Горняки Колымы сработали успешно и сохранили тенденцию роста уровня добычи золота и серебра

/uploads/posts/2014-12/1418340185_mitkin2.jpg



Горнодобывающая отрасль остается ведущей в нашей области, именно от нее зависят высокие темпы экономического развития нашей территории, успешная реализация запланированных социальных программ.

Минерально-сырьевая направленность экономики Магаданской области в ближайшие десятилетия не изменится, и будет оставаться важнейшим фактором, определяющим ее дальнейшее развитие. За период освоения Магаданской области из недр извлечено около 3 тыс. тонн золота, порядка 9 тыс. тонн серебра, 72,2 тыс. тонн олова, более 80 млн. тонн угля.

Несмотря на колебание мировых цен на драгметаллы горняки сработали успешно и сохранили тенденцию роста уровня добычи золота и серебра. Хорошие показатели по добыче обусловлены значительным обновлением материально-технической базы предприятий в периоды высокой цены на золото.

В последние годы в горнодобывающей отрасли Магаданской области наблюдается положительная динамика добычи золота. В период с 2009 года по 2014 год добыча золота возросла на 8,4 т, с 15,7 т до 24,1 т. В 2014 году добыча золота по сравнению с 2013 годом увеличилась на 2,8 тонны.

По итогам 2014 года доля горнодобывающего комплекса в структуре промышленного производства области увеличилась по отношению к 2013 году и составила 78,7%.

Положительную динамику развития горнодобывающей отрасли подтверждает и индекс промышленного производства, который по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» в 2014 году составил 110,1 %.

Годовые показатели по поступлению налога на добычу полезных ископаемых в областной бюджет в 2014 году выполнены на 107,0 %. Налоги на добычу полезных ископаемых пополнили в прошлом году областной бюджет на сумму в 2,1 млрд. рублей.

С 2009 года продолжается стабильный рост добычи россыпного золота. В период с 2009 года по 2014 год добыча возросла на 4,8 т, с 10,2 т до 15,0 т. Нужно отметить, что уровень добычи россыпного золота в 2014 году - максимальный начиная с 1997 года.

Из 96 предприятий, добывающих россыпное золото, 9 (9,4% от общего кол-ва предприятий, добывающих россыпное золото) добыли более 10 тонн золота, в числе которых ОАО «Сусуманзолото» - 3478,5 кг (23,2% от общей россыпной добычи), концерн «Арбат» - 1887,3 кг (12,6%), ОАО «ГДК Берелех» - 1684,7 кг (11,2%), ООО «Статус» - 1131,7 кг (7,5%), ООО «Кривбасс» - 927,0 (6,2%), ООО «Т-Цемент» - 558,5 кг (3,7%), ООО «Полевая» - 513,7 кг (3,4%), ООО «Райз» - 425,0 кг (2,8%).

В 2014 году добычу россыпного золота традиционно вели 6 районов. В Ягоднинский районе добыча россыпного золота в 2014 году составила 6479,5 кг (43,2% от общей россыпной добычи), в Сусуманском районе – 5202,4 кг (34,6% от общей россыпной добычи), в Тенькинском районе – 1307,6 кг (8,7% от общей россыпной добычи), в Среднеканском районе – 1190,5 (7,9% от общей россыпной добычи), в Северо-Эвенском районе – 525,7 кг (3,5% от общей россыпной добычи), в Хасынском районе – 310,3 кг (2,1% от общей россыпной добычи).

В сравнении с 2013 г добычу в 2014 году увеличили недропользователи Северо-Эвенского района на 383,0 кг, Среднеканского района на 349,0 кг, Сусуманского района на 165,4 кг.

В Магаданской области всего 182 недропользователя, которые имеют собственные лицензии на поиски, разведку и добычу драгоценных металлов. В 2014 году 96 предприятий осуществляли добычу россыпного золота, 52 предприятия имеет лицензии на ГРР и добычу рудного золота и серебра, в их числе 7 предприятий разрабатывающие рудные месторождения. Добычу россыпного золота не вели 34 предприятия по разным причинам, из которых 5 предприятий не вели добычу 2 и более года. По ним направлены предложения по досрочному прекращению на право пользования недрами.

