Миссия выполнима


Роман Корсун, и.о. ректора СВГУ, о жизни и судьбе ведущего вуза Колымы.

Не так давно в жизни ведущего высшего учебного заведения территории произошли немалые изменения - его ректор Анатолий Широков покинул свой пост в связи с назначением на должность сенатора от Магаданской области. Что же изменится в жизни вуза после его ухода, что ждет университет в будущем и чем сегодня живет крупнейший вуз Магаданской области - об этом рассказал исполняющий обязанности ректора СВГУ Роман Корсун.

- Роман Петрович, как вы считаете, сильно ли повлияет на жизнь университета смена руководства?

- Я думаю, что ничего принципиально важного в жизни вуза измениться не должно. СВГУ, как говорится, был, есть и будет, и он не прекратит ту миссию, которая на него возложена - готовить специалистов практически для всех отраслей хозяйства Магаданской области, заниматься научными исследованиями, воспитательной работой со студентами, готовить иностранных граждан к сдаче необходимых экзаменов и так далее. К тому же Анатолий Иванович отнюдь не оставил СВГУ и даже по сей день является его профессором. Мы очень тесно взаимодействуем, он в курсе всех событий, происходящих в жизни университета. Сегодня он представляет Магаданскую область в Совете Федерации, и для нас это очень хорошо, как я шучу, не у каждого вуза есть свой сенатор.

- Начать разговор хочется, пожалуй, с самой главной темы - специальностей, по которым СВГУ готовит студентов. Экономика нашего региона развивается, меняются и потребности рынка труда. Как вы реагируете на эти изменения?

- Вуз внимательно за ними следит и незамедлительно реагирует. Понадобились, например, для нашей горнодобывающей промышленности специалисты по горным машинам - такое направление открыли. Нужны сегодня педагоги в области инклюзивного образования - программы по этой специальности разрабатываются и будут реализованы. Есть потребности в гибких программах дополнительного образования, повышения квалификации, обучения иностранных граждан - СВГУ стремится удовлетворить их максимальное количество. Разумеется, поставлять области абсолютно всех специалистов мы не можем, но делаем все, что в наших силах.

- Если по одним направлениям спрос растет, по другим он, наоборот, падает?

- Разумеется, и это вполне нормально, ведь потребность в специалистах постоянно меняется. Вуз оперативно на это реагирует: в зависимости от ситуации количество бюджетных мест на какую-то образовательную программу может быть сокращено либо набор полностью приостановят. Иногда даже переподготавливаем студентов, переводим на другие специальности, чтобы они не потеряли свою ценность на рынке труда.

- Кстати, о переводах: расформированы ли малокомплектные группы?

- Некоторые студенты в прошлом году переведены с одной образовательной программы на другую, но их было не так уж много. Безусловно, оптимизация необходима вузу, так как обучение двух-трех студентов в группе экономически невыгодно, но осуществить ее не всегда получается по целому ряду соображений. Например, есть образовательные программы, спрос на которые высок, хотя самих студентов немного, и их приходится сохранять.

- А как проходит оптимизация кафедр и факультетов? Ожидать ли каких-то изменений в этой сфере?

- На данный момент процесс оптимизации произведен, и количество кафедр, их структура, численность и наполненность вполне удовлетворительны. До окончания учебного года никаких изменений не планируется. А что будет дальше, говорить пока трудно. Сейчас идет работа над программой стратегического развития нашего университета, и, возможно, ее принятие придется отложить до будущих выборов ректора, так как у нового руководителя может быть свой взгляд на жизнь вуза. Внутренняя перекомплектовка вполне возможна, но точно утверждать ничего нельзя.

- Хватает ли преподавателей?

- Да, университет полностью укомплектован, а по некоторым образовательным программам даже есть некоторый профицит. Наши педагоги достаточно высокого уровня, и мы ими действительно гордимся. Есть лишь одна проблема: многие преподаватели хотят работать по совместительству, заполнять несколько ставок, и незачем им препятствовать, но, к сожалению, не всегда получается предоставить им эту возможность. Объем работы зависит от количества студентов, а оно совсем не растет.

- Не так давно закончилась зимняя сессия. Что можно сказать об успеваемости студентов, на каком уровне она находится?

- Если проследить тенденцию последних лет, она держится примерно на одном уровне: удовлетворительно - хорошо. Почему? Во-первых, сказать, что современный школьник сплошь отличник, разумеется, нельзя. А во-вторых, само количество выпускников по-прежнему невелико, все еще сказывается демографическая яма 90-х годов, когда рождаемость резко упала. Количество ребят медленно возрастает от года к году, но тем не менее отбор лучших для поступления сделать сложно. Берем тех, кто проходит по баллам, и говорить о конкурсе по всем образовательным программам нельзя, хотя за места на некоторые специальности борьба действительно идет. Всплеску успеваемости, грубо говоря, просто неоткуда взяться, поэтому и балл средненький. Университет не нарушает никаких нормативов, назначенных Министерством образования и науки РФ, но мы знаем, что наши студенты могли бы и лучше. К тому же вуз всегда идет навстречу учащимся, например, если человек разочаровался в своей специальности, переводим на другую образовательную программу. А студенты с высокой успеваемостью получают очень хорошую стипендию.

- То есть хорошо учиться выгодно?

- Разумеется! В СВГУ вообще очень широкие методы финансового стимулирования студентов: кроме обычной стипендии, существует социальная, повышенная, персональная от разных компаний, происходит премирование в конце года и по итогам промежуточной аттестации в течение семестра. Не у всех зарплаты, извините, такие, но это и правильно, ведь труд должен быть отмечен. Государство финансирует стипендиальный фонд в полном объеме и даже выше той потребности, которая сейчас у нас есть, так что, думаю, мы можем осторожно говорить об увеличении стипендии в недалеком будущем.

