Художник создает образ через себя

/uploads/posts/2014-09/1411769771_galdin.jpg



Изобразительные работы Юрия Галдина, члена Союза художников России, известны как в нашей стране, так и за рубежом.
Органами местного самоуправления города Магадана в 2014 году Юрий Алексеевич Галдин признан «Человеком года».


УЧЕБА

Изобразительное искусство притягивало Юрий Галдина с детства. Одним из любимых предметов в школе у него был урок рисования. Параллельно с учебой он занимался в студии ИЗО.

Как многие ребята, не оставлял в стороне спорт – играл в хоккей. По завершении школьного образования в Воронеже, в 1972 году поступил в знаменитое художественное училище имени Георгия Константиновича Савицкого в городе Пенза. Оно имеет более чем столетнюю историю.

Об училище художник отзывается с огромным уважением, почтением и теплотой: «Есть пензенская школа, есть московская художественная школа (училище имени 1905 года), школа «Серовка» – имени Валентина Серова – Питерская. Все эти художественные училища имеют свой стиль обучения, подачи материала, свой дух. Эти школы созданы великими художниками, мастерами. В них преподавали великие художники, создатели духа школы. Для создания школы очевидно нужно время. Создать такой пласт?.. Он с одного раза не создается. Как и консерватории. Есть маститые консерватории – питерская, московская. Там коллектив преподавателей со своим стилем, со своей подачей материала. Они, как и те художественные училища, имеют свои корни. Эти корни питают и преподавателей, и учеников. Вот это прежде всего».

С огромной благодарностью Юрий Алексеевич говорит о своем ведущем педагоге Георгии Демидовиче Епишине. «Он театральный художник – для нас вершина, абсолютный авторитет. Мы ходили смотреть его спектакли. Учились. Впитывали в себя».

***

Своей архитектурой, функциональностью училище обязано Г.К. Савицкому. Ю. Галдин говорит: «Мастерские там находятся наверху. Спроектированы и выстроены так, что зимой светло в них до четырех-пяти вечера. Можно заниматься живописью при дневном свете, без электричества».
Здесь надо обратить внимание на то, что электрический свет искажает цветопередачу. Поэтому для живописи необходим дневной свет.

Георгий Константинович Савицкий (1887-1949 гг.) в 1907 году закончил пензинское художественное училище, после чего поступил в Петербургскую художественную академию, выпускником которой стал в 1915 году. После 1917 года состоял в ассоциации художников революционной России (АХРР). Темой его творчества являлся «героический реализм». Во время Великой Отечественной войны работал в «Окнах ТАСС». Помимо живописи, иллюстрировал произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова. Много занимался графикой и акварелью.

***

Студенты училища один раз в полгода проходили практику в пензенском театре. Здесь они осваивали специальности, необходимые им в будущем на работе. Это специальность бутафора, декоратора, сценографа. Сценография включает в себя эскизы для будущего спектакля, изготовление макетов, эскизы костюмов, планировку сцены по ходу спектакля.

***

На выбор жизненного пути художника, наверное, оказало влияние и то, что судьба родителей Юрия Алексеевича была связана с театром, с музыкой. Ольга Николаевна актриса областного Воронежского театра. Отец Алексей Федосеевич, выпускник Харьковской консерватории, долгие года по контракту работал в Германии. Затем преподавал в Воронеже. В 1965 году приехал в Магадан, где также преподавал в Магаданском музыкальном училище.
Интересно и то, что художник Юрий Галдин родился в городе Сочи, где семья проживала на улице Театральной. Дочь художника Инга Юрьевна – актриса Владимирского академического театра. Театр недавно вернулся из Сочи, где находился на гастролях.

О том, что Юрий Алексеевич стал художником, он говорит: «У меня, наверно, так и должно было произойти».

В МАГАДАНЕ

В 1976 году по окончанию учебы в училище выпускник театрально-декоративного отделения Юрий Галдин приезжает в Магадан и приступает к работе преподавателем в Магаданском художественном училище.
В 1977 году был направлен по комсомольской путевке на службу в военно-морской флот. Служил на базе подводных лодок, на субмарине. В 1980 году демобилизовался.
В Магадане морская тематика сопутствовала художнику и после службы. В графике им были созданы работы, связанные с морем. Это «В порту», «Воспоминание о флоте».
В Магадане в управлении «Охотскрыбвода» художник создал морской музей.

Ю. Галдин участвует в международных выставках «Инрыбпрома» и ВДНХ, где становится призером и дипломантом.

ЗАДАЧИ ХУДОЖНИКА В?ТЕАТРЕ

Главный художник Магаданского музыкально-драматического театра Юрий Галдин в процессе работы над оформлением спектакля взаимодействует буквально со всеми его участниками.

