Ни у кого нет индульгенций на нарушение закона


Уже много лет одной из главных задач прокуроров является обеспечение правозащитной функции, особенно в социальной сфере. Как удается надзорному ведомству Колымы справляться с этой задачей сегодня, в условиях экономической нестабильности в стране, неизбежно порождающей различные социальные проблемы, рассказал прокурор Магаданской области государственный советник юстиции 3 класса Анатолий Васильев.

- Анатолий Николаевич, как известно, у прокуратуры довольно широкий спектр направлений. Какие из них в этом году были наиболее актуальными?

- При сохранении основных надзорных приоритетов, у нас появились новые задачи, обусловленные общей социально-экономической ситуацией в стране. В этом году прокурорский надзор стал в большей степени социально направленным. Основное внимание прокуроры уделяют соблюдению трудовых, жилищных и иных социальных прав граждан, защите интересов несовершеннолетних. Также мы усилили надзор за исполнением бюджетного законодательства, законов в сфере ТЭК и ЖКХ, природопользования, противодействия коррупции, защите конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве.

Результатом нашей деятельности стало пресечение свыше 9 тысяч нарушений законов, это на треть больше прошлогодних показателей. Для их устранения принесено около 3000 актов реагирования. В суды направлено более 900 исков на сумму 52 млн. рублей. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено более тысячи виновных лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 20 уголовных дел.

-Нестабильность экономики всегда негативно отражается на рынке труда, многие предприятия испытывают финансовые затруднения, людям задерживают заработную плату. Насколько сильна такая тенденция в нашем регионе и как прокуроры решают проблемы с задержками зарплаты?

- Безусловно, в кризис тяжело всем, но это никому не даёт никаких индульгенций на нарушение трудовых прав. Прокуроры постоянно контролируют ситуацию с выплатой колымчанам заработной платы и строго спрашивают с тех работодателей, кто игнорирует требования закона.

В настоящее время в 7 организациях области имеется долг перед 640 работниками на сумму более 64 млн. рублей. Замечу, что наибольшее количество должников отмечается среди организаций топливно-энергетического и жилищно-коммунального хозяйства. За исключением одного предприятия, все остальные организации находятся в стадиях банкротства или в них проводится ликвидация. Поэтому мы ужесточим надзор за деятельностью арбитражных управляющих и ликвидаторов. Сейчас мы оцениваем достаточность принимаемых ими мер с целью достижение максимального экономического эффекта.

Как показали прокурорские проверки, причинами возникновения и роста задолженности по заработной плате является неудовлетворительное финансовое положение предприятий – должников, отсутствие у них в достаточном объеме денежных средств, наличие большой дебиторской задолженности и как следствие их несостоятельность.

Но есть и другие причины, играющие значительную роль в вопросе ликвидации долгов перед работниками. Это и бездействие, безынициативность руководителей предприятий – должников, и неэффективное распоряжение муниципальным имуществом, являющимся одним из источников погашения долгов по заработной плате, отсутствие системного подхода к решению данных вопросов, пассивная позиция учредителей.

По всем фактам несвоевременной выплаты заработной платы органы прокуратуры принимают меры по восстановлению прав работников.
С начала 2015 года нами выявлено более 1 500 нарушений трудового законодательства в сфере оплаты труда. Принято около 600 актов реагирования для защиты трудовых прав колымчан, в том числе в суд направлено почти 480 заявлений на сумму более 22,7 млн. рулей. К различной ответственности привлечено около 70 лиц. При этом прокуроры инициировали отстранение двух недобросовестных руководителей от управления предприятиями, они дисквалифицированы судом.

Руководители четырех организаций подвергнуты уголовному преследованию за несвоевременную выплату заработной платы. Общая сумма ущерба, причиненного работникам их действиями, составила 1,3 млн. руб., из которой в ходе следствия возмещено 1, 15 млн. руб. или 86 %.

- Как эти меры повлияли на погашение долгов по заработной плате?

- Надо отметить, что каждый работодатель, допустивший невыплату зарплаты своим работникам, находится в поле зрения прокуратуры до полного погашения долгов. В этом году благодаря усилиям прокуроров 300 работникам выплачена задолженность на общую сумме более 10 млн. рублей.

В частности, более чем в два раза уменьшился размер долга по заработной плате в МУП «Спутник», который образовался в результате неэффективного руководства директора предприятия. По инициативе прокуратуры он дисквалифицирован и в настоящее время освобожден от занимаемой должности. По результатам рассмотрения представления прокурора учредитель предприятия активизировал исковую работу по взысканию долгов организации, уже взыскано 2 млн. рублей.

Вот другой пример. Только после того, как прокуратура серьезно отреагировала на факты неэффективного распоряжения ликвидатором МУП «Тенькатеплосеть» имуществом предприятия, его учредитель активизировал претензионно-исковую работу по взысканию дебиторской задолженности. Это позволило выплатить с начала года работникам предприятия более 4 млн. рублей.

По представлению прокуратуры ликвидатор МУП «Тенькатеплосеть» освобожден от исполнения обязанностей, поскольку допустил неправомерное распоряжение муниципальным имуществом и заключение экономически необоснованных сделок, затягивающих удовлетворение требований работников по оплате труда.

Также прокуроры активно обращались в суд о взыскании заработной платы в пользу работников Колымского аффинажного завода, который в феврале 2015 года прекратил свою деятельность. Однако принудительное исполнение решений судов по нашим искам шло с большой пробуксовкой. Мы выявили факты волокиты и бездействия со стороны приставов, неполноту исполнительных действий. Например, арестованное имущество ОАО «Колымский аффинажный завод» приставы несвоевременно передали в уполномоченный орган для его продажи на торгах.

Руководителю аппарата службы судебных приставов и Территориального управления Росимущества внесено 4 представления с требованием принять незамедлительные меры к организации продаж имущества в установленном законом порядке. В результате активизации работы приставы взыскали в пользу 101 работника денежные средства на сумму более 3 млн. рублей.

- В последнее время еще одной из причин нарастания социальной напряженности в обществе стало повышение цен на продукты питания. Как ответила прокуратура на этот новый вызов времени?

- Конечно, наше ведомство не осталось в стороне, ведь мы такие же покупатели, как и все, и нас тоже тревожит этот вопрос. Как вы знаете из средств массовой информации, еще в прошлом году органы прокуратуры провели масштабные проверки по стране и выявили множество нарушений. Что касается Магаданской области, то здесь ситуация не была столь критическая, как в других регионах.

В этом году мы продолжаем выявлять нарушения законодательства о ценообразовании. Вместе с контролирующими органами прокуроры проверили множество торговых точек розничной сети и хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую реализацию товаров. Выявлено 60 фактов превышения предельных розничных надбавок на социально значимые продукты питания. Такие нарушения установлены почти во всех районах области, но лидирующие позиции занимает, конечно же, г. Магадан, так как здесь больше торговых точек.

В целях устранения этих нарушений внесено 20 представлений, 15 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Но в большей степени мы применяли к нарушителям меры административного воздействия - по постановлениям прокуроров около 30 предпринимателей подвергнуты большим штрафам, общая сумма которых составила около 1, 3 мнл. рублей.

Например, в ходе проверки ООО «Григ» прокуратурой города Магадана установлено завышение предельных розничных надбавок к ценам поставщиков на 11 наименований социально значимых товаров. На основании постановления прокуратуры владелец магазина оштрафован на 50 тыс. рублей. Аналогичный штраф был назначен директору продовольственного отдела в магазине «Олимп» за превышение цен в среднем на 100 рублей на несколько видов кефира и сыра.

Полагаю, что такие большие штрафы отрезвляюще подействуют на предпринимательское сообщество. Мы не случайно сообщаем в средствах массовой информации о привлечении работников торговой сети к такому виду ответственности, дабы пресечь попытки других незаконно обогатиться за счет колымчан. И это дает свои результаты, последние наши проверки показали, что меньше допускается подобных нарушений. Мы выявляем лишь единичные факты превышения предельной розничной надбавки на социально значимые продукты питания. Да и обращений граждан о завышении цен к нам поступает немного, за этот год их было всего семь.

- Анатолий Николаевич, а такие нарушения, как ценовой сговор, были установлены в нашем регионе?

- За этим тщательно следят все контролирующие органы, и пока подобные нарушения не зарегистрированы. В одном лишь случае, если бы не вмешательство прокуратуры, можно было говорить о картельном сговоре, но мы вовремя его предотвратили. Главам четырех фермерских хозяйств были объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона, как только прокуратура выяснила, что они намереваются повысить на 30-60 % цены на поставку сырого коровьего молока для нужд ОАО «Городской молочный завод «Магаданский», и установить единые цены в отсутствие к тому экономического обоснования.

- Еще не так давно фармацевтический рынок в нашей стране тоже лихорадило не только повышением цен на лекарства, но и отсутствием в аптечной сети жизненно важных препаратов. Прокуратура занимается такими вопросами?

- Конечно же, эта сфера не остается без прокурорского надзора, ведь лекарственное обеспечение напрямую затрагивает интересы значительной части населения. Мы продолжаем мониторинг обоснованности повышения стоимости медпрепаратов, ежеквартально проводим проверочные мероприятия. В частности, в этом году в аптечных учреждениях, осуществляющих реализацию лекарств и медицинских изделий на территории области, проверено соблюдение Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), утвержденного на 2015 год распоряжением Правительства РФ. Отсутствие ряда лекарственных препаратов из названного Перечня выявлено в аптеке ОГУП «Магаданфармация» в г. Сусумане. Только после внесения прокуратурой представления необходимые препараты были поставлены. Аналогичные нарушения выявлены и в филиале ОГАУ «Магаданфармация» в Ольском районе.

В аптеке ООО «Авиценна» в Омскучанском районе отсутствовали в продаже препараты, включенные в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, которые необходимы для оказания медицинской помощи. За это нарушение предприятие привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 тыс. рублей.

И вот что показали предварительные итоги прокурорского надзора в сфере обращения лекарственных средств: выявлено свыше 160 нарушений, внесено 20 представлений для их устранения, 17 должностных лиц понесли дисциплинарные наказания, 3 лица – оштрафованы в административном порядке.

На этом направлении работают и другие контролирующие органы, которые проводят проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности, порядков и стандартов обращения лекарственных препаратов, качества и безопасности.

-Не получается ли так, что прокуратура проводит аналогичные проверки, что и контролирующие органы?

- Хочу подчеркнуть, что прокуратура не дублирует деятельность органов государственного контроля. Они действуют в рамках своей компетенции, прокуратура же, прежде всего, выполняет возложенные на неё полномочия по надзору за деятельностью этих органов, а также координации проводимых ими мероприятий для достижения единой цели – обеспечения законности.

При наличии оснований мы проводим самостоятельно проверки, порой привлекаем к участию в них специалистов из различных органов, но при этом никак не подменяем деятельность контролирующих органов. Мы акцентируем свое внимание на пресечении нарушений в других направлениях, где от несоблюдения законов нарушаются права граждан и интересы государства. Поэтому был усилен надзор за исполнением законодательства о контрактной системе в медицинской сфере. Здесь выявлено немало нарушений, как в процедуре проведения конкурсов, так и порядка расчета цены контракта на поставку лекарственных препаратов.

Вот один из примеров. При проверке документации о закупке ОГБУЗ «Сусуманская районная больница» противомикробных препаратов установлено необоснованное определение начальной цены контракта. Цена на один препарат была почти в три раза завышена, даже с учетом предельной надбавки в 17%. Стоимость одного препарата была завышена почти в три раза, даже с учетом предельной надбавки в 17%. По представлению районного прокурора предотвращено приобретение медицинского препарата по завышенной стоимости. Виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

- Иными словами, Ваше ведомство пресекло необоснованную трату бюджетных средств, за счет которых финансируется районная больница. С какими еще нарушениями при расходовании государственных денежных средств сталкивается прокуратура?

- Конечно, это не единственный случай, когда благодаря нашему своевременному вмешательству удалось не допустить незаконное расходование бюджетных средств. В этом году принятыми мерами прокурорского реагирования еще предупреждено неэффективное использование 16 млн. рублей из областного бюджета. Эти денежные средства планировалось перечислить администрации муниципального образования «п. Ола» в виде субсидии на проведение таких мероприятий, как ремонт аэротенков очистных сооружений и капитальный ремонт системы отопления очистных сооружений. Однако заказ на выполнение указанных работ не был размещен, муниципальные контракты не заключались, к тому же софинансирование мероприятий за счет средств местного бюджета не было предусмотрено.

В связи с этим прокурор объявил министру строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики области, а также главе администрации МО «п. Ола» предостережение о недопустимости нарушения условий предоставления субсидий.

Хочу отметить, что бюджетные правоотношения всегда находятся под нашим пристальным вниманием, особенно это важно в условиях неблагоприятных факторов в экономике. Поэтому в текущем году мы сосредоточили свои усилия на надзоре за целевым, законным и эффективным расходованием средств бюджетов, за соблюдением органами государственной власти и местного самоуправления норм бюджетного законодательства при финансировании целевых программ развития региона.

Как следствие, в сфере экономики прокуроры выявили более 2 тысяч нарушений, за которые почти 300 чиновников привлечено к административной ответственности, по материалам прокурорских проверок возбуждено 8 уголовных дел.

Наши проверки показали, что наиболее проблемными являются вопросы ненадлежащего исполнения функций заказчиков региональными министерствами и органами местного самоуправления, что влечет неэффективное использование средств бюджетов и противоправное на них посягательство, срыв исполнения социальных программ. Поэтому мы продолжим практику проверок фактического исполнения социально значимых государственных и муниципальных программ.

Вместе с этим выявлены факты перечисления субсидий муниципальным образованиям «г.Магадан», «п.Ола» и «с.Верхний Сеймчан» с нарушением условий их предоставления - в отсутствие софинансирования расходов и без размещения муниципальных заказов.

За эти нарушения по материалам прокуратуры области привлечено к административной ответственности 5 чиновников разного уровня: руководитель регионального министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, заместитель министра образования, руководитель комитета по финансам мэрии г. Магадана, а также главы администраций поселка Ола и Омсукчанского района.

В областном центре установлены многочисленные факты не надлежащего учета всех расходных обязательств при формировании бюджета, заниженный объем финансирования оказался по 11 муниципальным программам.

Но самое большое количество нарушений мы выявили при проверке законности использования средств областного бюджета на возмещение убытков пустующего муниципального жилищного фонда, площадь которого составляет более 100 тысяч кв. метров.

Как выяснилось, в 2014 году на оплату жилищно-коммунальных услуг пустующего муниципального жилья потрачено более 50 млн. рублей за счет субсидий из областного бюджета, притом, что половина этого жилого фонда просто непригодна для проживания. Практически во всех муниципальных образованиях эти бюджетные средства расходовались в отсутствие подтверждающих документов о размере убытков, периодах задолженности, тарифах на услуги и т.д.
Между тем затраченные на возмещение убытков средства, в том числе по теплоснабжению расселённых и подлежащих сносу домов, могли быть направлены на приведение пустующего жилищного фонда в надлежащее состояние и предоставлены нуждающимся.

По фактам указанных нарушений главам муниципальных образований и руководителям коммунальных организаций внесено 29 представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 10 чиновников.

-Помимо защиты государственных интересов, прокуратура помогает социально незащищенным категориям граждан решить сложные проблемы. Какие из них требовали Вашего первоочередного участия?

- Вот уже несколько лет мы активно используем предоставленные нам полномочия для решения жилищной проблемы детей-сирот в Магаданской области. Постепенно ситуация меняется в лучшую сторону, многие получили квартиры.

По состоянию на 1 сентября 2015 года в жилье нуждаются 68 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На данные цели в бюджете области предусмотрено более 87 млн. рублей, что вполне достаточно для решения этого вопроса. Пока жилыми помещениями обеспечено 39 человек. На сегодняшний день органами местного самоуправления приобретено 55 жилых помещений.

Но, несмотря на эту работу органов местного самоуправления, к нам продолжают обращаться за помощью те граждане из указанной категории, которым не предоставили жилье. Для защиты их прав органы прокуратуры предъявили в суд 18 исковых заявлений о предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилищного фонда, почти все уже удовлетворены.

Еще одна проблема, которая потребовала нашего вмешательства – это не надлежащая работа органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков в собственность семьям, имеющим трех и более детей, под жилищное строительство и ведение дачного хозяйства. Заниматься этой проблемой мы начали еще в прошлом году, когда установили, что за два года Департамент САТЭК мэрии г. Магадана сформировал лишь один земельный участок, которого явно недостаточно для обеспечения всех семей, состоящих на учете. Причем, этот единственный участок был не пригоден для жилищного строительства, так как в его территориальных зонах отсутствовали объекты инженерной инфраструктуры и подъездные пути. Поэтому 26 граждан отказались от получения таких земель.

Для защиты прав многодетных семей прокурор города Магадана обратился с заявлением в суд о возложении на Департамент САТЭК мэрии г. Магадана обязанности сформировать необходимое число земельных участков. Требования прокуратуры были удовлетворены в апреле 2014 года. В течение года со дня вступления решения суда в законную силу Департамент САТЭК мэрии г. Магадана обязан был выполнить указанные работы.

На сегодняшний день около 600 семей, имеющих трех и более детей, выразили своё желание на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, но только 160 семей их получили. Несмотря на то, что уже сформировано 572 земельных участка для индивидуального жилищного строительства и 85 для ведения дачного хозяйства, эти земли не предоставлены семьям, так как кадастровые работы по ним не проведены из-за отсутствия финансирования. Мы будем добиваться устранения всех препятствий для обеспечения возможности получить семьям земельные участки.

- Большинство россиян называют ситуацию в сфере ЖКХ основной проблемой страны. Анатолий Николаевич, что Вы можете рассказать о работе на данном направлении?

- Все мы с надеждой ждем, когда эта отрасль начнёт соответствовать нашим ожиданиям. Но, пока результаты прокурорского надзора говорят о том, что исполнится эта мечта, к сожалению, еще не скоро. Только с начала года прокуроры выявили около 1 500 нарушений закона, внесли более 500 актов реагирования.

По материалам наших проверок возбуждено 4 уголовных дела по фактам преступлений, совершенных при исполнении муниципальных контрактов. Во всех случаях использовалась классическая схема – бюджетные средства перечислялись за работы, которые фактически не выполнены подрядчиками по заключенным государственным и муниципальным контрактам. Общая сумма ущерба, причиненного такими неправомерными действиями региональному бюджету, превысила 100 млн. рублей. Впечатляющая цифра для нашего бюджета, не правда ли?

Вот, например, в результате преднамеренного неисполнения МУП «Феникс» обязательств по договорам на оказание услуг по водоотведению от объектов ГАУЗ «Магаданский областной санаторий «Талая», которые ежегодно с 2011 года по 2013 год с ним заключались, бюджету Магаданской области причинен ущерб на общую сумму более 5 млн рублей.

Немало нарушений прокуроры выявили и при исполнении муниципального контракта на выполнение второй очереди работ по модернизации и строительству канализационных сетей в посёлке Ола, который заключен в 2013 году между главой администрации муниципального образования «посёлок Ола» и директором ООО «Магаданская строительная компания».

Как оказалось, стоимость работ по прокладке трубопроводов напорной и самотечной канализационной сети, оплаченной по актам приемки выполненных работ, была существенно завышена по сравнению со стоимостью фактически проложенной подрядчиком канализационной сетью. Общая сумма ущерба, причинённого в ходе исполнения данного муниципального контракта, превышает 4,3 млн. рублей.

Вообще, говорить о проблемах в жилищно-коммунальной сфере, с которыми мы столкнулись, можно много, но я хочу остановиться на самых злободневных для большей части колымчан. Учитывая многочисленные жалобы на деятельность управляющих компаний, а это почти половина от всех поступающих обращений граждан в сфере ЖКХ, прокуратура области усилила надзор за их работой и пресекла множество нарушений.

Это и предоставление недостоверных сведений об оказываемых коммунальных услугах, неправомерное начисление платы на общедомовые нужды в многоквартирных домах, ненадлежащее выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов. К тому же мы не мало выявили нарушений при расходовании средств граждан, собранных на капитальный ремонт многоквартирных домов, а также бюджетных средств, выделенных на данные цели.

В этом году массовыми явились факты незаконного предъявления магаданцам платежных документов на оплату услуг по содержанию и ремонту жилых помещений ООО «УК «Обслуживающая организация города Магадана». Как вы помните, эта ситуация возникла зимой этого года. Многие жители областного центра тогда обратились в прокуратуру с жалобами о том, что стали получать двойные квитанции. Одна направлялась прежней управляющей организацией - ООО «Любимый город наш», другая поступала от новой, никому не известной, ООО «УК «Обслуживающая организация города Магадана», которая, как потом выяснили прокуроры, фактически не оказывала услуги по содержанию домов.

По результатам прокурорской проверки эта организация и его руководство были привлечены к административной ответственности, в частности, руководитель оштрафован на 50 тыс. рублей. Кроме того, по материалам проверки прокуратуры о подделке подписей в протоколе общего собрания собственников жилых помещений по выбору способа управления возбуждено и расследуется уголовное дело по ч.1 ст. 327 УК РФ. Еще 4 уголовных дела, связанных с подделкой протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, возбуждено в ОМВД России по г. Магадану по материалам проверки органа полиции.

- Для нас, жителей северных районов, можно сказать, жизненно важно, чтобы в зимний долгий период в наших квартирах было тепло. Как Вы оцениваете подготовку к отопительному сезону, все ли мероприятия выполнены коммунальными службами?

-Каждый год мы прилагаем немалые усилия для обеспечения законности в период подготовки и проведения отопительного периода. Тщательно следим за расходованием средств муниципальными образованиями и предприятиями ЖКХ, своевременным завозом топлива в труднодоступные районы области, и в целом за ходом подготовительных работ.

В этом году у нас были нарекания к работе ООО «Оротукан теплосеть плюс» в Ягоднинском городском округе, которое не соблюдало план мероприятий по подготовке к отопительному сезону. В августе районная прокуратура провела проверку и установила, что работы по ремонту здания котельной и подготовке оборудования котельной проведены только в минимальных объемах. А ведь до отопительного сезона оставалось не так много времени. Районный прокурор незамедлительно внес представление, после чего нарушения устранили.

Нам пришлось реагировать и еще на одну проблему. В связи с отсутствием нормативного запаса топлива на котельной в п. Ола прокуратурой Ольского района внесено представление директору ООО «Тахтоямск-Энергия». Кроме того, первым заместителем прокурора области объявлено Министру строительства, ЖКХ и коммунальной энергетики предостережение о недопустимости нарушения закона.

Недостаточный запас жидкого топлива (мазута) выявлен и в Хасынском городском округе. В связи с этим прокурор направил в суд два исковых заявления к теплоснабжающим организациям, которые удовлетворены. Решения суда обращены к немедленному исполнению, уже начался завоз топлива в округ.
Сейчас отопительный сезон стартовал во всех районах области, и прокуроры отслеживают его прохождение. Проблема есть только в п. Атка Хасынского района, где три дома пока не обеспечены теплом круглосуточно. Эта ситуация у нас на контроле, мы принимаем меры реагирования.

- Кризисные явления в экономике больно ударили по бизнесу, предпринимателям сейчас нелегко. Не будет ли осложнять ситуацию пристальное внимание к ним контролеров, которые проводят различные проверки?

- Сейчас уже не те времена, когда выражение «кошмарить бизнес» стало идиомой в деловых кругах. Вот уже пять лет с целью недопущения необоснованного административного давления на представителей бизнесообщества прокуроры проводят работу по формированию плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также согласовывают выездные внеплановые проверки.

Практика показала, что реализация указанных полномочий стала серьезным препятствием для незаконных, а порой и «заказных», проверок. Приведу пример, в прошлом году к нам поступили предложения о включении 2 135 проверочных мероприятий в ежегодный сводный план проверок на 2015 год. Изучив их, мы установили отсутствие оснований для включения в него 372 проверок. Как видите, отсев не маленький – 17, 4%. Еще очень важным является то, что мы внимательно отслеживаем совмещение сроков мероприятий, запланированных разными органами контроля в отношении одного юридического лица.

Наряду с этим одной из мер защиты прав предпринимателей является согласование прокурорами внеплановых выездных проверок. В прошлом году из 62 поступивших заявлений о согласовании таких проверок 28 отклонено, что составляет 45 %. В 1 полугодии 2015 года было 8 отказов из 26 поступивших заявлений. Как вы видите, сокращается количество и внеплановых проверок, и отказов в согласовании необоснованных мероприятий, что в целом обусловлено большой профилактической работой, которую проводят прокуроры с представителями контролирующих органов.

Сейчас мы приступили к формированию ежегодных планов проверок на 2016 год. Уже представлено более 62 проекта планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также 11 проектов в отношении органов местного самоуправления. В течение сентября прокуроры дадут оценку законности включения каждой проверки в ежегодный план.

-Как известно, много трудностей испытывают бизнесмены, да и простые люди от коррупции в органах власти. Каковы результаты Вашей деятельности по противодействию этому злу?

- В этом году прокуроры пресекли около 800 нарушений, причем большинство из них установлено в органах государственной власти и органах местного самоуправления при проведении проверок исполнения законодательства о государственной службе, о государственных и муниципальных контрактах, бюджетного законодательства.

По итогам этих проверок принято свыше 200 актов прокурорского реагирования, около 90 чиновников различного уровня и сотрудников госорганов наказаны в дисциплинарном и административном порядке. По нашим материалам возбуждено 5 уголовных дел.

Как видите, год еще не закончен, а выявлено значительное число коррупционных нарушений во многих сферах. Некоторые из них, такие как невыполнение обязанности представлять сведения о доходах и расходах, свидетельствуют порой о стойком нежелании чиновников разного уровня исполнять требования закона.

Например, в Министерстве дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области выявлены факты предоставления его сотрудниками недостоверных, либо неполных сведений в указанных ими в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013 год. По представлению прокуратуры области к дисциплинарной ответственности привлечено 8 сотрудников.

Есть примеры, когда госслужащие не декларировали свои расходы. Два сотрудника одного ведомства приобрели квартиры, стоимость которых в несколько раз превышала их совокупный доход за три года. Игнорируя требование закона, они не внесли в декларации расходов свои покупки. По всем выявленным фактам приняты меры реагирования, нарушения устранены.

-Почти во всех регионах нашей страны происходят громкие истории о коррупционных проявлениях при выполнении государственных и муниципальных заказов. А как обстоят дела в Магаданской области?

- Органами прокуратуры области выявлено около 350 нарушений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Свыше 100 нарушений из них имели коррупционную составляющую. В их числе расходование бюджетных средств без проведения установленной процедуры закупок, незаконное изменение существенных условий заключенных государственных и муниципальных контрактов, их заключение с нарушением объявленных условий торгов, внесение изменений в существенные условия государственного контракта путем заключения дополнительных соглашений, «дробление» заказов с целью избегания конкурсных процедур.

Около 40 чиновников привлечено к дисциплинарной и административной ответственности, возбуждено 2 уголовных дела, по которым проводится расследование.

Одно из них по факту совершения коррупционных преступлений бывшим начальником департамента строительства администрации Магаданской области при исполнении им должностных полномочий и функций заказчика по государственным контрактам на выполнение работ по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Сусумане и реконструкции котельной в п. Дукат. Общий размер ущерба составил более 90 млн. рублей.

Надо сказать, что в этом году за коррупционные преступления уже осуждено более 10 лиц, среди которых чиновники разных уровней государственных и муниципальных учреждений, сотрудники федерального ведомства, а также руководители коммерческих организаций.

Так, к 2 годам 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении приговорен заместитель директора ООО «Ангарск» Агмалин С.В. Он осужден по ч.3 ст.159.4 УК РФ за совершение мошенничества, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности.

Агмалин предоставил к оплате фиктивные документы о выполненных работах по муниципальному контракту и их стоимости, которые содержали недостоверные сведения о видах и объемах работ по модернизации канализационных сетей в посёлке Ола. Таким способом он похитил более 8 млн. рублей, причинив муниципальному образованию «посёлок Ола» материальный ущерб в особо крупном размере.

- Хочется затронуть еще одну, не менее важную, тему – отношения в сфере природопользования. Что удалось прокуратуре сделать по защите природных ресурсов Колымы?

- В прошлом году в структуре нашего ведомства произошли изменения - образована Магаданская межрайонная природоохранная прокуратура. Это преобразование в немалой степени позволило повысить эффективность надзора в области охраны окружающей среды и природопользования. Прокурорам удалось пресечь около 600 нарушений в сфере исполнение законодательства о недрах, пожарной безопасности в лесах, рыболовстве и охране водных биоресурсов, о безопасности гидротехнических сооружений. Для их устранения принято 150 мер реагирования, 36 нарушителей привлечены к административной ответственности.

Чтобы предотвратить опасные последствия лесных пожаров на контроле прокуроров находились вопросы подготовки органов местного самоуправления к пожароопасному периоду, в том числе и по применению мер предупреждения для защиты населенных пунктов от переброски лесных пожаров.

Были пресечены факты незаконного перекладывания органами местного самоуправления своих обязанностей по тушению пожаров на хозяйствующие субъекты, а также на арендаторов земельных участков. Применялись меры административного воздействия к главам муниципальных образований в связи с ненадлежащим состоянием и частичным отсутствием минерализованных противопожарных полос на протяженности всего лесного участка, примыкающего к объектам капитального строительства. Глав поселений понуждали разработать программы пожарной безопасности населенных пунктов, в которых до сих пор они отсутствуют.

Как и в прежние годы, прокуроры немало выявили нарушений, связанных с несоблюдением недропользователями законодательства об охране вод и атмосферного воздуха, несвоевременным внесением платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.

Конечно, мы не в одиночку обеспечиваем законность при использовании природных ресурсов, эта работа проводится во взаимодействии с другими органами, деятельность которых мы координируем. Особая роль в этом процессе отведена правоохранительным органам, которые, в отличие от прокуратуры, имеют оперативные службы, обладающие всеми возможностями для выявления преступлений.

Но, приходится констатировать, что принимаемые ими меры по противодействию преступным посягательствам на объекты золотодобывающего комплекса, проникновению организованной преступности в сферу оборота драгоценного металла, водных биологических ресурсов являются не адекватными сложившейся оперативной обстановке в регионе.

- А как в целом можно охарактеризовать криминогенную ситуацию в Магаданской области?

