Теплом навеянные строки…

/uploads/posts/2015-02/1424913692_zhorov.jpg



Современная цивилизация - это в первую очередь простота и удобство во всем. Мы привыкли к комфорту в нашей жизни и невозможно представить его без созданных благ. На сегодняшний день у нас в распоряжении все виды технических достижений: автомобили, поезда, авиалайнеры, телефон, Интернет, и многое другое.

Нельзя забывать и о созданном "коммунальном рае", ведь качество и комфорт жизни в большей степени зависят от атмосферы и уюта помещений, в которых мы проводим практически все свое время. Электричество, вода, канализация, теплоснабжение - вот основные его компоненты. Вроде не так много, но как они для нас важны, ведь убери один из них, мы сразу же начнем ощущать некие неудобства. Например, вспомним летний период, ежегодное отключение отопления - за окном серо, дома сыро, достаем обогреватели и дружно начинаем мотать электричество в попытках просушить квартиру. На этот же период выпадает двухнедельное отключение горячего водоснабжения, а это значит - здравствуйте тазики и кастрюльки! Если есть бойлеры или другая водонагревающая техника, то проще, но на согрев воды уходит уйма времени и опять же неудобно. Вот и убрали два компонента и что мы видим - полнейший дискомфорт.

Если не брать ежегодный период отключения, то нас в коммунальном мире вроде все устраивает. Мы дальше продолжаем потреблять и не задумываться о том, что за подаренными благами кроется огромный и неоценимый труд сотен работников коммунальных служб, ежедневно создающих комфортные условия проживания - для каждого из нас.

ХОРОШО, КОГДА ГОРЯЧО

Итак, остановимся подробнее на двух исчезающих ежегодно не на длительный срок компонентах коммунального комфорта - отоплении и горячей воде. Откуда поступает тепло, куда исчезает, кто за этим стоит и многое другое нам рассказал директор МУП г. Магадана "Магадантеплосеть" Павел Валерьевич Жоров.

- Наше предприятие вот уже более сорока пяти лет весьма успешно занимается производством, транспортировкой и распределением тепловой энергии. Приоритетным направлением деятельности является обеспечение качественного и бесперебойного теплоснабжения потребителей. Услугами МУП ежедневно пользуются предприятия и население города, а также прилегающие к нему поселки. В основном тепло вырабатываем сами и выступаем как теплоснабжающая организация, а порой выступаем теплосетевой компанией для Магадан­энерго.

Если говорить вкратце, то система теплоснабжения города состоит из магистральных, межквартальных и внутри-дворовых распределительных сетей, локальных котельных, Магаданской ТЭЦ, как основного источника выработки тепла в городе, и центральных распределительных пунктов, распределяющих тепловую энергию по видам услуг - на отопление и горячее водоснабжение.

Упрощенно процесс теплоснабжения города можно описать следующим образом: холодная вода поступает в котел или теплообменник и после нагрева поступает в распределительную сеть отопления и горячего водоснабжения. Далее насосами обеспечивается их прокачка по трубопроводам предприятия и поступает во внутридомовую систему отопления и горячего водоснабжения. А там уже совсем просто - по внутренней разводке здания обеспечивается нагрев радиаторов отопления, и из крана течет горячая вода.

Ежегодно мы проводим регламентные работы с отключением горячей воды. Во время работ осуществляем ревизию оборудования, отчистку котлов, проверку всей электрической части, для того чтобы в течение года избежать серьезных проблем в системе.

Также работа предприятия ведется в рамках программы по повышению энергоэффективности, именно мы устанавливаем общедомовые приборы учета в городе. В 2014 году нами была произведена установка около ста сорока приборов на общую сумму 60 млн. рублей. В общей сложности осталось установить тысячу приборов в городе и прилегающих к нему поселках, - рассказывает П.В. Жоров.

"СОКРОВИЩНИЦА" ПРЕДПРИЯТИЯ

МУП г. Магадана "Магадантеплосеть" одно из старейших предприятий города, прошло большой и сложный путь технического перевооружения и организационного реформирования. На балансе предприятия числятся 420 километров трубопроводов теплоснабжения и сетей горячего водоснабжения. А также 10 центральных тепловых пунктов, которые распределяют тепловую энергию, поступающую от магаданской ТЭЦ и 11 локальных котельных, которые участвуют в процессе теплоснабжения.

Но главным капиталом являются - опыт, профессионализм, инициатива и ответственность всех сотрудников предприятия (численность около четырехсот человек). Несмотря на большие объемы работы и трудности, с которыми приходится сталкиваться, специалисты с поставленными задачами справляются весьма успешно и в намеченный срок.

В связи с оттоком населения в нашем регионе и переходом квалифицированных специалистов на более высоко­оплачиваемые работы, на сегодняшний день на предприятии существует кадровая проблема. К сожалению, коллектив не молодеет, и остро требуются молодые специалисты. Для обеспечения неким кадровым резервом узких специальностей по теплоэнергетике, руководство организовало обучение восьми сотрудников. Все они получают дополнительное высшее образование в университетах Томска, Новосибирска и Хабаровска. Все расходы по обучению, проезду, проживанию - берет на себя предприятие. После обучения дипломированные специалисты обязаны будут отработать в Магадантеплосети определенное количество лет, вернуть так, сказать, вложенные в них инвестиции.