Основными районами россыпной золотодобычи стабильно остаются Ягоднинский, Сусуманский, Тенькинский и Среднеканский.

На слайде представлена диаграмма добычи россыпного золота предприятиями с уровнем менее 10 кг. В 2014 году таких недропользователей было 23 (24,0% от общего кол-ва предприятий, добывающих россыпное золото), суммарная добыча таких предприятий составила 111,7 кг (менее 1% от общей россыпной добычи).

На слайде представлена диаграмма добычи россыпного золота предприятиями с уровнем от 10 до 50 кг. В 2014 году таких недропользователей было 34 (35,4% от общего кол-ва предприятий, добывающих россыпное золото), суммарная добыча таких предприятий составила 919,0 кг (6,1% от общей россыпной добычи).

На слайде представлена диаграмма добычи россыпного золота предприятиями с уровнем от 50 до 100 кг. В 2014 году таких недропользователей было 22 (22,9% от общего кол-ва предприятий, добывающих россыпное золото), суммарная добыча таких предприятий составила 1667,5 кг (11,1% от общей россыпной добычи).

На слайде представлена диаграмма добычи россыпного золота предприятиями с уровнем от 100 до 200 кг. В 2014 году было 3 таких недропользователя (3,1% от общего кол-ва предприятий, добывающих россыпное золото), суммарная добыча таких предприятий составила 516,3 кг (3,4% от общей россыпной добычи).

На слайде представлена диаграмма добычи россыпного золота предприятиями с уровнем от 200 до 500 кг. В 2014 году таких недропользователей было 8 (8,3% от общего кол-ва предприятий, добывающих россыпное золото), суммарная добыча таких предприятий составила 2538,6 кг (16,9% от общей россыпной добычи).

На слайде представлена диаграмма добычи россыпного золота предприятиями с уровнем более 500 кг. В 2014 году таких недропользователей было 6 (6,3% от общего кол-ва предприятий, добывающих россыпное золото), суммарная добыча таких предприятий составила 9262,7 кг (61,7% от общей россыпной добычи).

На слайде представлена структура распределенных и нераспределенных запасов россыпного золота по состоянию на 01.01.2014г в разрезе районов.

В Северо-Эвенском районе в распределенном фонде находится 85% запасов россыпного золота, в нераспределенном фонде 15%.

В Среднеканском районе в распределенном фонде находится 28,5%, запасов россыпного золота, в нераспределенном фонде 71,5%.

В Сусуманском районе в распределенном фонде находится 60% запасов россыпного золота, в нераспределенном фонде 40%.

В Тенькинском в распределенном фонде находится 38,3% запасов россыпного золота, в нераспределенном фонде 61,7%.

В Хасынском районе в распределенном фонде находится 35,1% запасов россыпного золота, в нераспределенном фонде 64,9%.

В Ягоднинском районе в распределенном фонде находится 48,9% запасов россыпного золота, в нераспределенном фонде 51,1%.

С 2009 года продолжается стабильный рост добычи рудного золота. В период с 2009 года по 2014 год добыча возросла на 3,6 т, с 5,5 т до 9,1 т. В 2014 году добыча рудного золота по сравнению с 2013 годом увеличилась на 2,2 т.

Основными предприятиями, которые добывают рудное золото на территории Магаданской области, являются ООО «Омолонская золоторудная компания» и ЗАО «Серебро Магадана», являющиеся дочерними предприятиями ОАО «Полиметалл» - 7137,8 кг (78,3% от общей рудной добычи), СП ЗАО «Омсукчанская ГГК» - 1138,6 кг (12,5%), ООО «Электрум Плюс» - 512,3 кг (5,6%), концерн «Арбат» - 330,6 кг (3,6%).

