Юрий Галдин - о творчестве, культуре и жизненных установках.


30 АВГУСТА МАГАДАНСКИЙ ХУДОЖНИК ЮРИЙ ГАЛДИН ОТМЕТИЛ ЮБИЛЕЙ. НАКАНУНЕ «АИФ-МАГАДАН» ВСТРЕТИЛСЯ С МАСТЕРОМ. НУ А ПУБЛИКУЕМ НАШУ БЕСЕДУ УЖЕ ПОСЛЕ ДНЯ ЕГО РОЖДЕНИЯ, ВЕДЬ ПОЗДРАВЛЯТЬ ЗАРАНЕЕ КАК-ТО НЕ ПРИНЯТО…

ЧИСТОТА ОБРАЗА И ЗВУКА

- Юрий Алексеевич, несколько слов о себе, о судьбе…

- Школу окончил в Воронеже. Был студентом Пензенского художественного училища в 1970-х. После защиты диплома спектаклем «Интервенция» в сентябре 1976 года приехал в Магадан. Работал в Музыкальном и Драматическом театре, преподавал в Детской художественной школе. В мае 1977 года по путевке комсомола был призван на срочную службу на именной корабль «Магаданский комсомолец», демобилизован в 1980 году. В начале 1980-х преподавал в Детской художественной школе. Сейчас вот в театре - с 2008 года.
- Расскажите о театре, насколько известно, работа в нем - не случайность.

- Вся моя жизнь связана с театром. Некоторое время я жил с семьей в Германии, где мой отец - профессиональный музыкант, дирижер и баянист - играл в составе оркестра Советской группы войск, после долгое время преподавал в Магаданском музыкальном училище. Мама - актриса. Да и сам я окончил театрально-декорационное отделение Пензенского художественного училища. А прабабка моя пела в церковном хоре. И даже родился я в городе Сочи на улице Театральной.

Одна из моих последних выставок, правда, это была мини-выставка, целиком посвященная театру, прошла в июне в библиотеке им. А. С. Пушкина.
- И здесь уместно будет упомянуть о вашей дочери Инге - ведь она одна из ведущих актрис Владимирского драмтеатра.

- Да, ее пригласил вместе с мужем Богданом, также молодым актером, Борис Григорьевич Гунин, директор Владимирского академического театра драмы. А недавно Инге присвоили звание «Мастер сцены».

- На мой взгляд, удивительный альянс у вас произошел с Евгением Гришковцом. Вы - автор сценографии его спектакля «Осада». Как магаданца угораздило поработать с одним из самых популярных актеров?

- Мэтр был очень доволен, сказал, что «все было сделано точно, с вниманием к материалу». И, естественно, я горжусь этой своей работой.
- Что за страсть к «винилу» (речь идет о грампластинках - ред.)? В эру «цифры», когда все избавляются от вещей, вы, наоборот, покупаете дорогостоящую аппаратуру. Зачем? И где берете пластинки?

- На самом деле последнее 10-летие является возрождением виниловой культуры. Студии звукозаписи наряду с CD-дисками обязательно выпускают достойными тиражами и пластинки. Никакой, даже самый качественный CD-диск не даст того дыхания, той чистоты звука, которые воспроизводятся с виниловой пластинки. Я вырос на виниловых пластинках, это моя молодость, наверное, еще и ностальгия… А в век интернета заказать любую пластинку - не проблема.


НАДЕЖДА НА МИР

- Несколько лет назад вы были участником проекта международного масштаба «Св. Анастасия - надежда на мир». Что это дало вам как художнику?

- Ну, прошло уже больше 10 лет… Вообще-то комитет «Св. Анастасия» существует с 1988 года, собирает средства для реставрации фресок, возведения церквей, часовен… Это масштабный, всеевропейский проект ЮНЕСКО и Совета Европы, и даже иконы с изображением великомученицы побывали на космостанции «Мир». Прежде всего, этот проект преследует миротворческие цели, что исходит из названия - «Святая Анастасия - надежда на мир» - как напоминание человечеству о хрупкости мира. Жаль только, что войн сегодня все больше и больше.

Мне повезло быть знакомым с Петром Чахотиным - просветителем и художником мирового масштаба - он-то меня и втянул сначала в серию международных выставок «Европастель» 2002 г., а потом я стал участником проекта «Св. Анастасия».
Ну а как художнику? Что ж, мои работы побывали в Италии, Франции, Сербии, Хорватии. Художники стран мира узнали друг о друге.

ИСКУССТВО XVI ВЕКА

- Легко ли быть сегодня офортистом? Откуда находятся силы? Ведь это очень трудоемкий процесс.

- Нелегко было и в XVI веке. Для меня офорт - вершина графического искусства. И здесь нужно дать качественную оценку офорту как особой культуре. Это процесс достаточно сложный, очень тонкий, в котором не должно быть второстепенных деталей, когда результат может быть достигнут только при условии внимательнейшего отношения ко всем стадиям создания гравюры.

- Вы, наверное, один из немногих в городе таксидермистов. Эта специализация сама по себе - очень редкий профиль. Помню уникальные чучела вашей работы. Почему больше не занимаетесь этим?

- Я два года подряд проходил стажировку в Клайпедском морском музее-аквариуме, где постигал тонкости таксидермии морских обитателей - рыб и животных. А когда работал в Охотскрыбводе, при поддержке тогдашнего руководителя Аскольда Григорьевича Пынько, потрясающего, великолепного человека, был создан морской музей, экспозицию которого я и собрал. Сегодня для меня это, наверное, прошедший этап. Хотя до сих пор хочу сделать акулу.

А еще люблю реставрировать совсем, казалось бы, безнадежные вещи. У меня граммофон 30-х годов - из совершенно мертвого предмета я сделал работающую вещь - он играет!

ДАР, КОТОРЫМ НАДО ДЕЛИТЬСЯ

- Нет ни одной похожей художественной мастерской - в каждой свой дух, созданный хозяином. Что для вас мастерская?

- Дом!

- Как и чем сегодня живет магаданский Союз художников?

- На мой взгляд, это прежде всего насыщенная выставочная деятельность. Почти ежемесячно меняются экспозиции в Галерее современного искусства, что в «Металлисте».

Взять хотя бы бытовую сторону вопроса: недавно благодаря усилиям председателя нашего Союза Константина Кузьминых художникам сделали очень важный подарок - поставили новые окна в творческих мастерских.

- В Магадане, можно сказать, происходит бесконечный выставочный процесс. Что такое выставка для художника? Престиж? Галочка? Лишний повод напомнить о себе?

- Наверное, это очередная ступень, некий порог. Художник работает прежде всего для зрителя. Одна из актрис сказала потрясающую вещь, что талант - это дар, который Господь тебе преподнес как кредит, и ты должен его возвращать. Если ты перестанешь создавать и делиться с людьми тем, что ты создал, то кредит твой будет исчерпан. И именно на выставке художник может себе это позволить - делиться.

- Ну и напоследок логично спросить: как отметите юбилей?

- Не люблю юбилеи. Дочь просит приехать к ней во Владимир, чтобы отпраздновать. Технически сложно, но очень хотелось бы…

Алексей ГАРИПОВ



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки