Лампочка в подъезде или как не платить за того парня.


В последнее время на устах у многих магаданцев введенная в конце этого года оплата за электроэнергию на общедомовые нужды, точнее, не сама оплата (платить то надо!), а ее размеры и то, как она взимается. В конце декабря в адрес Магаданской городской Думы на имя ее председателя поступило обращение:

«С 1.11.09 г. нам стали приходить квитанции на оплату электроэнергии с отдельной графой на общедомовые нужды, где цена на электричество выросла в5-6раз. Раньше за освещение подъездов мы оплачивали РЭУ-6 по отдельной графе в составе оплаты «Содержание жилья». Платим точно также и сегодня, то есть сумма не изменилась, и добавилась оплата электроэнергии за общедомовые нужды.

Кто дал право энергетикам увеличивать сборы, превышающие все мыслимые и немыслимые пределы... Мы и так платим за киловатт 2руб.81 коп., покрывая этим все потери, надбавки, расходы и оплачивая безбедную жизнь продавцов и перепродавцов электроэнергии.

Уважаемый Андрей Анатольевич и все депутаты нашего города, разберитесь, помогите нам.

С уважением ваши избиратели, жильцы дома 57 по улице Пролетарской и все магаданцы, которые с нами согласны» и 115 подписей.

Шквал подобных писем и жалоб захлестнул также и наши СМИ, и прокуратуру. Их уже насчитывается сотни, и приходится констатировать, что сегодня проблема оплаты коммунальных услуг из экономической переросла в социальную и политическую.

Попытаемся в ней разобраться.

Заработал новый Жилищный кодекс. Появились управляющие компании. Образовался треугольник финансово-хозяйственных отношений: собственник - управляющая компания -поставщик энергоресурсов. Согласно нормам нового Жилищного кодекса собственники жилья ответственны за содержание и обслуживание своего дома.

С учетом норм действующего законодательства электроэнергия в местах общего пользования расходуется на освещение межквартирных лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, лифтов, электропитание домофона, усилители телеантенн коллективного пользования, автоматические запирающие устройства, насосы и другое имущество.

Данные положения определены в правилах предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила), утвержденных постановлением № 307 Правительства РФ от 23.05.2006 г.

Ранее собственники помещений в многоквартирных домах (в обращении об этом говорится), сами того часто не зная, оплачивали энергоснабжение мест общего пользования в составе тарифной статьи «Ремонт и обслуживание жилищного фонда» (жилищная услуга).

И с тем фактом, что энергоснабжение есть коммунальная услуга, не поспоришь. Данный вывод следует из п. 3 Правил и подтверждается письмом Минрегиона РФ от 18.06.2007 г Минрегион разделяет такие понятия, как «освещение помещений общего пользования» и «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования».

Потребление электроэнергии на освещение Минрегион связывает с предоставлением коммунальной услуги. Как следует из названного письма, количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно правилам предоставления коммунальных услуг и правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, как распределяются расходы по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, между собственниками.

Приложение 2 к Правилам определяет порядок расчета платы за электроснабжение в зависимости от наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета.

1. Если ни в одном помещении дома нет индивидуального прибора учета, то в соответствии с пп. 1 п. 2 приложения 2 определять плату за электроснабжение в отношении жилых помещений следует пропорционально числу граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении.

Из объема, зафиксированного общедомовым прибором учета, нужно вычесть суммарный объем потребления электроэнергии в нежилых помещениях (кроме помещений общего пользования), например, в магазинах, офисах, находящихся на первом этаже дома (такой объем согласно п. 20 правил предоставления коммунальных услуг определяется расчетным путем, исходя из мощности потребляющих устройств). Именно эта разница распределяется между собственниками квартир.

Обращаю особое внимание на то, что в данном случае не применяются нормативы потребления. Получается, что плата за электроснабжение квартир может колебаться в течение года.

