Магаданская почта - взгляд изнутри


И мешки с письмами, и тяжеленные посылки - все это лежит на хрупких женских плечах

Еще несколько лет назад магаданская почта была практически в коллапсе: отделения закрывались одно за другим. К примеру, 30 отделение связи, расположенное на перекрестке Карла Маркса и Наровчатова, два года назад работало от силы три-четыре часа в день, да и этот график вытягивало из последних сил. Большая часть сотрудников тогда или уже ушли, или планировали уволиться в ближайшее время. Уж очень тяжелая и часто неблагодарная эта работа.

Не мешки ворочать?

- Сейчас у нас девочки покрепче собрались, - рассказывает заместитель директора Магаданского отделения связи №30 Татьяна Дворская, - а раньше совсем тростинки работали. А ведь мешки тяжелые таскать надо и посылки. Вот девочка была - рост 152, вес 49 - сама как посылка.

Сейчас в этом отделении работает 18 человек: 8 из них почтальоны, остальные - операторы связи. Но такое название профессии совсем не значит, что все их обязанности заключаются только в работе с посетителями. Самая объемная и тяжелая часть - это наши с вами посылки и письма.
Так вот, за один рабочий день в отделение связи доставляется около 10 мешков с мелкой корреспонденцией, а бывает и 30 мешков! и 200-250 посылок покрупнее. И это «покрупнее» может быть самым разным, от килограммового пакета до 30-, а то и 50-килограммовой коробки.

Прошли те времена, когда основным содержимым посылок были варенье или свитер от бабушки. Сейчас пересылают почтой все, что соглашаются принять к пересылке. В тот день, когда мы общались с работниками почты, в проходе стояла коробка, габаритами похожая на упакованный холодильник. Правда, полегче этого агрегата - всего 20 килограмм. Девочки-операционистки даже поспорили, что же там может быть. Сошлись на том, что, скорее всего, шкаф. А на следующий день посылкой пришло колесо для легкового авто, которое тоже килограмм двадцать весит. И все это приходится сначала разбирать, потом выносить в зал и выдавать получателям хрупким девушкам.

Но и если сидеть за кассой, без работы не останешься - очереди на почте уже давно стали элементом городского фольклора. Кроме основных обязанностей принять и выдать почтовые отправления, у связистов целая куча дополнительных функций: прием коммунальных платежей, выдача пенсий, оплата кредитов. Кроме того, есть «коммерция»: ширпотреб, начиная от туалетной бумаги и заканчивая домашними халатами. Так что простой и легкой работу здесь уж никак не назовешь.

Спасибо, нет!

Это косвенно подтверждает и то, что несмотря на открытие учебного класса при почтамте и выплату стипендий обучающимся, больше почтовиков не становится.

Юля, работающая в тридцатом отделении уже год, как раз окончила эти курсы. Но, по ее словам, из 27 ее соучениц работают на почте сейчас только две. Остальные посчитали, что такие же деньги можно зарабатывать и в другом месте. И по-своему они правы. По рассказам Татьяны Дворской, выходные у работников почты есть далеко не всегда.

В новогодние праздники, когда почта традиционно перегружена, операционисты справляться не успевали. Так что в зал на помощь пришлось выйти и руководству отделения. Но своя работа при этом остается не сделанной, вот и приходится работать тогда, когда есть время: или по ночам, или по выходным. И такая ситуация на почте из ряда вон выходящей не считается - помогать в зале приходится почти всегда.

Это - он, это - он, магаданский почтальон!

Сейчас в штате 30 отделения 8 почтальонов. Среди них только один мужчина, остальные дамы. Причем работают все не первый год. Наталья Ивановна на почте уже больше 30 лет, Галина Владимировна - 28 лет. Остальные тоже не вчера пришли. И это не смотря на то, что это отделение обслуживает один из самых больших районов города: на их ответственности вся Веселая, Третий микрорайон, Кольцевая, Гагарина, Наровчатова, Карла Маркса. И все эти адреса не без проблем.

В многоэтажках свои сложности - жильцы устанавливают домофоны, а почтальонам ключи не дают, считают, что это их прямая обязанность - пойти, заказать и хранить как зеницу ока. Но даже и в тех подъездах, куда в итоге письмоноша попадает, не всегда можно разложить почту по ящикам - не везде эти ящики есть. И тут, кстати, тоже получатели писем считают, что это не их беда, а почты.

А частный сектор - это целое скопище проблем. Начиная от собак, которые носятся целыми стаями, и заканчивая отсутствующей нумерацией домов. Хорошо, если почтальон давно на участке и все везде знает. А если он в отпуск уйдет или, не дай бог, заболеет, новичку там сориентироваться будет не просто.

С собаками письмоносцы научились обращаться - где косточку кинут, где кусочек булочки, только бы пропустили к почтовому ящику. А они, кстати, и тут далеко не у всех есть.

В советские времена в начале каждой улицы стоял целый блок таких ящиков, укрытый от непогоды крышей. Сейчас эти конструкции переломаны, а те, что оставались целыми, летняя непогода смыла. Так что теперь обойти нужно каждый дом.

И снег, и ветер

Кстати, доставить корреспонденцию почтальоны обязаны при любой погоде. Отменили доставку, на памяти нынешних работников, лишь однажды - в летний потоп. Да и то, только тогда, когда стало понятно, что и машину, и человека может просто смыть с дороги. А так работают в любую погоду. Снегопады, слякоть, дождь - не повод не доставить почту.

И идут почтальоны даже туда, где УАЗы застревают. Но наши женщины сильнее даже этих машин - им любая непролазная топь по плечу.
- Вот мужчина один пришел. Я, говорит, хочу похудеть, дайте мне участок посложнее, - рассказывает Галина Владимировна. - Мы ему даем Веселую. Он говорит: «Не-не-не». Ну, хорошо, другой даем. А ему тоже сложно. «Нет, это не для меня», - сказал и ушел. У нас столько мужчин было - всем тяжело, а женщины молчат и делают.

Вот такая она, почта, если посмотреть на нее с непарадной стороны: сложная, но нужная работа.

Любовь КРИВОНОС.

Автор:  Любовь КРИВОНОС "КП в Магадане"









Колымские колонки