МЕРТВЫЙ ГРУЗ. Морпорт не справляется с работой

/uploads/posts/2014-09/1411008828_morport.jpg



У магаданских грузополучателей и раньше было немало претензий к работе торгового порта. Но сегодня предприниматели, особенно торговцы овощами и фруктами, возмущены до предела: товар портится в контейнерах, не успевая добраться до прилавков.

Свекла да морковка

В овощном отделе рынка «Урожай» непривычно тихо. Торговцев мало, а кое-где стоят корзины с одной свеклой да морковкой - все, что осталось с прошлого привоза. «А где товар-то? Что, конкуренцию не выдержали?» - спрашиваем у одного из немногих продавцов зеленью.
«Так весь товар в контейнерах, не разгрузили еще в порту. Все там, дежурят, чтобы быстрее забрать», - отвечает продавец. К слову, его лоток полон, фруктов и овощей там лежит в избытке. Вот только цены - не по карману. В ходе разговора выясняется, что он-то уже перешел на доставку самолетом. Дорого, зато товар придет вовремя и не испортится. А у собратьев по цеху, говорит он, уже несколько раз приходил груз с таким опозданием, что половину можно было сразу выбрасывать, а все, что осталось, - уценять и пытаться быстро продать.

При этом главная проблема не в том, что груз долго идет в Магадан, - сроки разгрузки в порту неприлично увеличились.

Противостояние

На самом деле произошло вот что. В 2013 году руководство порта нашло метод стимулирования грузополучателей, использующих территорию порта в качестве площадки хранения грузов. Сначала контейнер разгружали и отправляли на контейнерную площадку. Там он хранился 6 льготных суток, затем его перевозили на тыловую площадку. Стоимость перемещения одного контейнера была установлена в 4,5 тыс. рублей (кстати, примерно столько же стоит разгрузка одного контейнера в ММТП), плюс сутки хранения контейнера стоили 515 рублей. Таким образом, с одного контейнера, если грузополучатель не успел оформить документы или задержался с получением, порт имел весьма приятную сумму. Причем, чем больше груз, тем больше стоили сутки хранения и перемещение, а при простое груза более 30 дней тариф увеличивался в 2 раза.

Жить бы да добра наживать с такими тарифами морскому порту. Но тут сказочке конец пришел в образе решения УФАС. По коллективному заявлению от нескольких грузополучателей антимонопольщики возбудили дело о нарушении законодательства.

Иными словами, ручеек дополнительного дохода у морского порта иссяк. Руководство ММТП заявило, что будет обжаловать решение антимонопольной службы, однако никакого заявления от портовиков еще не поступало, как сообщил руководитель управления федеральной антимонопольной службы Василий ЗАДОРОЖНЫЙ,

Пострадавшая сторона

На сегодняшний момент ситуация выглядит следующим образом. Если раньше в порту работало до трех смен докеров, то сейчас осталась одна.
«Мы выдерживаем время обработки судов, за одну смену мы выгружаем порядка 200 контейнеров, - пояснил «АиФ-Магадан» зам. директора Магаданского торгового порта Александр КАРПОВ, - это установленная норма, сверх которой порт имеет право не работать. Все зависит от равномерности подхода судов, если их нет, то нет и смысла держать дополнительные смены».

Результат такого подхода очевиден: главными пострадавшими от конфликта между портовиками, получателями грузов, не желающими платить за время хранения и перемещение грузов по внутрипортовым тарифам, и антимонопольной службой, стоящей на стороне закона, стали мы, покупатели. Доступных по цене овощей и фруктов на рынках и в магазинах с каждым днем становится меньше...

Владимир ДОПЕ

Автор:  Владимир ДОПЕ "АиФ-Магадан"