Час и шесть минут с Сергеем Абрамовым


Кабинет обставлен по-деловому, только самое необходимое: стопки документов не создают беспорядка, а, наоборот, подчеркивают, что человек, здесь сидящий, собран, серьезен и ответственен. Картину дополняют несколько телефонных аппаратов, портрет президента на стене и герб областного центра. О мирском напоминает лишь маленькая фигурка снеговика, что переливается веселенькими огоньками. А ведь действительно скоро Новый год. Самое время не только вспомнить, в каком месте на антресолях хранятся мишура и елочные игрушки, но и подвести какие-то промежуточные итоги того, что сделано, и что еще предстоит.

УЧИТЕЛЬ И ЧИНОВНИК

- Сергей Васильевич, больше года вы руководите Магаданом как мэр, до этого, с 3 февраля 2013 года, исполняли обязанности градоначальника, но говорим мы вот так, лицом к лицу, впервые. Интересно, что-то изменилось с этого нового витка карьеры в вашей жизни? Кратно больше стало ответственности, это факт. А что еще для вас теперь по-другому?

- Это совершенно иная степень ответственности - быть руководителем исполнительно-распорядительного органа. Зам - это часть команды, а мэр - ее капитан, если хотите. Теперь магаданцы оценивают работу всего городского хозяйства в моем лице. Люди не связывают те или иные проблемы или движения вперед с начальниками управлений, заместителями, а только с первыми лицами, определяют просчеты и достижения и все это относят к деятельности первого руководителя. Этот фактор существенный и важный, он накладывает отпечаток на режим работы, даже взаимоотношения в семье, публичную деятельность, в общем, на все сферы человеческой жизни.

- И рабочий день стал длиннее?

- Он увеличился до безразмерности, и здесь режим работы определяет не время, а решение тех или иных вопросов.

- В 1982 году вы распределились в Магадан как учитель химии и биологии. Работали в школе № 17 еще до того, как она стала Английской гимназией, возглавляли Эколого-биологический лицей № 27. Говорят, педагог - это образ жизни. Вообще, в душе вы больше учитель или чиновник?

- (Улыбается.) Если смотреть по годам, в 17-й школе работал 4 года, еще столько же директором в школе № 27. В 1990-м родительская общественность выдвинула меня в городской совет народных депутатов, чтобы я более активно занимался вопросами образования в своем округе. На одной из сессий меня избрали зампредседателя совета. 24 года работаю в системе местного самоуправления, а в системе образования всего 8… Вот и считайте.

- Этот кабинет выдает тайны? Что слышали эти стены? Какой вы руководитель? Мягкий, покладистый? Жесткий, бескомпромиссный?

- Только тот, кто здесь побывал, об этом знает. (Смеется.) Я бываю достаточно жестким и требовательным с подчиненными. К сожалению, некоторые вопросы даются нелегко, ведь самая большая проблема - это распределение приоритетов при ограниченных финансах в системе городского хозяйства. Кое-что приходится решать в отсутствие бюджетного подкрепления. А это всегда очень трудно. Приходится прибегать к административному воздействию, убеждению и даже давлению. В этом плане все средства хороши, и все состояния души в такой работе могут отражаться. Самое главное - понимать, ради чего это все.

ГОРОЖАНАМ СУДИТЬ…

- Кто для вас главный судья? Чье мнение важно для вас?

- Конечно, горожан. Стараюсь сделать все, чтобы жизнь магаданцев была комфортной. Какие-то вопросы удается решать ускоренными темпами, а какие-то проходят с промедлением. Но мы движемся вперед. Об этом говорят цифры и существующие данные. За последние 5 - 6 лет динамика у города позитивная.

Создаются малые и средние предприятия. Посмотрите, сколько у нас новых торговых точек! В 2,5 раза превышена обеспеченность ими на душу населения! И преобладают сетевые магазины, чего раньше не было. Активно ведется модернизация на предприятиях, являющихся сердцем нашего города. Это сфера ЖКХ, «Магадантеплосеть», например, предоставляющая услуги по горячей воде и теплоснабжению, «Водоканал» - холодная вода и канализация. Там установлено новое технологическое оборудование, это очевидные прорывы. Причем используется самое новое, что предлагает рынок. Такие возможности для большого рывка вперед дает, как это ни парадоксально, некоторая наша отсталость - мы не приобретаем промежуточные модели оборудования, покупаем сразу передовое. Таким образом, расходы сокращаются. Ставим котлы в котельные, насосы - на станции. Деньги дальше направляются на модернизацию. Что касается социально-бюджетной сферы - укрепляется материально-техническая база учреждений культуры, спорта и образования. Приступили к благоустройству территорий, в прошлом году 8 и в этом
9 плоскостных спортивных площадок на школьных и дворовых территориях в Магадане поставили.