- На уровне страны поднимался вопрос о том, чтобы перестать платить студентам стипендии в первый семестр и начислять их только после первой сессии. Как вы к этому относитесь?

- Я думаю, это было бы не самое лучшее решение. Сегодня стипендия платится всем по факту поступления в университет, и это очень важно, ведь учащиеся привыкают, что их поддерживают государство и вуз, и это отличный стимул продолжать хорошо учиться и получать стипендию, а может, и заняться наукой, спортом, внеучебной деятельностью, и увеличить ее размер. Студенты в принципе должны пользоваться социальной поддержкой, и честь и хвала нашему государству за то, что оно сохраняет форму подобного социального обеспечения. Это позиция страны, и мы реализовываем, продолжаем и поддерживаем этот курс.

- Другая сторона студенческой жизни - общежитие. Все ли студенты им обеспечены?

- Да, потребность учащихся закрыта полностью, и все, кто имеет на поселение право и желание, проживают в общежитии. Это в первую очередь иногородние студенты, причем мы принимаем и ребят из близкорасположенных поселков типа Олы или Сокола, ведь ездить каждый день оттуда на учебу для студента все-таки и тяжело, и затратно. Впрочем, мы стараемся идти всем навстречу: разрешаем жить и некоторым учащимся из Магадана, если им не позволяет находиться дома ситуация в семье, иногда пускаем заочников, которым совершенно некуда пристроиться, даже договорников. Рассматриваем все просьбы и, если причина действительно серьезная и в общежитии есть места, стараемся помочь, ведь это наши студенты и мы должны о них заботиться.

- Насколько мне известно, поднимался вопрос о строительстве второго общежития для СВГУ…

- Министерство образования и науки РФ запрашивало информацию о том, необходимо ли это. Были собраны заявки, произведен мониторинг ситуации, все результаты исследований отправлены в Минобразования, но своего ответа они пока не дали. Вообще это было бы совсем нелишне, ведь тогда можно было бы создать более комфортные условия для проживания, то есть селить в комнаты меньшее количество человек, расширить рекреационные зоны, библиотеку, досуговую занятость, возможно, организовать какой-то спортивный зал и так далее. Опять же, легче решали бы вопросы с поселением студентов-заочников. В одной девятиэтажке трудно реализовать все желаемое. Так что ждем ответа от министерства.

- А как обстоят дела с практикой студентов?

- У нас заключена масса договоров с немалым количеством работодателей в регионе в самых разных сферах, и наши студенты практикуются на предприятиях региона и за его пределами, получают профессио­нальные навыки, закрепляют их, отчитываются, получают оценки. Сегодня их деятельность как можно более приближена к профессии, то есть студент не будет выполнять какую-то черновую работу, не имеющую отношения к его специальности. Это бывает лишь в сфере производства, ведь, чтобы стать грамотным инженером, надо четко понимать, что делает рабочий. Кроме этого, университет плотно работает с предприятиями и как с будущими работодателями - их представители посещают мероприятия в нашем вузе и устраивают свои, привлекая к себе на работу наших учащихся.

- А как вы относитесь к возвращению в вузы системы распределения?

- Честно говоря, испытываю по этому поводу противоречивые чувства, потому что, с одной стороны, я понимаю, что распределение помогло бы закрыть потребность в специалистах прежде всего в удаленных населенных пунктах, куда редкий студент захочет ехать после вуза сам. И, наверное, государство имело бы на это право, ведь оно тратит немалые деньги на то, чтобы вырастить одного специалиста. Например, сегодня в СВГУ выучить бакалавра стоит более 600 тысяч рублей, и это без учета стипендий! А ведь нередко специалист, получив диплом, работает не в соответствии со своей квалификацией или вообще не по своему профилю. С другой стороны, у нас ведь свободное демократическое общество, и человек должен выбирать, где и как ему работать. Два этих момента лично во мне борются.

- Пожалуй, одно из самых главных грядущих событий в колымском образовании - закрытие магаданского филиала МГЮА им. Кутафина. Будет ли он как-то присоединен к СВГУ?

- Наш университет готов сделать все возможное, чтобы прежде всего не пострадали студенты. Существует договоренность с руководством филиала МГЮА о совместных действиях в этой связи, и, хотя все формальности еще не соблюдены, уже можно точно сказать, что учащиеся не останутся без диплома. Оптимально было бы, конечно, провести это слияние летом, чтобы студенты МГЮА спокойно окончили курс и продолжили с нового учебного года свое обучение уже в СВГУ. Так что сейчас мы ждем решения Министерства образования и науки РФ по этому вопросу.

- Роман Петрович, в конце нашего разговора хотелось бы узнать, будете ли вы участвовать в будущих выборах ректора.

- Здесь важно не столько мое личное мнение, сколько мнение всего коллектива университета. Если я буду чувствовать, что пользуюсь абсолютной поддержкой наших сотрудников, что они доверяют мне, буду участвовать в выборах. Разумеется, все зависит не только от меня и даже не от нашего коллектива, учитываются позиции и региона, и Министерства образования и науки РФ. Сам я к этому отношусь совершенно спокойно, ведь не так важно, кто будет стоять у руля, важно, чтобы наш университет продолжал свой курс в непростой сфере высшего образования Колымы.

Автор: Анастасия Шапошникова.








Колымские колонки