"Золотая Колыма". Десятый рейс углем для Магадана.


Восьмой год доставка топлива Магаданской ТЭЦ для нас неразрывно связана с работой балкера "Золотая Колыма". Десять рейсов судна, стабильно курсирующего с весны по декабрь на линии "Магадан -Порт Восточный", полностью закрывают потребности города в угле.

Конечно, каждый магаданец понимает важность этой работы. И какой бы будничной она ни казалась на посторонний взгляд, мы с благодарностью принимаем ее результат Ежегодно десятый рейс судна, означающий завершение завоза топлива, отмечается особо.

На этот раз торжества по случаю такого прибытия произошли раньше обычного. Уже к середине ноября все топливо было доставлено.

А в минувший четверг заместитель мэра Магадана А.В. Малашевский вручил благодарственные письма группе работников Магаданского морского торгового порта. Докеры-механизаторы НА Краснов и В.П. Пестенев, сменный диспетчер В.Н. Кудряшов, электрогазооварщик В.Н. Сазоник и слесарь МП Филиппович, безусловна >, заслужили эти поощрения.

Разгрузка Ралкера -дело непростое, каждый раз требующее изрядного напряжения основных служб коллектива портовиков

- По нормам такое судно должно разгружаться за семь суток, - сказал заместитель генерального директора ММТП В.П. Самойленко. - Но наши докеры разгружают его за двое с половиной суток. Благодаря этому удалось сэкономить 1450 судочаоов, раньше обычного завезти 2 ГО тысяч тонн топлива.

В декабре 'Золотая Колыма" завезет еще дополни тельно партию ургальского угля. Но это уже сверх программы - энергетики хотят сравнить это топливо с кузбасским...

Отмытый после разгрузки красавец-балкер издали казался совсем небольшим. И только подойдя вплотную, мы ощутили масштаб огромного судна. Уходящий на уровень примерно третьего этажа жилого дома металлический трап как-то не внушал доверия.

Но -делать нечего... Наблюдавший за нашим восхождением вахтенный объяснил, как пройти к капитану. Еще несколько этажей - и мы в гостях у Александра Алексеевича Башкирева.

- Если бы не остатки угольной пыли на поручне трапа, Александр Алексеевич, можно было подумать, что попали мы вовсе не на трудягу-балкер, а люди здесь не работают - только отдыхают.

-Да, условия для экипажа здесь созданы хорошие. Ну, и внешний вид впечатляет. Надо отдать должное, компания не жалеет средств для того, чтобы поддерживать судно в отличном состоянии. Покраска, починка всего, что требует заботы, у нас идут постоянно. Возраст судна - солидный, так что приходится стараться.

Три года назад, когда предъявляли судно на класс, можно было обойтись обычным доковым ремонтом - почистить днище, покрасить осмотреть винторулевую группу.

Но руководство компании пошло на более значительные затраты. Так что сейчас, после обновления корпуса, наше судно по заключению регистра помолодело на 10 лет Это, кстати, немаловажно при заключении договоров на фрахт за границей.

- А одногодки балкера еще работают?

- Конечно. Правда, они по меньше на один трюм. Наша "Золотая Колыма" - самое крупное судно на Дальнем Востоке

- Ваш предшественник как-то в декабре посетовал, что балкер строили не для работы в северных широтах, С обледенением приходится бороться вручную.

- Проблема есть. Хотя, честно говоря, я как-то даже не представляю, сколько топлива потребуется сжечь, чтобы обогреть такую махину. Поэтому приходится как-то приспосабливаться.

Если в предыдущем рейсе погода позволяла, мы шли к порту Восточный напрямую. А вот обратно - заштормило. Температура понизилась. И чтобы избежать сильного обледенения, повернули и прошли под восточным берегом Сахалина - укрылись от ветра.

В Северо-Восточной судоходной компании, которой принадлежит наш балкер, тоже стараются составить график завоза угля в Магадан таким образом, чтобы сократить работу в зимние месяцы Помню, в 2005-м году даже пытались начать завоз в апреле.

Прошли сюда за ледоколом. А вот обратно уже пришлось выбираться своим ходом. Для судна это не очень хорошо.

В этом году график проработали очень удачно. 14 мая -день в день - встали на погрузку в порту Восточный. 11 ноября в 20 часов, опять же, точно по графику подошли в порт Магадана. Думаю, это наиболее оптимальный вариант. И очень хорошо, что в график уложились все - и поставщики топлива, и портовики, и железнодорожники.

- Ну, в нашем-то порту работать с "Золотой Колымой" научились здорово.

- Самая превосходная оценка магаданским докерам, которых я давно и хорошо знаю. Нас в три хода, то есть тремя кранами в Восточном загружают трое суток - тоже быстро. Но разгрузка-то всегда тяжелее. А здесь умудряются разгрузить за двое с половиной.

- При этом успевают выхватить часть угля столь быстро, что вам не приходится отводить судно от причала.

- Именно так. При отливе у причала глубина доходит до 8 метров. А осадка у балкера при полной загрузке - десять с половиной. И для того чтобы не отходить, не дожидаться следующего прилива, не терять время, докеры должны выгрузить не менее 4 тысяч тонн за 5 часов.

Поэтому мы подходи» к причалу уже с открытыми крышками трюмов. Как только встали - начинается работа. Момент ответственный. И мы никогда не уверены заранее, что все удастся. Но до сих пор еще ни разу не отводили судно ждать второй прилив.

- Можно ли сравнить эту работу с отношением к делу в порту Восточный?

- К тамошним портовым службам у нас нареканий нет.

Работают, пусть и не так быстро, как Магаданцы, но все же хорошо. Иногда возникают ненужные заминки из-за того, что Москва еще спит. Там тоже разница во времени немалая -семь часов. А управляют портом москвичи. Но и это, в общем, существенно не мешает. Хуже другое.

Обычно в портах придерживаются традиционного порядка - кто первым подошел, того и ставят под погрузку. Но почему-то здесь бывает и по-другому. Связываешься по рации с диспетчерской, а там рекомендуют: "Золотая Колыма", сбавьте ход, мы ставим корейское судно". Или - стоишь грузишься, докеры настроились - работают в три хода.

Подходит пароход под иностранным флагом. Нам говорят: "Два крана с вас снимаем, оставляем пока один. И - продвиньтесь вдоль причала, мы тут "иностранца" поставим" Вот тут за державу становится обидно. Почему у нас свои, отечественные компании, да еще и выполняющие столь важную задачу - завоз топлива на Север - уважать-то не научились?

Министр транспорта у нас заявляет, что приоритет в грузоперевозках должны иметь отечественные компании. Ачто получается на деле? Заканчиваем мы северный завоз. Подходим в порт Восточный. И наблюдаем корейские, китайские суда, снующие, как челноки. Нашему же руководству компанией приходится искать работу за границей.

Причем не самую высокооплачиваемую. Выгодные перевозки там оставляют только для своих.

Кризис еще больше ударил по российским компаниям. Многие из тех, что помельче, просто обанкротились. Объемы контейнерных перевозок резко упали. Одновременно вырос рынок судов, выставленных на продажу. Наша компания работает по-прежнему стабильно.

И "Золотая Колыма" у причала не отстаивалась. После ремонта завезли уголь в Петропавловск-на-Камчатке. Потом - концентрат угля в Китай, оттуда - строительную смесь...

-Далеко ли приходится уходить в поисках фрахта?

- Летом 2007 года ходили в Малайзию, Индонезию, спускались до Арабских Эмиратов Возили все - сахар, уголь, технику. В Индонезии, у южной части острова Калимантан, помню, долго грузили уголь. Погрузка шла с барж. Грузчики -индонезийцы, человек 25. Поставили себе балаганы у нас на палубе - так и жили. Народ там бедноватый.

Но к нам относятся очень хорошо Пожилые стивидоры и агент вспоминали, как еще в 60-70-е годы наши моряки перегоняли им дизельные подлодки, а потом учили местных работать на них.

- А с каким чувством возвращаетесь в Магадан?

- Это наш порт приписки. Здесь мы выполняем самую главную, самую важную свою работу. Пятеро из экипажа, в том числе и я, магаданцы. Потому и чувство соо гветствую-щее - домой приходим. Здесь и люди совсем другие, отношение друг к другу теплее. Я не преувеличиваю, нам ведь есть с чем сравнивать.

- Бытовые условия на судне хорошие, рейсы регулярные, работа стабильная. Надо полагать, что и люди в экипаже меняются нечасто?

- Бывает, конечно, что приходят такие, от кого нужно срочно освобождаться. Но серьезные моряки работают у нас по несколько лет. Раньше контракты заключали на три года. Сейчас-бессрочные. Работай, если умеешь, никто тебя не гонит. Люди регулярно отдыхают в отпусках - оплачиваемых, разумеется.

Стаж идет непрерывный, зарплату, пусть она и не самая высокая, выплачивают без задержек. Даже оплату переобучения, которое раз в пять лет должны проходить все специалисты, фирма берет на себя. Так что люди из экипажа не бегут. Есть надежный костяк, который в любой ситуации не подведет.

Кстати, руководство нашей компании за успешное завершение «северного завоза» ежегодно делает для экипажа какой-нибудь подарок. Один год закупили видеоаппаратуру, в другой раз переоборудовали тренажерный зал. А сейчас вот решили сделать для моряков сауну.

- Вы работали капитаном ледокола. Потом - на берегу, капитаном порта. Теперь водите балкер. Неужели морем еще не пресытились?

- Да я и в те времена, что работал на берегу, хоть раз в год да выходил в море - встряхнуться. Долго не мог привыкнуть к кабинетной работе. Все, казалось, что-то не то. Зато когда капитаном стал на "Золотой Колыме", то - вот она, настоящая жизнь. А больше ничего и не нужно.

Николай Пановский
"Колымский тракт"









Колымские колонки