- Тема весьма актуальная, ведь как раз заканчивается год благоустройства…

- Да. Мы как раз приступили к комплексному благоустройству территорий из
15 - 20 жилых домов: укладываем бордюрный камень, увеличиваем проезды, решаем проблемы с размещением автотранспорта. В этом году отремонтировано 28 дворовых территорий, есть новые проезды в центре города, которых ранее не было. Сейчас на ул. Скуридина идет монтаж освещения, она стала очень красивой и благоустроенной. Мы стараемся создавать благоприятную среду для проживания. Хочу напомнить годы, когда в городе фонари вообще почти не светили, сейчас же с электроснабжением и наружным освещением все в порядке, ставим светодиодные лампы.

Пешеходные переходы оборудуем съездами для маломобильных граждан. Этим летом открыли Морской сквер, где раньше была стоянка для большегрузных машин. Многое здесь делалось не по проекту, а по жизненной необходимости в предельно короткие сроки, за два сезона. Сквер, и меня не переубедить в обратном, стал украшением города. Есть и другие места отдыха. Активно устанавливаем скульптурные композиции, которые привлекают туристов, горожан, создают особый уют, колорит.

Ремонтируем исторический центр Магадана, сохраняем лепнину на домах. Мы не всегда довольны качеством работ, признаю. Но по договору подрядчик несет перед нами ответственность за качество ремонта в течение трех лет, поэтому есть с кого спросить.

Появляются у нас и архитектурно-современные строения. Активно ведется и возведение многоквартирных домов.

На 75-летие города приезжало более 200 гостей из ДФО, центральных районов страны, городов-побратимов, были почетные жители и те магаданцы, которые давно покинули Колыму. Они признали, что город преображается, он современный.

Конечно, много что можно было бы сделать ускоренными темпами, но есть множество ограничивающих факторов. Главный - городская казна. Она в большей части социально ориентирована. Две трети - это зарплата бюджетников. Доля бюджета развития ничтожно малая, но нам удается привлекать средства и проводить благоустройство. Находим возможности путем перераспределения средств. В этом году направили более 300 млн. рублей на благоустройство.

ЧТО ПОМОЖЕТ СНЕГОУБОРКЕ?

- Вот снова пришла зима, и первый снег убрать не поспешили. В итоге на тротуарах опять лед, на него падает снег, и снова возникает опасность упасть, сломать себе что-нибудь. Неужели у нас так сложно коммунальщиков заставить работать?

- Нужна новая снегоуборочная техника. Мы ее планируем купить. А та, что есть, рассчитана из среднегодовых показаний выпадения осадков за предыдущие 5 - 10 лет. Сейчас нет госпредприятий, на которые можно было позвонить и распорядиться по телефону, чтобы все выехали на расчистку. Боремся со стихией. В прошлом году мы выделили
5 млн. рублей, чтобы убрать сверхнормативно выпавший снег. В экстренных ситуациях бизнесмены, у кого есть тяжелая техника, ее выделяют в помощь городу.

Но и жителям нужно осознавать свою ответственность. Не стоит забывать, что двор - это тоже часть территории, примыкающей к жилому дому. Только около 5 % жилфонда находится сегодня в муниципальной собственности, а все остальное - это частная. А когда кто-то не хочет платить за ремонт кровли и жалуется мне опять же, что коммунальщики не берутся ее чинить, остается только посоветовать провести общедомовое собрание и решить, кому за что платить или не платить. И то, что не почищен двор, - это также обязательство управляющей компании. В составе платы за содержание и текущий ремонт есть и эта часть. Не нравится УК или руководство ТСЖ? Принимайте в установленном порядке решение, меняйте их!

А с 2015 года, когда заработает система лицензирования управляющих компаний, мы будем оценивать качество их работы и закрывать те, что ненадлежащим образом выполняют свои функции. Я каждый четверг с ними собираюсь и постоянно говорю о том, что УК будут либо направлять деньги на нужды конкретных домов, либо платить штраф до 250 тыс. рублей, который попадет в бюджет, а здесь мы сами направим деньги туда, где они нужнее всего. Должна у людей сформироваться психология: я - собственник, я за все отвечаю! Если мы станем мыслить как собственники, то у нас в срок и мусор со снегом будут вывозить, и убирать в подъездах, и ремонтировать кровлю. Мы не должны быть равнодушными. А идти ко мне со своими квитанциями, как это нередко делают на приемах, не нужно. Эти вопросы должны легко решаться с УК.