Об этом он говорит так:

– Художник знакомится с пьесой. Интересуется – как режиссер хочет подать пьесу, в каком ключе. Что видит режиссер главным в спектакле. Вот на эти акценты режиссера и должен ориентироваться художник.

Задача художника в театре заключается в создании сценографического образа, костюмов, реквизита, чтобы актеру на сцене было удобно играть и, конечно, чтобы он чувствовал эпоху. Режиссер, как правило, задает тон, энергетику, основные принципы строительства спектакля. Художник все это вместе с режиссером воплощает.

Режиссер-постановщик и художник-постановщик должны работать, понимая друг друга – тогда будет результат. Расхождения бывают. Люди по разному смотрят на спектакли, по разному их оценивают. У режиссера может быть трактовка спектакля иная, чем у художника. Это преодолевается. Если предложения художника подходят режиссеру – он их принимает. Но иногда может не соглашаться. Режиссер отбирает для спектакля музыку, это его прерогатива, особенно в оперетте. Если это музыкальная постановка – распределяет на роли актеров.

Юрий Алексеевич поясняет:

– Художнику необходимо знать эпоху и ту среду, в которых действуют актеры. Если это время ренессанса, то сценография, костюмы должны соответствовать эпохе Возрождения. В современной пьесе, естественно, костюмы должны соответствовать нашему времени. Художник-постановщик курирует производство самого спектакля, цеховое производство – костюмы, пошивочный цех, декорационный цех, бутафорский цех, изготовление декораций. Все это происходит под контролем художника-постановщика.

Как рождается образ? Это может быть натуральный набросок, может быть навеян театром. Или я увидел человека, и вот он, образ. Это происходит неожиданно, внепланово. Я сначала делаю этюдные наброски карандашные. Смотрю. Или он остается, или поиск продолжается. Из набросков вырастает образ.

Спектакль может быть поставлен малыми сценографическими средствами, а может быть декорации необходимы монументальные, тяжелые, с несколькими планами, с большим объемом мебели, реквизитов. Театральная сценография очень условна. В театре условно могут быть дверь, окно, стена, все что угодно. В театре все условно. Как что подать и для чего это нужно, решают режиссер с художником. Но декорации не должны мешать актеру, перегружать его.

В процессе подготовки к спектаклю делается макет декорации в масштабе. Это необходимо для того, чтобы актеру было визуально понятно, где и какие действия происходят, чтобы он знал, где выходы.

***

За последнее время Юрий Алексеевич оформлял такие спектакли, как «Граф Калиостро», «Цыганский барон», «Аккомпаниатор», «Сторож», спектакли для детворы «Летучий корабль», «Красная Шапочка».

***
Во время беседы затронули и тему механического оснащения сцены. Сейчас для нее монтируется круг – это вращающееся на полу сцены устройство. Юрий Алексеевич поясняет: «Декорации не надо носить, передвигать. Все это будет монтироваться на круге.

Достаточно кругу повернуться, допустим, на 200 градусов – другая картина. Для театральной сцены это очень важно. Круг является базовой конструкцией для театральных сцен. На основе круга большие возможности для сценографии. Круг позволяет поворачивать декорации, показывать разные планы, из одной сценографической конструкции создавать три картины».
Следует сказать, что работа художника-постановщика требует от него филигранного чутья к пропорциям между актером, сценой, декорациями, восприятием зрителя, воздействию софитов на сценическую композицию.

***
В своей книге «Моя жизнь в искусстве» Константин Станиславский пишет о том времени, когда художников стали привлекать для оформления драматических пьес. Это начало прошлого века. «Художники стали не только желанными, но необходимыми членами театральной семьи – от чего вкусы и требования зрителя все более и более росли».

И тут же он высказал опасение в отношении влияния художников на сценографию. «На сценический портал они смотрят, как на большую раму для своей картины, а на театр, как на выставку».
Это приводило к определенным коллизиям. Разногласия приходилось решать на ходу, что мешало и режиссеру, и актерам. И тогда, как пишет Станиславский: «От него (художника) требовалось, чтобы он стал до известной степени и режиссером». Так зародилась профессия художника-постановщика. Среди оформителей спектаклей были такие именитые художники, как Коровин, Левитан.

О ХУДОЖНИКАХ

Юрий Алексеевич является участником региональных, областных, всероссийских выставок. Естественно, что была затронута тема творчества отечественных художников. О них Ю. Галдин говорит на той высокой ноте, где каждое имя произносится благоговейно:
– Художники России – великие мастера. Их вклад в галерею мировой живописи огромен.
Юрий Алексеевич называет ряд имен знаменитых русских художников и за каждым именем в памяти возникает образ той или иной картины: Саврасова – «Грачи прилетели», Васильева – «Оттепель», Васнецова – «Три богатыря», Репина – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Серова – «Петр I».
– Импрессионизм я также принимаю, особенно Аристарха Лентулова, Фалька, – говорит Галдин.
Коснулся разговор и «Черного квадрата на белом фоне» Казимира Малевича, написанного им в 1913 году и выставленного на художественной выставке в 1915 году.

