Форма в режиме эксперимента

/uploads/posts/2014-11/1416611894_forma.jpg



Еще с конца прошлого учебного года не затихают дискуссии о школьной форме. И вновь хочется вернуться к актуальной теме: как должны выглядеть наши ученики?

О необходимости вернуть в школу форму заговорили давно. Новый взгляд на проблему предложили в прошлом году, когда ввели единые требования к одежде обучающихся. Впрочем, это уже и не форма в том понимании, какое осталось у многих людей старшего поколения, когда по всей стране мальчики носили одинаковые синие костюмы, а девочки коричневые платья с фартуками, а нормы делового стиля одежды. Они действительно нужны были после разгула ярких свитеров, маек и мини-юбок последних лет. А еще, как отмечается в документе, единые требования к одежде преследуют несколько целей: «устранение признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися, предупреждение возникновения психологического дискомфорта перед сверстниками, укрепление общего имиджа образовательной организации, формирование школьной идентичности». Таким образом, официально признается наличие этих проблем. А вот сможет ли их ослабить введение формы, остается под вопросом.

Первый опыт показал, что во всех районах провели работу по разъяснению единых требований к одежде, в большинстве школ приняли локальные нормативные акты, регламентирующие требования к внешнему виду учеников, решения о введении одежды, соответствующей единым требованиям Магаданской области, в некоторых классных коллективах введена школьная форма или единые элементы одежды. В магаданских школах, лицеях и гимназиях есть своя форма, к примеру, в гимназии № 24 давно все девочки ходят в юбках и сарафанах в клеточку, а в других сами ребята и их родители решают, что носить, - вернуться к старой форме или оставаться в черно-белой гамме. Из них большинство выступают за школьную форму - она не только украшает и устраняет социальные различия, дает ощущение принадлежности именно к своей образовательной организации, но и дисциплинирует школьников.

- Вам хотелось бы, чтобы дети вашего лицея отличались от других? - спросила я у директора Эколого-биологического лицея Н. С. Мельничук.

- В первую очередь поведением и знаниями, - ответила Надежда Сергеев-
на. - Хотя это, конечно, вопрос: что первично - форма или содержание? Наверное, все взаимосвязано. Единой формы у нас нет, но в этом году в младших классах ввели общие для всех элементы: все приобрели бордовые жилетки, бантики для девочек и галстуки-бабочки для мальчиков. И теперь, когда они идут по школе, остается приятное впечатление, их внешний вид и общая цветовая гамма нравятся и учителям, и родителям. Так малыми силами (а комплект обошелся родителям в пределах 700 рублей) мы достигли внешнего эффекта. В остальных классах прописан деловой стиль, хотя многие старшеклассники решили вернуться к старой школьной форме с фартуками. Но тут главное, чтобы все соответствовало возрасту, было доступно и удобно.

Так каким же видится внешность современного школьника? Виды одежды для него включают: повседневную с черными или серыми брюками и пиджаком с однотонной рубашкой и галстуком для мальчиков, а для девочек - жакет, жилет, юбку, брюки, сарафан, однотонное платье и непрозрачную блузку; парадную с белой сорочкой и фартуком; спортивную и спецодежду. При этом внешний вид, одежда и обувь должны быть опрятными, соответствовать нормам делового стиля и носить светский характер. Министерство образования не предлагает жестких ограничений: «Общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон определяются органом государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом)». Есть указание только на гигиеничность одежды, соответствие эпидемиологическим правилам и нормативам, погоде и температуре. Правда, не рекомендуется ношение одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных неформальных молодежных объединений. И совсем запрещается посещать школу с экстравагантной стрижкой и прической, волосами, окрашенными в яркие неестественные оттенки, пирсингом, ярким маникюром и макияжем.

Сегодня, когда многие пришли к единому мнению: форма нужна, остается только надеяться,
что в каждой образовательной организации захотят изменить подходы к внешнему виду детей. Сейчас это уже практически элемент ученической корпоративной культуры, внесенный в устав школы. Тут речь идет об имидже, и каждая старается сделать внешний вид своих ребят неповторимым. Форма тоже влияет на сознание.

Автор: Вера Василькова

Автор:  Вера Василькова "Магаданская правда"