- Просто говорят же, что со стороны оно всегда виднее. ЖКХ - тема наболевшая. Ко многим управляющим компаниям претензии. Но с другой стороны, никто в эту сферу деятельности не рвется. И еще одна странность - теперь ООО «Расчетный кассовый центр» принимает платежи за несколько УК. Почему так? Кому мы платим?

- РКЦ состоит в договорных отношениях с УК и оказывает им услуги по сбору средств. Может быть, с одной стороны, это и неплохо, чтобы не ходить в свою управляющую компанию, можно прийти туда. Но для нашего небольшого города, в котором люди могут осуществить платежи напрямую и что-то уточнить, это не так эффективно работает, как в мегаполисах. И к тому же у нас нет тенденции к массовому развитию таких центров.

«МАМОНТ» ? ЖКХ

- Когда в Нагаево устанавливали скульптуру «Время», которую в народе называют просто «Мамонт», по МТК буквально следующим прошел сюжет о том, что люди в
п. Снежный (у них там частные дома с подключенными коммуникациями) остались то ли без горячей воды, то ли без отопления по причине того, что коммунальные сети никому не принадлежали и должны были ремонтироваться, а цена вопроса 500 тысяч рублей была озвучена, за свой счет. Вот смотрят оба сюжета горожане и только злятся: зачем нам «Мамонт», если система ЖКХ на последнем издыхании? Какие в этом смысле у мэра Абрамова приоритеты?

- У мэра Абрамова приоритет направлять деньги на непосредственные нужды людей - гарантированное снабжение коммунальными услугами. А скульптуры мы устанавливаем за счет спонсорских средств.

Я благодарен всем физическим и юридическим лицам (а перечисляли в Фонд социального партнерства от 1000 до 2,5 млн. рублей в период подготовки к юбилею города) за отклик и реальную помощь. Мы определили план мероприятий и объем необходимых финансов. Есть у фонда попечительский совет, куда входят почетные граждане, уважаемые люди, представители общественности, где обозначили приоритеты по расходованию средств на изготовление и установку памятников В. С. Высоцкому, «Мамонта», сувенирную продукцию. Бюджетные же деньги пошли на благоустройство - бордюрный камень, деревья.

Впервые сделали выпускной бал для школьников с приглашением популярных артистов эстрады. Хороший фейерверк был в конце. Кто-то скажет, деньги выпустили в воздух, но на все, о чем только что сказал, их дали предприниматели и сами горожане.

Если предприниматели решили, что городу нужна еще и красота, это их мнение, финансы, мы с этим считаемся и можем только поблагодарить.

- Ну и еще одна поистине народная тема - ювелирные магазины, золотые, как их в народе называют, потому что простой человек в них не ходит. Зато продукты нужны всем, а в центре их и купить теперь почти негде: закрыли «Полярный», «Адмирал», еще несколько точек помельче. Ну разве это правильно? Бизнесменам, может, и хорошо, но народ-то недоволен. Если нельзя запретить, может, применить практику Советского Союза, когда к хорошему куску мяса в нагрузку давали мосол? Хочешь торговать золотом или спиртным? Тогда рядом ларек ставь с хлебом, молоком, куриным яйцом. Мое предложение в порядке бреда, конечно, но делать-то что-то надо, не все могут отовариваться на рынках, продуктовых базах.

- В центре любого города самая дорогая земля. Поэтому так случается, что одни магазины замещаются другими. Это рынок. Мы не вправе собственнику приказать, как ему вести бизнес. На сложившуюся систему недвижимости мы повлиять не можем. Но движемся в другом направлении: устанавливаем торговые павильоны в составе автобусных остановок, например, или стационарные. Смотрим, каким видом деятельности человек может в этом месте заниматься, чего району не хватает. Я отношусь отрицательно к тому, что магазины, некогда ставшие брендом Магадана, перепрофилируются. Безусловно, Сбербанк мог бы взять земельный участок и построить свой офис, который был бы функционально для этих целей приспособлен, и не занимать магазины «Полярный» и «Океан». Так же могли поступать и владельцы ювелирных магазинов. Наш народ, согласитесь, привык выходить из подъезда в халате и тапочках за продуктами. Есть в центре магазины, где продают продукты. Их не так уж мало. А те, кто утверждает, что там дорого, должны понимать, что есть предельная торговая надбавка на определенные виды товаров, поэтому цена на них сильно варьироваться не может. Когда до нас доходит информация о перепрофилировании того или иного магазина, пытаемся воздействовать, внушать, но во многом решают вопрос интересы продающей и покупающей сторон.

