Большая перемена.


Сегодня, 15 декабря, в Молодежном центре в рамках II областного молодежного форума состоится церемония закрытия Года молодежи в Магаданской области. Но колымские парни и девушки провожают его без грусти, ведь уже сегодня мы на пути к Году учителя, объявленному Президентом России Дмитрием Медведевым.

А накануне церемонии закрытия в минувшую пятницу в большом зале областной администрации состоялась встреча молодых педагогов Колымы с губернатором Николаем Дудовым. Забегая вперед, скажу, что разговор получился весьма содержательным.

Красиво накрытый сладкий стол украсили своим присутствием не менее красивые участники - 15 девушек и 9 юношей со всех уголков Магаданской области приехали по приглашению главы территории, чтобы рассказать о том, какие проблемы волнуют сегодня молодых учителей, чем живут сельские школы и что нужно сделать, чтобы молодежь шла работать в образование.

Большая перемена.


Получилась эдакая большая перемена для главных участников образовательного процесса и главы территории.

Первым к губернатору обратился учитель русского языка и литературы магаданской гимназии № 13 Федор Мосолков. Его интересовало, какие мероприятия запланированы на 2010 год для повышения социального статуса учителя. Как выразился Федор, «чтобы питать школьников духовно, учителю нужно самому питаться материально».

- Определенные механизмы поддержки молодых специалистов в образовании у нас существуют, - ответил губернатор, - но нужно признать, они достаточно скупы. Если молодой специалист приходит в школу, он сразу же получает единовременное пособие в размере четырех окладов.

Также, если он не получил квалификационного статуса, для него первые три года предусмотрены определенные доплаты. Отдельные стимулы имеются для учителей в сельской местности и рабочих поселках.

Но все же этого недостаточно. И поэтому, формируя план мероприятий на Год учителя, мы с оргкомитетом заложили в него определенные стимулы, которые хотели бы реализовать в 2010 году.

Большая перемена.


Будут проведены конкурсы профессионального мастерства, на которых определят лучших в своей профессии, увеличена оплата за книгоиздание, на эти цели мы заложили дополнительно 4,3 млн. руб.

Начиная со следующего года областной департамент образования будет изучать бытовые и материальные условия, в которых находятся наши педагогические работники, и оказывать помощь.

Несмотря на сложный финансовый год, мы смогли немного увеличить фонд оплаты труда для тех учреждений, которые перешли на новую систему оплаты: порядка 159 млн. руб. было дополнительно направлено на эти цели.

Отвечая на вопрос Федора Мосолкова, губернатор предложил руководителю областного департамента образования при проведении конкурса «Учитель года» продумать и отдельные номинации для молодых педагогов. Таким образом, у учительской молодежи появится еще один стимул заявить о себе.

Второй вопрос задал учитель ОБЖ школы № 18 Леолид Макаров:

- Может быть, имеет смысл выделять служебное жилье выпускникам СВГУ, которые идут работать в школу, сроком на пять лет? За пять лет педагог
сможет повысить себе разряд, получить высокую квалификацию и, соответственно, зарплату, стать достаточно кредитоспособным человеком для банка и приобрести собственное жилье.
- В большинстве районов нашей территории существует и реально действует право предоставления в первоочередном порядке жилья молодому специалисту, - вступила в диалог руководитель областного департамента образования Татьяна Исаева.

- Мы проанализировали ситуацию по обеспеченности жильем наших молодых учителей, и, конечно, самая тяжелая - в Магадане. Большая часть педагогов проживает с родителями, остальные снимают жилье.

А вот в районах области при поступлении на работу молодому специалисту жилье предоставляется. В Ягоднинском районе, к примеру, это только благоустроенные квартиры. В Год учителя мы будем ориентировать глав всех уровней власти, чтобы приоритет был отдан в том числе решению жилищных вопросов молодых учителей.

Присутствующий на встрече начальник областного управления по делам молодежи Денис Павлик рассказал и о региональной программе «Дом для молодой семьи», .которая вот уже четыре года успешно действует на Колыме и помогла приобрести жилье 270 семьям.

Денис Анатольевич предложил молодым семейным учителям участвовать в данной программе и пообещал в 2010 году особое содействие педагогам.

Следующим с вопросом к губернатору обратился педагог дополнительного образования Магаданского областного детского дома п. Ола Семен Губичан:

- Ежегодно СВГУ выпускает восемь учителей эвенского языка. При этом таких преподавателей не хватает, потому что выпускники из числа коренных малочисленных народов Севера по данной специальности работать не идут из-за маленькой зарплаты.

