Годовая оценка колымской школы

/uploads/posts/2015-01/1422655228_shurxno.jpg



В Магадане проходят январские публичные слушания, на которых руководители министерств отчитываются об итогах работы в 2014 году. Для министра образования и молодежной политики Магаданской области Анжелы ШУРХНО это был первый отчет подобного рода. Мы попросили ее подробнее рассказать о состоянии и развитии системы образования в регионе. Итак, о чем доложила министр…

О ЦИФРАХ И ПРИОРИТЕТАХ

- Анжела Владимировна, расскажите, как выглядит в цифрах наш регион с точки зрения образования и какие приоритеты в его развитии.

- Приоритетными направлениями деятельности в сфере общего образования являются: развитие сети общеобразовательных организаций - оснащение школ современным оборудованием, обеспечение безопасных условий образовательного процесса, формирование независимой оценки эффективности, обеспечение поддержки учреждений общего образования, осуществляющих работу с одаренными детьми и молодежью, совершенствование проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников.

Сегодня в нашей области 51 детский сад, их посещают 8,6 тысячи малышей, в 62 школах, гимназиях и лицеях учатся 16,4 тысячи ребят, а в 15 учреждениях дополнительного образования занимается более 10 тысяч человек. Среднее профессиональное образование представлено 10 училищами и лицеями с численностью обучающихся 2946 человек.

- И сегодня мы уже не можем, как раньше, утверждать, что образование финансируется по остаточному принципу?

- Нет, конечно, расходы консолидированного бюджета на образование из года в год возрастают: если в 2013 году они составили 6605,7 млн. рублей, то в прошлом - 6976,3 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 131,707 млн. рублей. Из них на дошкольное детство - 1509,5 млн. рублей, на общее образование - 3684,1 млн. рублей, на среднее профессиональное - 793,8 млн. рублей, на молодежную политику и оздоровление детей - 422 млн. рублей.

В результате реализации комплекса мер по модернизации, государственной программы «Развитие образования в Магаданской области», приоритетного национального проекта «Образование» в регионе увеличилась доля школьников, которым предоставлены основные виды современных условий обучения. Растет уровень компьютерной оснащенности: если раньше на один компьютер приходилось 8 учеников, то сейчас - 6. Значительно пополнился библиотечный фонд, все школьники обеспечены бесплатными учебниками. Доля учащихся, которым предоставлена возможность пользоваться спортивными залами, составила более 20 %. Всем школьникам обеспечен подвоз к месту обучения. Созданы условия для одаренных детей, которые обучаются по индивидуальному плану. И всем без исключения детям-инвалидам, которые учатся на дому, предоставлены условия для полноценного получения образования в дистанционной форме. Сегодня она практикуется только в школе № 18 г. Магадана, но вскоре ее станут вводить и в других.

О КАДРАХ

- Немаловажное значение для повышения качества образования имеет кадровое обеспечение сферы. А как решается проблема привлечения кадров?

- В системе образования Магаданской области трудятся 2780 педагогических работников, из них 1148 имеют первую и высшую категории. Конечно, большинство из них - люди опытные, но в этом учебном году в школы региона пришли 24 молодых специалиста. В последние годы наметилась положительная динамика: если в 2011 году удельный вес молодых специалистов составлял 1,5 % от общего числа педагогических работников, то в 2014-м - более 10 %. Во многом этому способствуют меры социальной поддержки молодых специалистов.

Рост заработной платы повышает экономический статус учителей (изменилось их социальное самочувствие), позволил привлечь в школу выпускников вузов.

И сегодня уже можно говорить о положительной динамике численности педагогических кадров в образовательных организациях.
В настоящее время в регионе растет число педагогов, освоивших информационно-коммуникационные технологии, участвующих в конкурсах и проектах, имеющих свои сайты, отражающие профессиональную деятельность, у них появилась хорошая мотивация быть экспертом при оценке достижений коллег, наставником молодых педагогов, руководить исследовательскими проектами, методическими объединениями.

О КАЧЕСТВЕ

- Как при этом меняется качество обучения?

- Основными направлениями нашей деятельности стали модернизация региональной системы общего образования, повышение его качества. В регионе на протяжении 4 лет в экспериментальном режиме в начальной школе вводятся новые стандарты, по ним с этого учебного года работают 100 % учащихся. Ежегодное комплексное мониторинговое исследование учебных достижений обучающихся начальной школы свидетельствует о стабильности качества знаний: с заданиями базового уровня сложности по всем предметным областям успешно справляется более 84 %, повышенного уровня сложности - 76 % учащихся. Можно констатировать, что результаты выпускников начальной школы в целом подтвердили требования ФГОС к уровню подготовки учащихся первой ступени обучения. Проводится работа по формированию независимой оценки качества деятельности образовательных организаций региона. В рейтинге начального общего образования наша область занимает 5-е место.

О РЕЙТИНГАХ

- Интересно, что же показывают модные нынче рейтинги?

- Магаданская область занимает 13-е место из 81 региона в рейтинге дошкольного образования. Показатели общего образования наша область также значительно улучшила, поднявшись с 34-го места в 2013 году на 6-е по итогам восьми месяцев 2014-го.

В двадцатку лучших муниципальных образований вошли Хасынский район, занявший 2-е место в России в рейтинге начального образования, Сусуманский на 12-м в сфере общего образования, Омсукчанский на 14-м в исследовании организаций дополнительного образования детей.
По итогам II Всероссийского образовательного форума «Школа будущего: проблемы и перспективы развития современной школы в России», прошедшего в г. Санкт-Петербурге в апреле прошлого года, лауреатом конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучшая гимназия» признано автономное учреждение «Гимназия № 30» г. Магадана. А МАОУ «Гимназия (английская)» г. Магадана вошла в число 500 лучших образовательных организаций страны.

О возросшем качестве обучения можно судить и по тому, что в области удалось снизить количество выпускников, не получивших аттестата о среднем общем образовании по результатам Единого государственного экзамена - с 93 человек в 2013 году до 11 человек в 2014-м. А в пяти районах - Ольском, Омсукчанском, Северо-Эвенском, Среднеканском и Хасынском - все выпускники преодолели установленный минимум набранных баллов по двум обязательным предметам - русскому языку и математике. Традиционно на все 100 баллов сдают ЕГЭ по русскому языку выпускники образовательных организаций повышенного статуса - в прошлом году 3 человека: из гимназии № 13 г. Магадана и Английской гимназии, а также лицея г. Сусумана.

В области ширится олимпиадное движение, координатором которого выступает министерство образования и молодежной политики. В прошлом году во всероссийской олимпиаде школьников участвовали 4957 учащихся в школьном, 1539 - в муниципальном, 348 - в региональном этапах. По итогам регионального этапа определены 29 победителей, 59 призеров, 35 участников награждены грамотой министерства за особые успехи в освоении отдельных предметов, двое представляли область на заключительном этапе по географии и обществознанию в Оренбурге и Санкт-Петербурге, впервые победительница регионального этапа олимпиады «Основы православной культуры», проводимой совместно с Магаданской и Синегорской епархией, направлена для участия в финальных мероприятиях в г. Москву.

- В нынешнем году, который объявлен Годом литературы, особенно актуальными становятся итоги написания сочинения…

- В соответствии с поручением Президента РФ В. В. Путина с 2014/2015 учебного года 3 декабря писали итоговое сочинение 835 наших выпускников, из них 20 инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья писали изложение. 95,8 % написавших допущены к ГИА, 4,2 % (35 человек) получили незачет, у них будет возможность пересдать экзамен в дополнительное время - 4 февраля и 6 мая.

ОБ УВЛЕЧЕНИЯХ

- Понятно, что только учебой жизнь современного школьника не ограничивается. Что предлагают нашим ребятам в свободное время?

- Большое внимание уделяется развитию дополнительного образования детей, им охвачено 84 % от общего числа ребят в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории региона. При этом сохранены все направления - художественно-эстетическое и прикладное, спортивное и техническое, гражданско-патриотическое, туристско-кра­е­ведческое, эколого-биологическое, культурно-досуговое и другие. В области есть 2 образцовых коллектива: ансамбль народного танца «Радуга», изостудия Дворца детского и юношеского творчества в г. Магадане. На базе Детского экологического центра создана областная экспериментальная площадка «Предпрофильная подготовка обучающихся в области геологоразведки, рационального природопользования, природоохранного и горнопромышленного дела».

Воспитанники организаций дополнительного образования детей ежегодно являются призерами всероссийских конкурсов им. Вернадского, «Зеленая планета».

По итогам независимой оценки качества работы образовательных учреждений, проведенной Системой добровольной сертификации информационных технологий, рейтинг эстетического воспитания в учреждениях общего образования вывел Магаданскую область на 22-е место с 82-го, таким образом, область поднялась на 50 позиций вверх, а среди учреждений дополнительного образования - на 8-е место (2013 год - 62-е).

Автор: Вера Диденко