (прямо из колледжа Павел должен был ехать в аэропорт), он постарался уделить максимум времени каждому из пришедших. Попасть к нему повезло шестикласснице школы №18, ученице Детской музыкальной школы (скрипка, класс преподавателя В.И.Батырева) Авелине Поповой, десятикласснице английской гимназии, студентке I курса колледжа искусств Анне Бобыкиной (скрипка, класс преподавателя О.В.Турченко) и студентам II курса колледжа искусств Ярославе Поповой (виолончель, класс преподавателя Л.Л.Мельничонок) и Глебу Богданову (виолончель, класс преподавателя Л.Л.Мельничонок).

Как выяснилось, проблема постановки рук музыканта - основа всего. Об этом и говорил Павел Милюков. У всех руки! И четыре замечания на одну ноту. Но все это исходило от него с необычайной вежливостью, мягкостью и уважением. Всем «ставил» руки. А как ангельски утешал! Показывал, как работает его собственная рука со смычком. Сходу исправляя имеющиеся погрешности. Дети не сводили с него глаз.

«То, что я тебе говорю, сделать невозможно, люди к этому идут годами…»
«Я представляю, как тебе больно, но смотри - ведь я могу так сделать. Значит, можешь и ты».
«Каждый человек, в сущности, верен только музыке своей внутренней жизни. Слушайте себя внимательно, прислушивайтесь с трепетом».

«Мы играем на скрипке, значит, мы хотим чего-то добиться. Но лучше оно не станет само. Я каждый день подхожу к зеркалу и тренируюсь, отрабатываю, отрабатываю, отрабатываю. И вы подходите, каждый день!»

«Есть вот, к примеру, скрипка Гварнери, а сеть Виольом. Разница между ними - в 2 миллиона долларов, а звук отличается вот настолько (показывает пальцами крошечную разницу). А вы последнюю ноту сыграли - вот настолько она отличалась от того, что было в начале (вновь показывает крошечную разницу), но разница - в 2 миллиона долларов! Вы должны это понимать: игра на скрипке - не просто процесс. И ваши уши должны слышать эту разницу. И последний вариант того, как вы сыграли - вы его даже не запомнили, это я услышал, он был вот настолько лучше, чем все остальные. Добиваясь раз за разом вот этого крошечного улучшения, вам будет из чего складывать здание под названием «Я». Ту статую, которую вы из себя лепите - как скрипач, как личность».

«Я хочу чувствовать ваше отношение к тому, что вы играете»

«Не играйте красивую музыку просто потому, что она красивая, вносите в нее свое, свое личное. Отсюда еще раз, если можно».

Невероятно было наблюдать дуэты маленьких магаданцев с великим скрипачом. Павел подхватывал их музыку и тут же показывал, как надо сыграть.

Опыт подобного мастер-класса бесценен. Ибо - окрыляет. Даже я, ни разу в жизни не державшая скрипки в руках, брела после мастер-класса по магаданским улочкам, а в ушах все еще продолжала звучать музыка его голоса. Что уж говорить о детях! Они были под таким впечатлением, что едва могли разговаривать. Просто ловили каждое слово, стараясь запомнить, впитать, понять.

Анне Бобыкиной Павел Милюков передал «невидимую нить», которая будет незримо помогать девушке вести смычок. В перерыве взял Анину скрипку в руки, внимательно рассмотрел, с одного взгляда определил мастера, который ее изготовил, обратил внимание на струны, посоветовав заменить их на хромированные - звук будет лучше. Он не упускал ни одной маленькой детали и ежесекундно выкладывался по полной, стараясь как можно больше отдать, передать, поделиться.

- Скрипка - опасный инструмент. На нем нельзя играть недурно или просто хорошо, как на рояле. Посредственная скрипичная игра ужасна, а хорошая - посредственна и едва терпима. На скрипке надо играть замечательно, только тогда игра может доставить наслаждение. Скрипка очень трудный инструмент и даже тот минимум, что я успел сказать ребятам, надеюсь, поможет им в их работе, - улыбнулся он своей очаровательной улыбкой усталого ангела.
Без сомнения, этот мастер-класс от Павла Милюкова юные магаданские музыканты запомнят на всю жизнь. Как и колымчане - его прекрасное выступление на нашей земле.

Фото автора.

Автор:  Дарья ГАВРИЛОВА "Магаданская правда"




  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки