Общедомовые нужды - очень серьезный, многоплановый вопрос

/uploads/persona/1261614883_kozlov.jpg



"А нам до лампочки ваши лампочки"

Так нередко отвечают жильца в РЭУ, когда они звонят туда по поводу темноты в подъездах.

На страницах "KТ" продолжается обсуждение злободневной для Магаданцев темы г оплаты жильцами многоквартирных домов электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды.

Сегодня свою точку зрения на предмет высказывает депутат Магаданской областной Думы. секретарь Магаданского городского политсовета партии "Единая Россия" Эдуард Козлов.

- Общедомовые нужды - очень серьезный, многоплановый вопрос. Ситуация, на мой взгляд, выстраивалась из следующих слагаемых.

Наше общество многие десятилетия воспитывалось коммунистическим режимом, который подавлял всяческую инициативу, насаждая психологию главенства государства во всех вопросах. Инициатива не то что не поощрялась, а каралась.

В итоге целый пласт сегодняшнего населения страны, впитавшего ту систему (не только пожилого возраста, но и самого активного - 40-30-летних), продолжает жить в уверенности, что все решает и за все отвечает государство.

Страна изменилась, изменился общественно-политический строй. Семимильными шагами мы пои-шли к демократии, перешагнув по пути через ряд моральных, этических эстетических аспектов и попросту перепрыгивают многие промежуточные этапы, чего, конечно же, делать не следовало.

Демократию нужно получать частями, порциями, чтобы случайно не поперхнуться. Как это, к сожалению, получилось с реформой ЖКХ.

Преобразование жилищно-коммунальной сферы было задумано по самым высоким западным стандартам, чтобы каждый гражданин почувствовал себя хозяином, мог руководить домом, в котором является собственником жилого помещения, мог выбирать управляющие компании, заказывать услуги...

Но в действительности часть общества оказалась не готово к этому, так и не сумев сойти с набитой колеи бездумной покорности государственной машине, чем не преминули воспользоваться нечистоплотные люди.

- Ну почему же? Пусть не так быстро, как хотелось бы, но народ все же начинает осознавать возложенную на него ответственность по содержанию многоквартирных домов: выбирает управляющие компании, создает товарищества собственников жилья...

- Все не совсем так. Казалось бы, благое намерение - создание ТСЖ, которое в последние два года бурно инициировалось во многих магаданских домах для того, чтобы их включили в федеральную программу Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Часть домов областного центра создала ТСЖ. Но каких?! За редким счастливым исключением они существуют лишь номинально, на бумаге. Больше того: 90 процентов членов товариществ собственников жилья в Магадане даже не знают, что они таковыми являются, поскольку ТСЖ были созданы без их участия.

Данный этап большинство собственников жилья попросту пропустило - кого-то не известили, кто-то поленился прийти на собрание, у кого-то голова в тот день болела...

Ну, хорошо, с их участием или без их участия, но ТСЖ были созданы. Внешне для простого собственника жилья ничего не изменилось: его продолжает обслуживать то же самое РЭУ, ему приходят те же квитанции на квартплату.

Но мало кто догадывается, что у него изменились правоотношения с управляющей компанией, которая получила между жильцом и собой некий буфер, позволивший заключить такой договор на обслуживание дома, который удобен и выгоден управляющей компании: без "лишних" услуг и дополнительных объемов.

Что говорить, если у части РЭУ в договорах с ТСЖ отсутствуют услуги замены лампочек в подъезде, ремонта внутридомовых электрических сетей и так далее.

- Кто же подписывал такие договоры?

- Председатели ТСЖ. Читали ли они при этом то, что подписывают, - тот еще вопрос. Но идем дальше.

До создания ТСЖ у собственников жилья были вполне конкретные отношения с обслуживающими их дома организациями. Собственники оплачивали оказанные управляющими компаниями положенные услуги, стоимость которых была заложена в единый для всех жильцов дома, фиксированный тариф, и всех все устраивало.

"Неожиданно" взаимоотношения поменялись. Управляющие компании отказались от ряда услуг, в том числе -от обслуживания и ремонта внутридомовых электрических сетей, которые, соответственно, перешли к самим жильцам. И тут им начали приходить счета на оплату общедомовых нужд.

При этом суммы в разы больше тех сумм, которые закладывались раньше в тарифы РЭУ! Но и счета от РЭУ ни на копейку не убавились!

В чем проблема? Сотрудники ООО "Магаданэлектросеть" пытаются объяснить это огромными потерями электроэнергии во внутридомовых сетях, которые они вынуждены делить на всех жильцов.

Но если, к примеру, до 30 июня эти потери покрывал тариф РЭУ в размере не более 50 рублей в месяц с одной квартиры, то с 1 июля сумма резко выросла до 500, 700 и более рублей. Что должно было произойти в доме за один месяц, чтобы потери так выросли?

Однозначно, это обман. Такого в принципе быть не может.

Не хочу прямо обвинять энергетиков: дескать, они, пользуясь случаем, необоснованно сдирают с людей деньги, хотя обоснование этих сумм на самом деле никто не видел.

Никто из собственников жилья не видел показаний общедомового счетчика, также никто не видит, какие показания снимают у их соседей и исходя из каких показаний индивидуальных приборов учета им насчитывают плату за общедомовые нужды. Всю эту цифирь видят и манипулируют ею только сами работники ООО "Магаданэлектросеть".

- Они не возражают, если представители собственников жилья по согласованию с управляющей компанией будут присутствовать при снятии показаний с общедомового прибора учета. Но интересно: есть ли в Магадане хоть один прецедент такой совместной работы?

- Это мне неведомо, но очевидно одно: первые виновники данной ситуации -наши управляющие компании. Рынок обслуживания жилищно-коммунальной сферы сегодня - в большинстве случаев нечестный, непрозрачный, не имеющий альтернативы.

Как были РЭУ, так РЭУ и остались, разве что вывеску сменили и списали с себя старые долги. Никаких новых компаний, реально оказывающих услуги в этой сфере, не возникло. Почему? Потому что на этот рынок никого не пускают! Иначе бы у людей сегодня был выбор.

Не заключила, скажем, наша управляющая компания договор с энергетиками на общедомовые нужды, мы на собрании жильцов можем расторгнуть с ней договор и заключить с другой компанией. Но этого не происходит.

Наши РЭУ - вообще отдельная тема для разговора. Это организации, которые, на мой взгляд, ничего толком не делают, никаких планов на наши дома не имеют. Вечная проблема городских дворов: переполненные мусорные контейнеры. А объясняется она просто: вместо пяти контейнеров для мусора РЭУ ставят три.

Компания, которая вывозит мусор, берет плату за предоставляемую услугу исходя из количества контейнеров. Поэтому РЭУ выгоднее заплатить за три единицы "с горкой", чем за пять полупустых.

А то, что эта "горка" раздувается ветром по всему двору, то же РЭУ мало волнует, так как, согласно договору, двор оно не убирает. Мы исправно платим за вывоз мусора, а имеем "удовольствие" лицезреть захламленный двор. Такая вот "экономия".

- Эдуард Юрьевич, так откуда, на ваш взгляд, "нарисовались" такие громадные потери во внутридомовых сетях?

- Скорее всего, это банальное воровство, которое сейчас никто не отслеживает. Раньше электрики РЭУ постоянно ходили по подвалам и проверяли нагрузку на сети, кто к чему подключен. Если выявлялись лишние киловатты, в доме сразу же делалась ревизия, "лишние" провода обрезались, а с воришками судились.

Больше месяца, как правило, воровать электроэнергию ни у кого не получалось.

Сегодня управляющие компании сняли с себя эту заботу. А энергетиков то, что происходит с электроэнергией в доме, не касается. Они сняли в своей трансформаторной подстанции показания общедомового счетчика, раскидали суммы по собственникам жилья - и все.

Их не волнует, сколько энергии и куда ушло, сколько было украдено, сколько было потеряно...

- Да, ООО "Магаданэлектросеть" объясняет своим абонентам, что воровство или технические потери внутри дома - головная боль самих собственников жилья. Это им нужно напрягать свои управляющие компании на предмет выявления фактов воровства и идти с заявлением в милицию.

- Интересно, кто в управляющей компании будет этим заниматься, ведь в их штатах зачастую сегодня нет электрика! Действительно, зачем он нужен, если организация сняла с себя все обязанности по обслуживанию внутридомовых электрических сетей.

Делать это самим собственникам? А что мы можем сделать в данной ситуации?

Вот я - собственник квартиры в многоквартирном доме. Я знаю, что мой сосед каждый вечер спускается в подвал, кидает удлинители и греет чуть ли не весь автопарк во дворе Ну, подойду я к нему: "Зачем это делаешь?", а он меня пошлет куда подальше: 'Ты кто такой, чтобы мне указывать?" А кто я, в самом деле?

Вроде бы и собственник, а вроде бы и "кто".

То есть фактически ни я, ни другие собственники на ситуацию никак повлиять не можем.

Люди, ценящие тепло и комфорт, вследствие чего потребляющие много электроэнергии в своих квартирах (используя электроподогрев полов, массу бытовой техники), каждый месяц исправно платят за электроэнергию по 1,5-2 тысячи рублей.

Но сверх этой суммы им приходят и счета за общедомовые нужды: 200,300,500,900 рублей -куда это годится? Меж тем лампочки на площадке не горят. Звонят в РЭУ, им отвечают: "Нам ваша лампочка -до лампочки, по договору мы не обязаны ее вкручивать".

Звонят в Магаданэлектросеть - там говорят, что у них балансовое разграничение с управляющей компанией, зона ответственности энергетиков заканчивается на трансформаторной подстанции во дворе соседнего дома.

Получается, что так называемую общедомовую услугу никто не оказывает, а платить заставляют, да по бешеному тарифу.

Или такой пример. Недавно я общался с представителями нормального, дееспособного товарищества собственников жилья (редкий случай в магаданской практике). Когда членам этого ТСЖ начали приходить квитанции на оплату электроэнергии за общедомовые нужды, они наняли электриков, чтобы выяснить, за что все-таки платят.

Выяснилось, что на протяжении ряда лет к их внутренним сетям были подключены расположенные на первом этаже магазины!

Когда за общедомовое электричество платило РЭУ, оно брало деньги с коммерсантов. Теперь сами жильцы исправно платят за "потери", которые организовывают им частные торговые точки. Ну а Магаданэлектросети все равно, кто платит!

Ничего бы этого не произошло, если бы в данную ситуацию более активно вмешивались соответствующие властные структуры.

- А власть имеет отношение к жилищно-коммунальной сфере?

- Если бы не имела, не создавались бы тогда городской и областной департаменты ЖКХ. Жилищно-коммунальное хозяйство и коммунальная энергетика -это не только котельные и внешние сети, которые, между прочим, тоже находятся в частных руках.

В конечном счете департаменты отвечают и за порядок в жилищном секторе, значит, обязаны были не допустить возникновения данной проблемы, а раз уж допустили, то разрешить ее как можно скорее.

На последнем заседании Магаданской областной Думы я задал вопрос руководителю областного Департамента ЖКХ и КЭ Василию Анатольевичу Рыжкову, как он смотрит на то, что народ возмущается у касс Энергосбыта. Василий Анатольевич ответил, что первый раз слышит об этой проблеме, и сказал, что в Департамент ЖКХ с вопросами об общедомовых нуждах никто не обращался!

Более того, как я выяснил, руководителю ЖКХ и обслуживания объектов социальной сферы мэрии города Магадана Василию Кравциву, например, как собственнику жилья квитанции на оплату электроэнергии по общедомовым нуждам не приходят! Каким-то непостижимым образом лично его вроде как эта тема не касается!

- Подведем итоги беседы?

- Считаю, что за сложившуюся ситуацию с общедомовыми нуждами ответственность должны нести чиновники соответствующих структур ЖКХ. Для разрешения вопроса нужен тройной договор -между органами местного самоуправления, управляющими компаниями и ресурсоснабжающей оранизацией.

Ну а дело граждан -потребителей услуг - выполнять обязательства по платежам за полученные услуги.

Я как депутат и как член партии "Единая Россия" каждый день общаюсь с гражданами на тему общедомовых нужд. На мой взгляд, возмущение людей по этому поводу совершенно обоснованно, справедливо, законно.

По большей части позиция судов сегодня на стороне ресурсоснаб-жающих предприятий: "Платить все-таки надо", но это до тех пор. пока подобных процессов немного.

Саша Осенева
Колымский тракт