Добыча серебра в 2014 году составила 961,0 т и является рекордным за всю историю добычи серебра в области, прирост по отношению к 2013 году составил 57,1 т. Порядка 98% серебра в области добыто предприятиями ЗАО «Серебро Магадана» и ООО «Омолонская золоторудная компания» (ОАО «Полиметалл).

Стабильной по объемам остается добыча каменного угля, по итогам 2014 года она составила 455,6 тыс. тонн. В настоящее время каменные угли региона являются единственным реально используемым минеральным видом топливно-энергетических ресурсов. Добычу угля в Магаданской области ведут три предприятия: ООО «Колымская угольная компания», ООО «Ассоциация делового сотрудничества» (оба предприятия отрабатывают Верхне-Аркагалинское месторождение в Сусуманском районе) и ЗАО «Северо-Восточная угольная компания» (Булурское месторождение в Омсукчанском районе).

В 2014 году добыча общераспространенных полезных ископаемых составила 0,9 млн.м3, что на 499,2 тыс. м3 меньше, чем в 2013 году. Уменьшение добычи ОПИ связано со снижением объемов строительных работ.

В минувшем году продолжалась работа по расширению возможностей недропользователей в освоении новых объектов золотодобычи. В течение 2014 года Департаментом по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу было объявлено 37 аукционов на получение права пользования недрами. Однако по 14 объектам (38%) аукционы не состоялись. Причина в большинстве несостоявшихся аукционов - это отсутствие заявок на участие и правильность предоставляемых документов недропользователями для участия в аукционе.

В настоящее время правительство Магаданской области выделяет три основных направления развития минерально-сырьевого комплекса Магаданской области:

- дальнейшее развитие золотодобывающей отрасли, основанной на вовлечении в отработку крупных и средних рудных месторождений золота и серебра, при сохранении россыпной золотодобычи на уровне 12-13 тонн;

- добыча и переработка топливно-энергетических ресурсов (нефти, газа, бурого угля, торфа);

- освоение месторождений цветных металлов (меди, молибдена, вольфрама, олова, цинка, свинца) и черных (железа) металлов, неметаллических полезных ископаемых (цеолитов, вулканического пепла, гипса, габбро-базальтов, минеральных вод).

Основные перспективы развития горнодобывающей промышленности мы связываем с освоением Яно-Колымской золоторудной провинции. В январе 2015 года на месторождении «Павлик» введена в эксплуатацию в режиме пуско-наладочных работ золотоизвлекательная фабрика (ЗИФ). В этом году планируется получить первое золото порядка 1500 кг.

В ближайшее время планируется к промышленному освоению ряд новых рудных объектов: Штурмовское в Ягоднинском районе, Игуменовского и Родионовского в Тенькинском районе, Ольчи в Среднеканском, Ороча и Бургали в Северо-Эвенском.

Продолжатся работы на месторождениях Приморское, Красин Дукатское рудное поле, Россыпник, Затеснинское, Утинское, Перекатное, Тохто, Роговикская перспективная площадь.

Также осваиваются труднодоступные объекты Шаманихо-Столбовского и Рассошинского рудно-россыпных узлов в Среднеканском районе.

2014 год продолжил устойчивую тенденцию к увеличению добычи драгоценных металлов. У нас есть определенная уверенность, что она сохранится и в последующие годы.

Плановые показатели по добыче полезных ископаемых на 2015 год составляют:
?по золоту – 25,1 т (что больше показателей 2014 года на 1,0 т), в том числе россыпного – 15,3 т, рудного – 9,8 т;
?по серебру – 960,0 т (что практически сравнимо с показателями 2014 года);
?по свинцу – 2,7 млн. т (что меньше показателей 2014 года на 2,8 млн.т);
?по углю – 365,0 тыс. т (что меньше показателей 2014 года на 90,0 тыс. т);
?по ОПИ – 1,0 млн. куб.м (что больше показателей 2014 года на 100,0 тыс. м3).