О своем пути к супрематизму Малевич сказал: «… Это творение интуитивного ума. Лицо нового искусства… Долой изображение действительности, долой идеальные образы – ничего другого, кроме ощущения». Упомянем и о том, что Казимир Малевич с 1923 по 1926 годы руководил Ленинградским институтом художественной культуры.
Поисходив по разным художественным течениям – фовизму, кубизму, футуризму, в 1932 году возвратился к реализму. Им были написаны полотна – «Девушка с ребенком» 1932 г., «Работница» 1933 г., «Голова матери» 1933 г. Годы жизни художника (1878-1935 гг.).
О полотнах Малевича Галдин говорит: «Он не трогает».

В ИТАЛИИ

Картины Ю. Галдина, его графика экспонируются на международных выставках как Ближнего, так и Дальнего зарубежья.
«Когда я бываю в Италии – во Флоренции, – рассказывает Юрий Алексеевич, – обязательно захожу в галерею Уффици. Там есть зал Боттичелли, где выставлены его картины «Весна», «Рождение Венеры». Сначала прохожу по галерее, а потом возвращаюсь в зал Боттичелли. Художник написал эти картины за несколько столетий до нас\. До нашего времени. Они настолько современны, понятны и в тоже время непонятно, как это можно вообще создать. Великое искусство».
«Весну» С. Боттичелли писал в 1477-1478 году.

«ВРОДЕ МАСТЕРСКИ,А НЕ ТРОГАЕТ»

Сейчас, в век цифровых технологий, небольшая часть художников прибегает к помощи этой техники, пишет свои картины при помощи слайдов. Сфотографировал – и списал. Конечно, картина смотрятся красиво. «Вроде мастерски, а не трогает», – говорит Юрий Алексеевич. И иначе ощущается полотно, если художник пишет с натуры, под небом. Галдин поясняет: «На пленэре преломляется душа художника. Художник создает образ через себя. Это его взгляд, мысли, душа. Тогда оно искренне получается, притягивает. Тогда она настоящая картина».

УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ

Юрий Алексеевич участник художественных выставок. Назовем некоторые из них:

6-ая зональная «Советский Дальний Восток» (1985 г., Владивосток), Вторая республиканская «Художники автономных республик, областей и национальных округов РСФСР» (Москва, 1989 г.), Седьмая зональная выставка «Советский Дальний Восток» (Якутск, 1990 г.) и др.
Выставлялись полотна Юрия Алексеевича среди картин магаданских художников в 1991 году в США, в г. Анкоридж.
В 1998 году состоялась персональная выставка в Магадане. 2000 год ознаменовался выставкой «Имени Твоему». Посвящена она была 2000-летию Рождества Христова и прошла в Москве.
В 2001 году произведения Юрия Алексеевича экспонировались на выставке магаданских художников в Южно-Сахалинске.
В 2002 г. Галдин участвовал в Международной художественной выставке «Европастель» (Италия) и передвижной выставке «Петербургский фестиваль» (С-Петербург).
В 2004 – 10-ая Всероссийская художественная выставка «Россия», Москва и Международный художественный салон Вернон, Франция.
В 2005 г. Международная художественная выставка «Победа», Москва и Международная художественная выставка «Святая Анастасия надежда мира» (Сербия).

В 2006 г. – Персональная выставка в Магадане, в 2007 г. – Международная художественная выставка «Искусство за мир в Европе» (Мондова-Италия), в 2009 г. – Всероссийская художественная выставка «Россия XI» (Москва) и 2-ой фестиваль российской графики Дальнего Востока «Серебряная волна» (Магадан). В 2010 г. – Всероссийская выставка «Художники флоту» (Владивосток), в 2012 г. – Международный пленэр пастелистов Италия и в 2013 г. – Международная выставка «Пейзажи провинции Кунео в пастелях художников России в Италии» (Ярославль, Москва, С-Петербург, Углич, Петрозаводск) и персональная художественная выставка «Итальянский пленэр» в Магадане.

Работы Юрий Галдина приобретены художественным фондом РСФСР, областным краеведческим музеем, областной библиотекой им. А.С. Пушкина, хранятся в частных собраниях в России и за ее пределами.

Летом этого года Юрий Алексеевич побывал в Италии. Каждая такая поездка несет в себе новые сюжеты для живописи, графики, дает определенный импульс для творчества.

В Магадане, в областной универсальной библиотеке им. А.С. Пушкина состоялась выставка произведений Юрия Галдина. Серия акварельных и графических работ носит название «Три столицы мира». Это «Берлин», «Мосты Будапешта», «Пражские башни».
Художник всегда в поиске, в труде. Он живет своим творчеством. Оно питает его.

О. МИХАЙЛОВ (фотография Издательство «Охотник»)