2. Если счетчики есть лишь в части помещений, то алгоритм расчета несколько усложняется (пп. 1 п. 3 приложения 2). Во-первых, собственники жилых помещений, не оборудованных приборами учета, оплачивают электроэнергию по нормативам потребления (как если бы в доме не было ни коллективного, ни индивидуальных счетчиков).

Во-вторых, обладатели счетчиков должны оплатить объем электроэнергии, отличающийся от зафиксированного индивидуальными счетчиками. Показания их счетчиков должны быть скорректированы на коэффициент, определяемый так:

Суть такого подхода заключается в том, что нормативы потребления учитывают и технологические потери во внутридомовых сетях, и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества (п. 25, 26 правил установления нормативов).

То есть собственники, для которых плата рассчитывается исходя из норматива по требления, уже оплачивают часть электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (вводить им отдельную строку «освещение мест общего пользования» незаконно).

И, напротив, показания индивидуальных счетчиков отражают лишь потребление электроэнергии внутри квартиры. Поэтому упомянутый коэффициент и сформирует для таких жильцов плату за электроэнергию с учетом расходов на освещение мест общего пользования.

3. Если во всех помещениях дома, оборудованного коллективным счетчиком, установлены свои приборы учета, то используется аналогичная формула, в которой показатель «Суммарный объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления» будет равен нулю.

Другими словами, расходы на общедомовую электроэнергию будут распределены пропорционально показаниям индивидуальных счетчиков.

То есть в том, что все жильцы платят за одну и ту же услугу разные суммы, ничего странного нет: полученные данные общедомового счетчика вначале делятся на суммарные результаты поквартирных счетчиков, а полученная цифра умножается на показания той квартиры, которой будет выставлен счет.

Иными словами, чем больше человек тратит энергии у себя в квартире, тем больше он будет платить за освещение мест общего пользования.

Это происходит потому, что места общего пользования - это не только лампочка в подъезде! это доставка по существующим в доме сетям ресурса. Чем больше индивидуальный потребитель использует электроэнергии, тем больше износ электрических сетей и тем больше потерь в этих сетях.

И справедливо, что тот, кто больше потребляет, тот больше и должен платить. Это прямо пропорциональная зависимость.

Кроме того, не надо забывать о потерях в результате несанкционированного отбора электроэнергии, говоря попросту, воровства. На халяву подключаются квартиры, гаражи, подвальные помещения. Зимой, как правило, у подъездов домов прогреваются автомобили, подключенные к розетке в подвале. Теперь они греются за ваш счет.

Контролировать расход энергии по закону должны те компании и юридические лица независимо от форм собственности, которые осуществляют управление домами.

Можно долго обсуждать справедливость выбранных законодательством методов распределения платы за общедомовую электроэнергию, и всегда найдутся недовольные. Например, кому-то покажется нелогичным, что, чем больше электроэнергии потребляется в жилом помещении, тем больше собственник данного помещения вынужден платить за электроэнергию, израсходованную в местах общего пользования.

Принимать в качестве базы для распределения расходов количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, также не всегда корректно, так как количество фактически проживающих и количество зарегистрированных в жилом помещении граждан могут не совпадать.

В целом вызывает недоверие подход, согласно которому обладатели счетчиков обязаны платить за потребление электроэнергии сверх их показаний, ведь тогда они должны оплачивать и сверхнормативный расход коммунального ресурса потребителями, не имеющими приборов учета, а также потери в неисправных сетях.

Кстати, такими доводами мотивировал свои требования признать недействующим п. 3 приложения 2 к правилам предоставления коммунальных услуг гражданин, обратившийся в Верховный суд. Однако заявитель не нашел поддержки (определение ВС РФ от 26.04.2007 г. №КАС07-128).

Таким образом, можно констатировать: есть правила и порядок распределения платы за энергию, которые установлены законодательно и на федеральном уровне. Однако вопросы на этом не исчерпываются.

В 2006 г. законодательно было определено: физические потери электроэнергии в жилом доме оплачивают опять-таки его жильцы. С этим можно спорить, но закон есть закон. Другое дело, что потери эти могут быть разными.