Дальнейшие наши перспективы связаны с залицензированными объектами – это месторождение сурьмы и серебра Утро, серебра и золота Сенон и Серебряное в Ольском районе; месторождение золота Юго-восточной части Бурхалинского рудного поля в Ягоднинском районе, месторождение золота и серебра Кегали в Северо-Эвенском районе, месторождение золота Евгар в Сусуманском районе, месторождение меди, молибдена, рудного золота и серебра Тальниковой площади и месторождение меди Лоринской перспективной площади.

Также наши перспективы связаны с залицензированной Кунаревской перспективной площадью с целью геологического изучения, разведки и добычи. Прогнозные ресурсы полезных ископаемых по сумме всех категорий составляют: серебро - 14280 т, цинк - 4225 тыс. т, свинец - 605 тыс.т, медь - 1300 тыс.т, железо - 376 тыс.т, кадмий - 15 тыс.т, германий - 6 тыс.т.

В феврале этого года залицензирован один из перспективных объектов для развития горнодобывающей отрасли – рудопроявление Ороёк, Ороекской перспективной площади в Среднеканском районе, суммарные прогнозные ресурсы которой оценены следующим образом: медь - 11 млн. т, серебро – 16500 т, свинец 550 тыс. т. цинк -700 тыс.т.

Несомненный интерес для инвесторов представляет Южно-Омолонский железорудный район, расположенный на территории Северо-Эвенского района, в пределах которого выделены перспективные рудные поля Верхне-Омолонское, Магнетитовое, Иннягинское, Джелтинское, Безмолвное, Наледное и рудопроявление Скарновое и др. Суммарные прогнозные ресурсы Южно-Омолонского железорудного района составляют 756 млн. тонн железа.

На территории Северо-Эвенского района выделены два угленосных района с каменными углями, пригодными для коксования - Хуличанский и Верхне-Кегалинский. По данным лабораторных исследований изученные угли пригодны для получения формованного кокса высокого качества. Прогнозные ресурсы коксующихся углей здесь составляют 2052 млн.т, в том числе 418 млн.т пригодны под открытую отработку. Распределение их по угленосным районам следующее: Хуличанский район Омолонской площади, всего 512 млн.т., (Р2 - 44 млн.т. Р3 - 468 млн.т), из них 364 млн.т под открытую отработку: Верхне-Кегалинский район Пареньской площади, всего 1540 млн.т (Р3), из них 54 млн.т под открытую отработку.

Выгодное географическое расположение относительно друг друга Верхне-Кегалинского, Пареньского угленосных районов и Южно-Омолонского железорудного района, их прогнозные ресурсы коксующихся углей и железа дает возможность планировать проектирование строительства металлургического завода по переработке железорудного сырья.

На сегодняшний день на территории области группа компаний ИСТ прорабатывает проект по созданию угольного кластера в Омсукчанском районе Магаданской области. Создание угольного комплекса, включает в себя несколько угольных разрезов вблизи пос. Омсукчан (Магаданская область), всесезонную автодорогу и угольный терминал в районе бухты Пестрая Дресва на берегу Охотского моря.

ЗАО «Северо-восточная угольная компания», входящая в Группу владеет шестью лицензионными участками Омсукчанского угольного бассейна (Шермен, Булур, Арылах, Марат, Восточно-Кэнский и Галимовский). Лицензии долгосрочные – срок их окончания приходится на 2032-2037 г.г.

В феврале 2014 года заключено соглашение «О Взаимодействии» межу Правительством Магаданской области и ЗАО «Северо-Восточная угольная компания» при реализации данного проекта.

В настоящее время на объектах проводятся геологоразведочные работы. На ряде участков подтверждено наличие промышленной угленосности. Разведаны ресурсы под открытую отработку в объеме не менее 100 млн. тонн с перспективой дальнейшего прироста на новых участках (объем уже произведенных инвестиций в геологоразведку – 960 млн. рублей). По предварительным оценкам инвестиции в проект составят свыше 20 млрд. рублей. Продолжаются работы по оценке обогатимости углей Омсукчанского бассейна, качества и технологических свойств получаемых продуктов обогащения.

Развитие ориентированного на экспорт проекта будет реализовываться после постановки на государственный баланс запасов угля и строительства дорожно-транспортной инфраструктуры. Перспективным рынком сбыта углей Омсукчанского угольного бассейна являются страны Азиатско-тихоокеанского региона (АТР).

Еще один важный проект — добыча и комплексная переработка бурых углей Ланковского и Мелководнинского месторождений. Ресурсный потенциал месторождений оценивается в 2765 млн. т. Под открытую отработку разведаны запасы в количестве 1661 млн. т, в том числе 124 млн. т. промышленных запасов на подготовленных к разработке участках. Качественный состав углей позволяет проводить их глубокую переработку с получением брикетированного топлива, газа, жидкого моторного топлива и гуматов.

Одним из перспективных направлений развития горнодобывающей отрасли является реализация проекта по поиску и промышленному освоению нефтяных и газовых месторождений Магаданской шельфовой зоны. Прогнозные ресурсы углеводородного сырья на участках Примагаданского шельфа Охотского моря составляют около 2,6 млрд. тонн условных углеводородов. В 2011 году распоряжением Правительства РФ компании ОАО «Роснефть» предоставлены участки недр Магадан-1,2,3 на шельфе Охотского моря для геологического изучения, разведки и добычи углеводородов. Управлением ведения геологоразведочных работ на лицензионном участке «Магадан-1» занимается ООО «Магаданморнефтегаз», на участках «Магадан-2» и «Магадан-3» ЗАО «РН-Шельф-Дальний Восток».

ООО «Магаданморнефтегаз» в навигационный период 2014 года проведены геофизические работы: 3D сейсморазведка (1500 кв. км), электроразведка (368 пог. км) и инженерно-геологические изыскания (две площадки размером 5x5 км) в районе перспективных структур Дукчинская и Шеликанская на лицензионном участке «Магадан-1».

ЗАО «РН-Шельф-Дальний Восток» в 2014 году проведена программа электроразведочных работ в суммарном объеме 700 пог. км на лицензионных участках «Магадан -2» и «Магадан-3».

В октябре 2014 года ЗАО «РН-Шельф-Дальний Восток» проведены общественные обсуждения «Программы инженерно-геологических изысканий на лицензионном участке Магадан-1 в 2015 году» и «Программы сейсморазведочных работ 3D на лицензионном участке Магадан-3 в 2015 году».

Бурение поисковой скважины планируется начать в 2016 году. Для области осуществление шельфовых проектов, безусловно, даст новый импульс в социально-экономическом развитии.

Для более эффективного освоения недр Правительство области проводит работу по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты, направленные на улучшение инвестиционного климата в отрасли «Добыча полезных ископаемых».

Ведется работа по внесению изменений в Бюджетный кодекс и вторую часть Налогового кодекса РФ, в части установления налоговой ставки по нормативу 3,6 % по налогу на добычу полезных ископаемых из россыпных месторождений золота, расположенных в отдаленных, труднодоступных районах с отсутствием инфраструктуры и удаленных от дорог с твердым покрытием более чем на 200 км, при нормативе зачисления данного налога в размере 100 % в доход бюджетов субъектов Российской Федерации. Подготовлено обращение от имени губернатора Магаданской области к заместителю министра природных ресурсов и экологии РФ – руководителю Федерального агентства по недропользованию В.А. Паку с просьбой разработать порядок отнесения месторождений россыпного золота с учетом географо-экономических показателей к категории удаленных и труднодоступных.

Все еще остается не решенным вопрос создания законодательной базы для предоставления в пользование по упрощенной схеме техногенных россыпей, несмотря на то, обозначенная проблема получила поддержку Рабочей группы по совершенствованию правового регулированию отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства и обращения, созданной Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Необходимость создания законодательной базы для отработки техногенных россыпей также поддержало и Министерство природных ресурсов. Необходимо отметить, что по оценке специалистов на территории Магаданской области в техногенных россыпях сосредоточено около 500 т золота в основном мелких фракций. Современные технологии позволяют это золото извлекать. Будем продолжать работу по решению этого вопроса.