А в Хабаровском фае молодым учителям эвенского языка выдают 300 тыс. рублей подъемных, чтобы стимулировать педагогов, которых не хватает в школах. Может быть, так сделать и у нас?

- Мы недавно приняли программу поддержки КМНС, рассчитаннуюдо2018 года, с финансированием 807 млн. рублей, - ответил Семену губернатор.

- В ее рамках подобный стимул можно предусмотреть, ведь корректировка программы возможна, не такие уж большие деньги требуются для того, чтобы привлечь, обучить и дать возможность работать.

Следующий вопрос поступил от учителя начальной школы г. Сусумана Владимира Сниховского. Его волнует, возможно ли возобновить практику централизованного распределения выпускников СВГУ; обучавшихся на бюджетной основе, в районы области сроком до 3 лет.

По словам губернатора, эта тема неоднократно поднималась на самом высоком уровне, но сегодня положительного решения в отношении ранее действовавшего распределения выпускников не принято и считается, что это неправильный Подход.

Предлагается искать в каждом конкретном случае индивидуальный механизм, который бы позволил обеспечить специалиста рабочим местом. Николай Дудов пояснил, что
остается только добровольно заключить контракт с предприятием, поступая в университет, и затем его строго выполнять, такая практика есть.

Свое мнение высказал и присутствовавший на встрече ректор СВГУ Анатолий Широков. Как считает Анатолий Иванович, абсолютно справедливая система распределения выпускников, которая существовала в СССР и по которой он сам приехал в Магадан, сегодня не действует из-за отсутствия соответствующего закона. А трудоустройство молодого учителя упирается исключительно в размер зарплаты и бытовые условия.

Свой вопрос губернатору задал и молодой учитель математики средней школы села Верхний Сеймчан Олег Винокуров:

- В этом году сдали новую школу в п. Армань, будут ли предприниматься шаги для строительства других школ либо реконструкции старых? Мы очень боимся, что нашу школу закроют.

- Не закроют, не опасайтесь, - заверил Николай Дудов. - Я был в вашей школе, в данный момент идет оптимизация этой структуры учреждения, которая связана с наполняемостью детского сада и школы.

Объединяя школу с детским садом, оптимизируя, сокращая расходы и при этом не забирая средства, мы даем возможность перераспределить их, но при этом оказывать более качественные услуги тем детям, которые будут ходить как в дошкольное учреждение, так и в общеобразовательную школу.

В Верхнем Сеймчане школа продолжит работать даже при небольшой наполняемости, мы будем сохранять эту социальную инфраструктуру. Что касается материально-технической базы, то вы угадали: более 60 % школ Магаданской области являются, мягко говоря, недостаточно материально-технически укрепленными.

В полуаварийном состоянии школа п. Дукат. То, что мы построили в Армани, - прекрасная школа как раз для небольшого населенного пункта. Это хороший симптом, который появился у нас в системе образования впервые за последние 20 лет.

И мы будем и дальше строить! В этом году выделили 10 млн. рублей на то, чтобы начать эти работы, и будем продолжать. Ремонтируем спортивный зал в Северо-Эвенском районе, направили на эти цели порядка 10 млн. рублей, построили в этом году спортзал в Тахтоямске, 22 декабря у них будет открытие, ведем реконструкцию школы в Гижиге.

О бесперспективности Среднеканского района и речи быть не может, потому что на его территории строится Усть-Среднеканская ГЭС, которая является ныне самым важным проектом.

А в селе Верхний Сеймчан живут люди, которые работают в том числе и на ее строительстве, будут трудиться они и когда ее сдадут в эксплуатацию. Поэтому все необходимые условия для проживания будут поддерживаться в селе.

Подводя итоги встречи, Николай Николаевич отметил, что наступающий Год учителя как нельзя лучше подходит для того, чтобы найти решение всех озвученных проблем и поменять безрадостную картину в иную сторону. Магаданская область всегда считалась одной из самых молодых среди субъектов РФ по возрасту, подчеркнул губернатор.

Поэтому, организуя такой непринужденный откровенный разговор за чашкой чая, глава территории рассчитывает на то, что вместе - власти и цвету колымской педагогики - удастся найти взаимоприемлемые решения, которые помогут изменить ситуацию к лучшему.

Дарья Гаврилова
"Магаданская правда"