Собственник, очнись!


Галина КОСОЛАПОВА - о плюсах ТСЖ и взаимном доверии

«УПРАВЛЯЮЩИМ КОМПАНИЯМ И СОБСТВЕННИКАМ НУЖНО СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА», - СЧИТАЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МАГАДАНСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ «ЦЕНТР-К» ГАЛИНА КОСОЛАПОВА.

В ее ТСЖ два многоквартирных дома - № 22/2 по проспекту Ленина и № 36/20 по проспекту Карла Маркса. Последний, известный горожанам как дом с часами, единственный в Магадане был недавно отмечен федеральной наградой «Знак качества ЖКХ» и фасадной табличкой «Дом образцового содержания».

ПУТЬ К ДОВЕРИЮ

- Галина Ивановна, сколько же денег надо было вложить в такой старый дом, чтобы сделать его образцовым?

- Я в этом доме живу 20 лет, мне он бесконечно дорог. Он очень красивый, но и очень старый - 1938 года постройки. И с тех пор его никогда капитально не ремонтировали. Поэтому, когда в 2010 году на общем собрании собственников меня выбрали председателем ТСЖ, мы сразу приняли решение вступить в госпрограмму капремонта. Нас поддержал городской департамент ЖКХ, помогал готовить заявку.

Заключение экспертов вынуждало спешить: износ дома составлял 61 процент. В плачевном состоянии были фасад, кровля, особенно трубы - гнилые насквозь. Комплексный ремонт обошелся в 15,8 млн рублей. В основном это были средства федерального, областного и городского бюджетов, собственники заплатили только 5 процентов.

- Но у вас и в подъездах все чисто-опрятно, запахов нет, стеклопакеты целехоньки. Жильцы сознательные или уборщица?

- Найти хорошую уборщицу, честно говоря, очень трудно. Потому что зарплата небольшая - у нас уборщица получает одну тысячу рублей в месяц за уборку одного подъезда. А всего их у нас на два дома 16. Раз в неделю она делает сухую уборку и один раз в месяц - влажную, все подъезды моет.
Но чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Раньше мои жильцы сорили, мусорные пакеты в подъездах оставляли, а теперь, когда увидели, как преобразился дом, перестали. Отношение очень изменилось! Даже мужчины стали, видно, задумываться, бросить окурок или нет.

- Сегодня мало какие собственники доверяют своим управленцам. А вам доверяют?

- Откровенно скажу: в первые годы, когда мы только создали ТСЖ, доверия ко мне не было, и отношение было чисто потребительским: вы должны!
На Ленина 22/2 нет подвала, и все коммуникации проходят через собственников. Однажды случилась авария, засор в трубе холодного водоснабжения, нужно было пройти в квартиру, а меня не хотят на порог пускать! И почти неделю весь дом сидел без холодной воды! Приходилось ходить, просить, убеждать…

Та же история была с коммунальными платежами. Собираемость поначалу была отвратительная, мало кто платил исправно. Неплательщики и сейчас есть, но их уже не так много.

И отношение ко мне теперь доверительное…
- Да у вас и жильцы на редкость образцовые!

- Просто надо слышать и слушать друг друга, вот и все. Людям нужно объяснять, за что они платят, и делать свою работу, чтобы был виден результат. Тогда они будут и доверять, и платить, и болеть за свой дом.

Вот в чем преимущества ТСЖ? В том, что наш жилфонд небольшой, и мы все знаем друг друга. Это очень важно! Я всех своих жильцов знаю в лицо, поименно, пофамильно! На каждой платежной квитанции указан мой телефон мобильный, и в любое время суток они могут ко мне обратиться по любому вопросу.

И бухгалтерия у нас прозрачная - мы отчитываемся, на что потрачены деньги, сколько в остатке и т. д. Вместе с собственниками мы обсуждаем и планы будущих работ, их объемы и стоимость.

Одна бы я, конечно, ничего бы не смогла сделать, не будь поддержки правления ТСЖ, бухгалтера, ревизора и самих жильцов. Собственники нашего ТСЖ - люди неравнодушные, процентов 70 участвуют в жизни ТСЖ, в управлении домом. Оперативные вопросы помогают решать старшие по подъезду.

ХРАНЯТ ИСТОРИЮ

- Исторический статус ваших домов тоже, наверное, побуждает к ответственности?