Продолжается работа по принятию законопроекта по добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями. В ноябре 2014 года губернатор Магаданской области встречался с Председателем Правительства Российский Федерации Д. А. Медведевым, одним из обсуждаемых вопросов был вопрос о принятии законопроекта о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями, принятый Государственной Думой в первом чтении в начале 2011 года. На сегодняшний день подготовлены и направлены наши предложения для дальнейшей подготовки законопроекта ко второму чтению в Государственной Думе Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации – полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутневу и Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донскому.

В настоящее время средства, полученные от проведения аукционов на право пользования недрами, за исключением участком недр местного значения, в полном объеме поступают в федеральный бюджет. Существующее положение, когда аукционы, проводятся на территории региона и по месторождениям, находящимся на его территории, не отвечает интересам субъектов Российской Федерации. В связи с этим предлагаем законодательно закрепить распределение средств, полученных по результатам аукционов, в пропорции 50/50 (50% - в бюджет субъекта Российской Федерации и 50% - в Федеральный бюджет). Эта мера приведет к снижению уровня дотационности областного бюджета.

В 2014 году было подготовлено и передано на регистрацию в государственном водном реестре 673 единицы документации, в т.ч. договоров – 334, решений – 247, дополнительных соглашений – 92.

Но при оформлении договоров водопользования и осуществлении деятельности в соответствиями с условиями договоров, возникают определенные сложности:

Ежегодное авральное заключение и регистрация договоров водопользования и решений о предоставлении водного объекта в пользование в течение апреля-июня месяцев, на которые приходится до 46% от общего количества документации за год. Мы ежегодно обращаемся к Вам и рекомендуем представлять в Министерство материалы для оформления водных объектов в пользование за 3 месяца до начала работ по добыче золота.
Необходимость своевременной корректировки объемов водопользования по фактическому потреблению - не позднее 20-го числа месяца следующего за платежным периодом путем заключения дополнительного соглашения.
Несвоевременное внесение платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности. Период внесения платы - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.
Несвоевременное погашение пени, которая, в свою очередь, начисляется за каждый день просрочки платежа, несмотря на то, что размер штрафа может составлять от нескольких копеек до пяти - десяти рублей.

На сегодняшний момент задолженность по оплате за пользование водными объектами составляет – 385 074,78 руб. Наиболее злостными неплательщиками являются следующие предприятия:

Ягоднинский район: ООО "Металлик-геолого-разведка" – 63 856,8 руб.
Сусуманский район: ООО "Сагыл" - 65822,40 руб.
Тенькинский район: ООО "Денежкин камень" – 73 861,20 руб., ОАО "Геоцентр"-35 935,20 руб.

Изменилась процедура согласования нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект. Утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов (приказ Минприроды от 02.06.2014 № 246). В соответствии с регламентом после получения решения о предоставлении водного объекта в пользование водопользователь обращается в территориальный орган Росводресурсов – отдел водных ресурсов Ленского БВУ с заявлением и 5 экземплярами проекта нормативно допустимых сбросов (НДС). Согласование проекта НДС с территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального агентства по рыболовству и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществляет отдел водных ресурсов Ленского БВУ. Срок предоставления государственной услуги по утверждению НДС - 45 рабочих дней.

Нормативы допустимых сбросов веществ в водный объект разрабатываются водопользователями при наличии организованного (сосредоточенного) выпуска дренажных вод через водосбросные (дренажные) сооружения в водный объект.

При сбросе фильтрационных вод на водосборную площадь (на рельеф местности) НДС не разрабатываются, решение о предоставлении водного объекта в пользование не оформляется.

Также для сведения недропользователей сообщаю, что с 01.01.2015 года на основании Закона «О недрах» к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи, которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Поэтому для получения лицензии на пользования с целью добычи соответствующего объема подземных вод, или внесение изменений в ранее выданную лицензию необходимо обращаться в Министерство.