-Мы обеспокоены тем, что наш субъект входит в число лидеров по уровню преступности. На 100 тысяч населения совершено порядка полутора тысяч преступлений (1492), общий прирост числа зарегистрированных преступных деяний составил 8,5%.

Проблемы социальной адаптации лиц освободившихся из мест лишения свободы повлекли за собой рост рецидивной преступности. Ранее судимыми совершено каждое шестое преступление (17,5 % от общего числа зарегистрированных), ранее совершавшими – каждое третье (34,5% от общего числа зарегистрированных).Данный фактор свидетельствует о недостатках профилактической работы, которую проводят подразделения УМВД и ФСИН области.

Негативна и динамика преступности на фоне алкоголизации и наркомании. Число преступлений, совершенных в таком состоянии возросло на 12,3%. Более чем на 5% увеличилось число преступлений на бытовой почве. При незначительном снижении преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств (-7,2%), их раскрываемость остается недопустимо низкой – 45,7%.

Острой остается проблема безопасности наших граждан на улицах. В частности, магаданцы жаловались нам на то, что опасаются вечером гулять по улицам и в городском парке, который недостаточно освещен в это время, где собираются пьяные компании, и давно уже не встретишь патрульных постовых сотрудников полиции. И если посмотреть статистику, то опасения их не беспочвенны.

В этом году число преступлений, совершенных в общественных местах возросло на 20,6% (638 преступлений или 28,5% от числа зарегистрированных), в том числе на 8,1% увеличилась уличная преступность. (388 преступлений или 17,3% от числа зарегистрированных).

Органы прокуратуры области в рамках координационной деятельности принимают меры к активизации работы заинтересованных органов и ведомств, направленной на противодействие как преступности. Полагаю, что лишь консолидация усилий на данном направлении позволит стабилизировать криминогенную обстановку в регионе, и в обозримом будущем мы сможем отпускать наших детей на улицу, не переживая за их и свою безопасность.

- Сейчас предвыборные баталии позади. Есть ли у прокуратуры нарекания к тому, как проходила избирательная компания и сами выборы на Колыме?

- По нашим оценкам, избирательная кампания была достаточно напряженной, и потребовала от нас мобилизации вех усилий. Мы реагировали по всем фактам нарушений избирательных прав.

Чтобы обеспечить законность в период выборов, в прокуратуре области была создана специальная рабочая группа, которая во взаимодействии с избирательными комиссиями проводила мониторинг складывающейся ситуации. В каждой прокуратуре организованы дежурства по ежедневному приему граждан. Всего к нам поступило 12 обращений, но лишь в четырех из них выявлены нарушения, которые не влияли непосредственно на ход избирательной кампании.

Также прокуроры принимали участие в судах при рассмотрении 12 жалоб о нарушении избирательного законодательства. Помимо этого, прокуроры проводили мониторинг средств массовой информации, незамедлительно во взаимодействии с правоохранительными органами приступали к проверкам по сообщениям о незаконном распространении агитационных листовок. Таких сообщений зарегистрировано 17, сейчас проверки еще продолжаются.
А всего в правоохранительные органы поступило 42 сообщения о нарушениях избирательного законодательства, в Избирательную комиссию Магаданской области - 54 обращения. Результаты проверок по всем сообщениям мы держим на контроле.

- Анатолий Николаевич, на выполнение каких задач Вы ещё нацеливаете своих подчиненных?

- Прежде всего – это задачи, которые ставит перед нами Президент России, Генеральный прокурор РФ, да и сама жизнь. Мы по-прежнему будем добиваться устранения всех нарушений в социальной сфере, защищая права малообеспеченных, людей пенсионного возраста, инвалидов, несовершеннолетних. Продолжим отстаивать интересы государства в сфере экономики, особенно при расходовании бюджетных средств. Также пристальное внимание будем уделять проблемам переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, ценообразования на услуги организаций коммунального комплекса.

Еще одной из серьезнейших проблем является загрязнение атмосферы. Многие предприятия не отвечают экологическим требованиям современной очистки загрязняющих веществ, поэтому мы усилим надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха.

Несомненно, в числе наших приоритетов – обеспечение законности в сфере добычи водных биологических ресурсов, координация деятельности правоохранительных органов не только на этом направлении, но и в горнодобывающей отрасли, а также по борьбе с преступностью в целом.

Конечно, это лишь малая часть задач, которые мы поставили перед собой. Но, в их успешной реализации я ничуть не сомневаюсь, ведь у нас работают высококвалифицированные, ответственные и принципиальные сотрудники.

Прокуратура Магаданской области



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.