ЕСТЬ ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ

- Мы говорим с вами накануне Дня народного единства. Ежегодно в Магадане проходит праздник «Территория дружбы». Но это не просто какой-то день, а наш колымский менталитет. Как думаете, мы здесь действительно люди особой, «пятой» группы крови независимо от цвета кожи и разреза глаз?

- Я убежден в этом, основываясь на многих примерах! В других городах сталкиваюсь с магаданцами, а это такая общность, которая всегда находит притяжение друг к другу. Те землячества, которые сегодня существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Киеве и других городах, говорят, что на Колыме особая эмоциональная составляющая. Здесь люди более честные, чистые душой, доверчивые. Север в силу суровых климатических особенностей просто выдавливает отсюда тех, кто не в состоянии так жить, нести особые традиции. Печалит, что в последнее время много молодых людей уезжает за образованием. Это само по себе неплохо, но хотелось бы, чтобы они возвращались готовыми специалистами. У нас острая ситуация с кадрами, а уровень безработицы всего 0,6 %, чего практически не существует не только в других регионах РФ, но и в странах с развитой экономикой. У нас огромная потребность в работниках не административно-управленческого звена, а инженерно-технического. Не можем найти грейдериста, который смог бы зимой чистить снег так, чтоб не сломать бордюрный камень, иначе от него больше ущерба, чем пользы. Не хватает строителей, слесарей, сантехников, электриков, поэтому заинтересованы, чтобы люди закреплялись на этих рабочих местах, работали годами. Но, к сожалению, предложить такие зарплаты, как многие недропользователи, не можем. Пытаемся создать другие социальные гарантии, чтобы люди оставались. У города и области есть хорошие перспективы в точках опережающего экономического развития. Достаточно активно прорабатываются проекты, связанные с углеводородным сырьем, они все реализуемые, подтверждают правильность движения интересом коммерческих организаций.

- Сергей Васильевич, вам бывает стыдно за свою работу?

- А как же!

- А чем гордитесь?

- Наш город маленький, но он является областным центром крупнейшего региона России. Не случайно магаданцы, принимающие решение уехать отсюда, выбирают Москву и область, Петербург и область, Калининград. Это оценка качества нашей жизни, что лучше может быть только там, ведь туда, где хуже, никто не поедет. Радуюсь, когда удается сделать что-то хорошее и люди это положительно оценивают. Часто общаюсь с горожанами, большинство то, что делаю, рассматривают позитивно.

- Если бы некто сказал вам: «Даю любую сумму денег, неограниченные возможности. Сделай что-нибудь для города, которым руководишь». Что бы вы сделали?

- Я бы начал активно заниматься строительством комфортного жилья, многоквартирных домов, чтобы они были устремлены в будущее и преобразили облик нашего города. Есть участки земли, где это можно хоть сейчас сделать, сохранив брендовые точки, такие, как проспект Ленина с его уникальной архитектурой, самобытностью. Я бы привнес новые элементы благоустройства, транспортные развязки и построил бы еще более современные школы и детские сады, а также учреждения культуры и спорта. Хотя в этих направлениях есть заделы, и это все будет!

Когда время наше подойдет к концу, о чем Сергей Васильевич деликатно намекнет несколькими быстрыми взглядами на наручные часы, я неожиданно поймаю себя на мысли, что мэр Абрамов за один час и шесть минут смог то, что порой кому-то не удается за целую жизнь: заставил себя уважать. Он не сделал ничего, чтобы добавить весомости себе и своей работе перед журналистом областного издания, на страницах которого мэрию и структурные подразделения ругают чаще прочих. Он просто смотрел мне в глаза. Один час и шесть минут. Ни разу не отвел взора, несмотря на несколько откровенно неудобных вопросов. Мог бы разозлиться, мол, какое право имеете к мэру города, да с таким? Или скривиться: зачем время отнимаете, вам ли этого не знать?! Но в нем есть тот такт, выдержка, воспитание, интеллигентность и, если хотите, порода, которые угадываются в людях, для особой роли предназначенных. А что это, если не роль совершенно иного порядка - управлять столицей золотой Колымы?

Автор: Татьяна Хрипун








Колымские колонки