- Конечно! Стараемся сохранить фасад в его первозданном облике, следим, чтобы собственники его не нарушали - когда, например, они переделывают балконы или окна устанавливают. В случае нарушений побуждаем восстановить, как было, относятся с пониманием. К этому и городские правила благоустройства обязывают.

По городской программе реконструкции многоквартирных домов исторического центра мы отремонтировали лицевой фасад дома на Карла Маркса, 36/20. И если вы заметили, восстановили шпиль над башенкой, утраченный еще в советское время, в этом нам очень действенно помогли в мэрии города.

- Фасад на Ленина, 22/2 покрасили недавно, а он сразу пошел пятнами, стал облазить…

- Я люблю свою работу, но фасад на Ленина - это тот случай, когда хочется плакать! Я так радовалась, когда его покрасили, а сейчас, когда штукатурка сыплется, до слез обидно. Подрядчик допустил ошибку в технологии работ, из-за этого протекает кровля, происходит высыпание штукатурки и разрушение в некоторых местах шлакоблоков.

Он, конечно, обязуется все исправить, есть гарантийное письмо, но все равно неспокойно. Пока не устраним протечку в кровле, разрушения будут продолжаться. А к качеству краски претензий нет, мы использовали фасадную, самую современную и дорогую - «Тикурила».

РАВНОДУШИЕ РАСХОЛАЖИВАЕТ

- Галина Ивановна, почему у нас так много непорядков в ЖКХ? В чем корень зла?

- В равнодушии самих собственников. Подумайте сами. Во многих домах управляющие компании не хотят выполнять свои договорные обязательства, а собственники не хотят шевелиться. Но надо же понимать, что это твой дом, и что ничего не изменится, если ты сам о нем не порадеешь. Чужой дядя не придет и не сделает.

- А как собственники должны шевелиться?

- Управляющая компания - это нанятая компания. И коль скоро она получает деньги от заказчиков, то есть собственников, свои обязанности она обязана выполнять. А собственники - этот процесс контролировать. Делегируя УК свои полномочия по управлению многоквартирным домом, они вправе спрашивать отчет о выполненных работах. А у нас люди этого не делают, им это не интересно. Мало кто участвует в общих собраниях собственников, хотя именно на таких собраниях определяется перечень конкретных работ по конкретному дому, размеры финансирования, сроки исполнения и т. д.
Я знаю управленцев, которые стараются, но безразличное отношение жильцов их расхолаживает.

- Как думаете, обязательность платы за капремонт поможет навести порядок?

- Недавно я была на семинаре по этой теме, там одна жительница возмущалась, что в доме кровля протекает, а УК бездействует. Так она заявила, что платить за капремонт не будет. «Вы сначала сделайте, и я заплачу!» Сидит без крыши и платить не хочет! Это как?!

Так что я эту меру поддерживаю, иначе мы никогда жилфонд не отремонтируем. В ее пользу и то, что специалисты фонда будут комплексно обследовать дома, прежде чем приступать к работам, и более профессионально их выполнять. Почему у меня сосульки огромные нависают? Потому что у нас отопление проходит через чердак. Чтобы этого избежать, нужен утеплитель. Но мы, когда смету составляли на капремонт, не знали этого! А будь фонд, он бы подсказал.

- Вы какой способ перечисления средств выбрали?

- Поскольку капремонт был недавно, мы на общем собрании рассудили, что лучше открыть собственный счет.

- Вы согласны с новыми правилами благоустройства, в той части, где установлены границы придомовых территорий для УК?

- Я не против. Но здесь палка о двух концах. Если взять Жилищное законодательство, то придомовая территория не считается собственностью многоквартирных домов, и в тариф ее уборка не заложена. И за счет каких средств это делать? Но если с этической стороны посмотреть... Кто, если не мы? В этом году мы очистили сами придомовую территорию, нанимали подрядную организацию, за счет статьи «прочие расходы», заложенные по смете на возможные риски…

- Вы председатель ТСЖ на штатной основе?

- Да, у меня договор с ТСЖ. Я получаю 30 тысяч за два дома, это моя зарплата. Невозможно этим заниматься в качестве подработки, особенно если дом не новый. И я вообще удивляюсь людям, которые живут в новых домах и не создают ТСЖ, ведь такие вложения, как у нас, им не потребуются. Одна замена стояков чего стоит! Там можно конфетку сделать! Но и мы к этому стремимся, работы впереди много.

Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ

Автор:  Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ "АиФ-Магадан"









Колымские колонки