С полностью исправной проводкой они минимальны и при хорошем обслуживании не превышают 10 % от общего потребления. Это уже законы физики, которые, как известно, отменить трудно.

А вот если проводка неисправна? Тогда, кроме вопросов безопасности, возникают и вопросы экономии. Потери энергии в неисправной проводке могут достигать серьезных величин.

И оплачивать ватность управляющей компании -а именно она обязана следить за состоянием дома и всех его инженерных сетей - будут именно жители, раз уж на то есть законодательные нормы.

Следовательно, от эффективности работы управляющих компаний напрямую зависит экономия платы за места общего пользования.

Более того, Правила прямо указывают на ответственность и контроль управляющих компаний

Второе. Стоит разобраться с пропорциональностью оплаты энергии, истраченной в местах общего пользования. На первый взгляд логика жильцов понятна при чем тут расход энергии на лестничной площадке, если все ей пользуются одинаково - пришел-ушел.

Но, если вдуматься, логика законодательства тоже прослеживается четкая. К примеру, человек уехал на месяц в отпуск. Отключил в квартире все энергопотребители даже холодильник разгрузил. Соответственно, расход по счетчику (если он и проводка исправны) -ноль целых ноль десятых.

И почему тогда он должен платить за места общего пользования дома, в котором месяц не появлялся.

Третье. Практика показывает, что очень часто камнем преткновения становятся офисы и магазины на первом этаже дома, включенные в его электропроводку. Владельцы этих помещений весьма охотно разными способами минимизируют свои расходы, а платить за них приходится жителям.

И эти проблема также ложится на плечи исполнителя коммунальных услуг, то есть управляющих компаний. Энергетики рекомендуют: идеальный вариант, когда все эти «непрофильные» потребители вообще не включены в общедомовую сеть, а питаются от внешних источников.

Хотя бы потому, что, если даже магазин оплачивает потребленную энергию по счетчику, потери во внутридомовой проводке оплачивать приходится жителям.

Перечислять все доводы за и против нынешнего порядка оплаты энергии в местах общего пользования можно долго, но суть одна: за энергию, потребленную в местах пользования, платить надо. Однако размер самой платы, ее прозрачность, взаимодействие управляющих и ресурсоснабжающих компаний, возможность контроля размера оплаты со стороны собственников требуют внимательного изучения и, соответственно, корректировки: плата в некоторых домах, на наш взгляд, необоснованно высока.

Для изучения и решения этой проблемы распоряжением мэра города В. П. Печеного предложено создать рабочую группу, в которую войдут, в том числе и депутаты Магаданской Думы.

Конечная цель - привести рынок сбыта коммунальных услуг в соответствие законности и облегчить положение наших сограждан, несущих и без того довольно нелегкое бремя их оплаты.

Не могу не сказать еще вот о чем: я всегда и везде утверждал, что положение гражданина прямо зависит от его социальной активности. Отмахнулся от организации ТСЖ, и тебе навязали совсем не ту управляющую компанию; не пошел на собрание жильцов, и твой дом не попал в очередь на капитальный ремонт по государственной программе; не выбрали старшего по дому (управдома), и некому контролировать, куда идут ваши деньги.

В конце концов, просто не участвуй в выборах и получишь депутата, которому наплевать на твои проблемы.

Справедливости ради скажем, что проблема оплаты общедомовой энергии не только наша. Этот вопрос на днях рассматривали и депутаты Омского городского совета на депутатских слушаниях.

По итогам депутатских слушаний было принято решение обратиться в Правительство РФ с предложением изменить методику начисления платы за коммунальные ресурсы, расходуемые на обслуживание общего имущества собственников жилья.

Владимир Олейников, заместитель председателя Магаданской городской Думы, председатель комиссии по вопросам градостроительства, ЖКХ и экологии, депутат по 10-му избирательному округу.

Магаданская правда








Колымские колонки