ШАГАЕМ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

Персонал предприятия ведет постоянную работу по реконструкции и модернизации оборудования, по продлению срока службы этого оборудования, по монтажу современных средств автоматизации, внедрению новых энергосберегающих технологий.

- Говоря о внедрении технологий, мы стараемся всегда применять только новое и качественное, потому что за дешевизной может скрываться явно несоответствующее оборудование. Ведь главный показатель качества работы предприятия - это надежность систем, которая обходится достаточно дорого. Лучше порой дорого вложиться и получать от этого выгоду в дальнейшем на 20-30 лет, чем погнаться за дешевизной, решив проблемы на 2-3 года, а потом опять начинать тратиться на ремонт, замену и так по замкнутому кругу. Как говорится, "скупой платит дважды" - это не про нас.
Мы стараемся быть в курсе последних новинок в мире технологий, касающихся нашей работы. Для этого выписываем узкоспециализированную литературу - журналы. Лично посещаю ознакомительные выставки. Одна из последних, в Новосибирске, принесла свои плоды. В 2014 году мы применили новый тип изоляции, который существенно отличался от старого.

В конце прошлого года мы организовали проведение масштабного энергетического обследования всего нашего предприятия, в ходе которого проверялось электропотребление, тепловые потери, эффективность насосного оборудования и т.д. Обследование проводила приглашенная компания из Подмосковья, которая на высоком уровне сделала эту работу. Работа еще не завершена, но те замечания, которые были выданы, уже нами учтены. Первоначальные результаты в ходе проверки нас очень сильно удивили, и подтвердили наш правильный путь в области решения снижения непроизводительных потерь.

В ближайшее время я еду в Москву на специализированную выставку "Аква-Терм", где будут представлены порядка 800 экспонатов - это трубопроводная арматура, котлы, горелки, насосы и многое другое, - рассказывает Павел Валерьевич.

ОДНИ НЕ ПЛАТЯТ - ДРУГИЕ СТРАДАЮТ

Уходящий год для Магадантеплосети был достаточно непростым. Трудности были связаны с финансовой политикой. Предприятие находится в своем роде на самообеспечении, живет и выполняет работы за счет средств, собранных с потребителей за предоставляемые услуги, в том числе с населения. Тарифы на тепловую энергию регулируются государством и ничего "лишнего" в тарифе нет. На сегодняшний день долг населения перед МУП за потребленное тепло и горячую воду составляет 280 миллионов рублей. "Выбивание" долгов происходит законными методами, через исполнительные листы, суды и другое, но это малоэффективно. К сожалению, ежегодно ситуация с оплатой за коммунальные услуги - ухудшается.

Чем меньше денег с населения поступило, тем меньше будет проводиться работ по ремонту и замене сетей. Больше будет прорывов, и соответственно неудобств для населения. Многие из нас не понимают, что это же к нам и вернется.

Например, магистраль по улице Советской нуждается в ремонте, но из-за долгов населения сотрудники предприятия не могут вести эту работу - нужны деньги, а этих денег нет, в итоге работы откладываются каждый год. Соответственно они копятся, но когда-то же время придет.…

Что будет, если случится прорыв на улице Советской? На данной "трубе" находится около 25% всего города и при нынешней уличной температуре достаточно будет двух-трех часов, чтобы объекты теплоснабжения начали размораживаться. Так и получается - одни не платят, а другие в итоге пострадают. В данной ситуации к таким неплательщикам абсолютно точно подходит биологический термин "паразитизм", что значит потреблять, а пользы не приносить. Да что с ней, пользой? Многого же не требуется, всего лишь оплата за хищническое потребление ресурсов, от которого, как правило, пострадают все, кроме самого "паразита".

В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ РАБОТАТЬ БУДЕМ

В планах на этот год у Теплосети стояло проведение масштабной реконструкции магистральных трубопроводов, в связи с этим была утверждена инвестиционная программа. Однако, без подкрепления финансовыми ресурсами ее реализовать невозможно. Если предприятие не найдёт пути решения, то исполнить ее не сможет. Но в любом случае ежегодная работа по обычной подготовке к отопительному сезону будет вестись.

- В прошлом году при запланированном ремонте 3 км сетей нами сделано было 4 км - план перевыполнили. На этот год запланировано отремонтировать и заменить 2 км сетей.

Но опять же таки нормативный срок службы тепловых сетей составляет 25 лет, соответственно ежегодно мы должны менять 16 км сетей, а мы меняем 2 км. А почему? Потому что на ремонт 16 км сетей нужно потратить порядка 250 миллионов рублей. А у нас в наличии 60 миллионов рублей, а виновато в большей степени население, а точнее его нежелание платить, - подчеркивает Павел Валерьевич.

Мораль сей басни такова и проста: благоустройство города и комфортное проживание в нем в первую очередь в руках самого же населения. От нас с вами требуется лишь минимум: своевременная оплата за предоставляемые блага. Все очень просто - "воспользовался - плати".

Беседу провела
Н. МИФТАХУТДИНОВА.